СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земная поверхность на плане и карте. Масштаб

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разобраны понятия условные знаки, их виды; масштаб. есть небольшие упражнения на закрепление. 

Просмотр содержимого документа
«Земная поверхность на плане и карте. Масштаб»

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Земная поверхность на плане и карте. Масштаб Урок 15 Полярная звезда 5 класс

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Земная поверхность на плане и карте. Масштаб

Урок 15 Полярная звезда 5 класс

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Для чего нужны условные знаки и масштаб Люди с древности используют графические символы. Довольно сложно сказать, когда именно возникли самые первые географические карты. На всех континентах планеты археологи находят древние примитивные рисунки на камнях, костях или дереве, созданные первобытными людьми. Так они изображали местность, в которой им приходилось жить, охотиться и защищаться от врагов. В Игнатьевской пещере на берегу реки Сим в южной части Уральских гор, близ села Серпиевка Челябинской области учеными было идентифицировано более 20 одиночных изображений и 40 групп рисунков возрастом 14–16 тысяч лет.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Для чего нужны условные знаки и масштаб

Люди с древности используют графические символы.

Довольно сложно сказать, когда именно возникли самые первые географические карты. На всех континентах планеты археологи находят древние примитивные рисунки на камнях, костях или дереве, созданные первобытными людьми. Так они изображали местность, в которой им приходилось жить, охотиться и защищаться от врагов.

В Игнатьевской пещере на берегу реки Сим в южной части Уральских гор, близ села Серпиевка Челябинской области учеными было идентифицировано более 20 одиночных изображений и 40 групп рисунков возрастом 14–16 тысяч лет.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Изображение строений и населенных пунктов на старинных картах Рисованные знаки Раньше, в далеком прошлом, предметы на картах передавались картинным способом . Каждый предмет обозначался рисунком, понятным без каких-либо пояснений. Этими рисунками передавались особенности каждого объекта, например, внешний вид храмов в городах, породы деревьев и т. д. Достоинствами такого способа являются наглядность, простота и доступность в понимании объекта. Но делать какие-либо расчеты и измерения по такой карте нельзя. В настоящее время этот способ находит применение на туристских картах, картах-панорамах и на различных детских картах. 

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Изображение строений и населенных пунктов на старинных картах

Рисованные знаки

Раньше, в далеком прошлом, предметы на картах передавались картинным способом . Каждый предмет обозначался рисунком, понятным без каких-либо пояснений. Этими рисунками передавались особенности каждого объекта, например, внешний вид храмов в городах, породы деревьев и т. д.

Достоинствами такого способа являются наглядность, простота и доступность в понимании объекта. Но делать какие-либо расчеты и измерения по такой карте нельзя. В настоящее время этот способ находит применение на туристских картах, картах-панорамах и на различных детских картах. 

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Совершенствование условных знаков населенных пунктов Графические знаки С расширением знаний о земной поверхности, с развитием военного дела возникла необходимость в отображении на картах все более широкого круга предметов. В этих условиях стало весьма затруднительным сохранять на картах индивидуальные свойства каждого местного предмета. Потребовалось ввести для однородных предметов общие обозначения. Рисунки постепенно заменялись горизонтальными проекциями объектов. Постепенно такие рисунки стали заменять условными знаками. Многие условные знаки по своему рисунку напоминают сами предметы, поэтому их легко можно запомнить, а так же его может нарисовать даже ребенок. Кроме того, качественную характеристику объектов передает цвет условных знаков.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Совершенствование условных знаков населенных пунктов

Графические знаки

С расширением знаний о земной поверхности, с развитием военного дела возникла необходимость в отображении на картах все более широкого круга предметов. В этих условиях стало весьма затруднительным сохранять на картах индивидуальные свойства каждого местного предмета. Потребовалось ввести для однородных предметов общие обозначения. Рисунки постепенно заменялись горизонтальными проекциями объектов.

Постепенно такие рисунки стали заменять условными знаками.

Многие условные знаки по своему рисунку напоминают сами предметы, поэтому их легко можно запомнить, а так же его может нарисовать даже ребенок. Кроме того, качественную характеристику объектов передает цвет условных знаков.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Азбука плана и карты Без знания условных знаков нельзя читать карту, так же как нельзя прочесть книгу, не зная букв. С помощью условных знаков на карте наглядно передается действительная картина местности. Условные знаки  -  это символы, обозначающие  на планах и картах различные объекты . В РФ и странах СНГ используется 465 условных знаков во Франции – 288, в США - 243, в Германии – 231. Знаки постоянно совершенствуются. Более того, во многих странах используются почти одинаковые знаки.  Главные требования, к условным знакам: -удобство и простота; - опознаваемость; - компактность; -передавать точное местоположение объекта. Фруктовый Луг  Отдельно сад стоящее дерево РТ стр.25 зад 1

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Азбука плана и карты

Без знания условных знаков нельзя читать карту, так же как нельзя прочесть книгу, не зная букв. С помощью условных знаков на карте наглядно передается действительная картина местности.

Условные знаки  -  это символы, обозначающие

на планах и картах различные объекты .

В РФ и странах СНГ используется 465 условных знаков

во Франции – 288, в США - 243, в Германии – 231.

Знаки постоянно совершенствуются. Более того, во многих странах используются почти одинаковые знаки.

Главные требования, к условным знакам:

-удобство и простота;

- опознаваемость;

- компактность;

-передавать точное местоположение объекта.

Фруктовый

Луг

Отдельно

сад

стоящее

дерево

РТ стр.25 зад 1

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Условные знаки масштабные внемасштабные пояснительные (контурные ) Учебник Стр. 38

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Условные знаки

масштабные

внемасштабные

пояснительные

(контурные )

Учебник Стр. 38

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Масштабные знаки Иначе они называются площадными или контурными . Их используют для обозначения объектов, занимающих заметную площадь. Чаще всего они имеют чёткую границу, отображаемую на карте сплошными линиями или разными пунктирами (контурами) определённого цвета. Контур заполнен знаками или цветом. Растительность обозначается зелёным цветом: Гидрологические объекты обозначают голубым (синим) цветом: Оранжевый (жёлтый) цвет обозначает некоторые формы рельефа: На плане : горы; озёра; пруды; плоскогорья; леса; луга; сады; болота; возвышенности; водохранилища; кустарники пески; На карте: низменности; моря и океаны ледники и фирновые поля. пустыни.  Пашня  Река  Пески

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Масштабные знаки

Иначе они называются площадными или контурными . Их используют для обозначения объектов, занимающих заметную площадь. Чаще всего они имеют чёткую границу, отображаемую на карте сплошными линиями или разными пунктирами (контурами) определённого цвета. Контур заполнен знаками или цветом.

Растительность обозначается зелёным цветом:

Гидрологические объекты обозначают голубым (синим) цветом:

Оранжевый (жёлтый) цвет обозначает некоторые формы рельефа:

На плане :

горы;

озёра; пруды;

плоскогорья;

леса; луга; сады;

болота;

возвышенности;

водохранилища;

кустарники

пески;

На карте: низменности;

моря и океаны

ледники и фирновые поля.

пустыни.

Пашня

Река

Пески

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Внемасштабные знаки Обозначают слишком малые объекты, которые нельзя показать в масштабе. Их наносят на крупных картах, потому что они – хорошие ориентиры. Обозначение на карте занимает гораздо больше места, чем объект на территории. Его действительное положение отмечает главная точка топографического символа, (поэтому он называется точечным ). Линейные Точечные Реки, шоссе, линии электропередач, тропинки, границы, ручьи, овраги Мельница, источник, деревья, памятники, церкви, домик лесника, колодцы  Колодец Шоссе

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Внемасштабные знаки

Обозначают слишком малые объекты, которые нельзя показать в масштабе. Их наносят на крупных картах, потому что они – хорошие ориентиры. Обозначение на карте занимает гораздо больше места, чем объект на территории. Его действительное положение отмечает главная точка топографического символа, (поэтому он называется точечным ).

Линейные

Точечные

Реки, шоссе, линии электропередач, тропинки, границы, ручьи, овраги

Мельница, источник, деревья, памятники, церкви, домик лесника, колодцы

Колодец

Шоссе

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Пояснительные представленные значком, числом, надписью или всем этим вместе, служат для дополнительной характеристики объектов. Расстояние между деревьями Высота деревьев (м) Толщина (м) Ширина (м) Характер грунта (песок) Глубина (м) Отметка уреза воды Скорость течения (м/с)

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Пояснительные

представленные значком, числом, надписью или всем этим вместе, служат для дополнительной характеристики объектов.

Расстояние между деревьями

Высота деревьев (м)

Толщина (м)

Ширина (м)

Характер грунта (песок)

Глубина (м)

Отметка уреза воды

Скорость течения (м/с)

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Прочти рассказ Недавно мы были в гостях у дедушки. Его стоит на За которым растет Через нее проходит старая Если пойти по ней, то можно выйти на берег . На берегу расположилась . Справа от нее , где растут вкусные яблоки. дуб . б.о 10

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Прочти рассказ

Недавно мы были в гостях у дедушки. Его стоит на

За которым растет Через нее проходит старая

Если пойти по ней, то можно выйти на берег .

На берегу расположилась . Справа от нее , где

растут вкусные яблоки.

дуб .

б.о

10

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Масштаб Слово

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Масштаб

Слово "масштаб" немецкое и означает - "мерная палочка".

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшены по сравнению с реальным расстоянием на местности

РТ стр.25 зад 1

Масштаб обозначают заглавной буквой «М»

Способы записи масштаба

Линейный

Численный

Именованный

Атлас стр. 8-9

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Численный масштаб М 1 : 25 000 000 Показывает, что в одном см на листе бумаги содержится 25 000 000 см на местности .  Значит при составлении плана действительные расстояния между географическими объектами уменьшены в 25 000 000 раз.  Пользоваться таким масштабом не очень удобно, поэтому сантиметры переводят в метры или километры. Именованный масштаб  Показывает какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане В 1 см 250 километров  Атлас стр. 8-9 РТ стр.25 зад 2,3

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Численный масштаб

М 1 : 25 000 000

Показывает, что в

одном см на листе бумаги содержится 25 000 000 см на местности .

Значит при составлении плана действительные расстояния между географическими объектами уменьшены в 25 000 000 раз.

Пользоваться таким масштабом не очень удобно, поэтому сантиметры переводят в метры или километры.

Именованный масштаб

Показывает какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане

В 1 см 250 километров

Атлас стр. 8-9 РТ стр.25 зад 2,3

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Линейный масштаб Позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля, измерителя или полоски бумаги. Он показан в виде вспомогательной линейки. Первый сантиметр слева делится на 5 равных участков. Линейный масштаб не заменяет численный и именованный, а приводится на ряду с ними. Линейный Численный   Именованный Атлас стр. 8-9 РТ стр.25 зад 2,3

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Линейный масштаб

Позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля, измерителя или полоски бумаги.

Он показан в виде вспомогательной линейки. Первый сантиметр слева делится на 5 равных участков.

Линейный масштаб не заменяет численный и именованный, а приводится на ряду с ними.

Линейный

Численный

Именованный

Атлас стр. 8-9 РТ стр.25 зад 2,3

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Изображение объекта на картах разного масштаба  М в 1 см 150 км М в 1 см 60 км М в 1 см 30 км

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Изображение объекта на картах разного масштаба

М в 1 см 150 км

М в 1 см 60 км

М в 1 см 30 км

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Переведите численный масштаб  в именованный и наоборот Ответ: в 1 см - 50 м Численный 1 : 5 000 1 : 65 000 000 Ответ: в 1 см - 650 км Ответ: 1 : 4 0 00 000 Именованный в 1 см - 40 км в 1 см - 800м  Ответ: 1 : 80 0 00

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Переведите численный масштаб в именованный и наоборот

Ответ: в 1 см - 50 м

Численный 1 : 5 000

1 : 65 000 000

Ответ: в 1 см - 650 км

Ответ: 1 : 4 0 00 000

Именованный в 1 см - 40 км

в 1 см - 800м

Ответ: 1 : 80 0 00

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Работаем с планом местности

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Работаем с планом местности

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Домашнее задание § 10 (пересказ), РТ: тема 10 задания 1-3,6-9 (доделать) Творческое задание : Используя придуманные тобой и принятые условные знаки нарисуй план по сказке : Гуси-лебеди или Колобок или Красная Шапочка

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Домашнее задание

§ 10 (пересказ),

РТ: тема 10 задания 1-3,6-9 (доделать)

Творческое задание :

Используя придуманные тобой и принятые условные знаки нарисуй план по сказке : Гуси-лебеди или Колобок или Красная Шапочка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!