Амфибии
– греческое слово “ двоякоживущие”.
Земноводные
– русское слово, содержит в себе название сред, где обитают эти животные.
Амфибии обитают:
- В водной среде – дышат через
кожу;
- в наземно–воздушной среде
дышат легкими.
? Какие особенности внешнего и внутреннего строения позволяют лягушкам обитать в двух различных средах?
Тема:
«Покорители суши – земноводные»
Цель:
Исследование особенностей внешнего и внутреннего строения в связи с выходом на сушу и сохранения признаков водного обитания лягушки.
Выберите правильное суждение:
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. + ─
2. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь. + ─
3. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище в хвост. + ─
4. Глаза рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. + ─
5. Рыбы не имеют органы слуха. + ─
6. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. + ─
7. Кровеносная система рыб имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце, состоящее из предсердия и желудочка. + ─
8. Пищеварительная система рыб: Р – Г – П – Ж – К , есть печень и поджелудочная железа. + ─
9. Органы дыхания рыб – жабры. + ─
10. Органы выделения рыб – почки и мочевой пузырь. + ─
11. Температура тела рыб низкая, но постоянная. + ─
12. Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию огромного количества икринок. + ─
- 1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. + ─ 2. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь. + ─ 3. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище в хвост. + ─ 4. Глаза рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. + ─ 5. Рыбы не имеют органы слуха. + ─ 6. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. + ─ 7. Кровеносная система рыб имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце, состоящее из предсердия и желудочка. + ─ 8. Пищеварительная система рыб: Р – Г – П – Ж – К , есть печень и поджелудочная железа. + ─ 9. Органы дыхания рыб – жабры. + ─ 10. Органы выделения рыб – почки и мочевой пузырь. + ─ 11. Температура тела рыб низкая, но постоянная. + ─ 12. Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию огромного количества икринок. + ─
Строение влажной кожи
Внешнее строение
С веками
Внешнее строение лягушки:
рисунок
Скелет
широкий
КАКИЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ,
СВЯЗАННЫЕ С НАЗЕМНЫМ
ОБРАЗОМ ЖИЗНИ, ВОЗНИКЛИ
У ЛЯГУШКИ?
Как выдумаете, чем дышат лягушки?
Как лягушка ловит мух
Оставаясь неподвижной, лягушка следит за мухой подвижными глазами, а ее мозг рассчитывает точку встречи и команды мышцам ног. Ноги залпом подбрасывают и разворачивают тело таким образом, чтобы точка встречи оказалась перед кончиком головы. В этот момент мозг вносит поправки и дает команду мышцам языка выброситься изо рта. Перехват летящей мухи происходит так быстро, что мы не успеваем рассмотреть движения лягушки
Пищеварительная система
- Вспомните пищеварительную систему рыб, что появляется у лягушки?.
Слюнные железы
Кровеносная система
- Кровообращение личинок земноводных сходно с кровообращением рыб. Взрослые земноводные имеют трёхкамерное сердце, разделённое на два предсердия и желудочек. Земноводные – первые животные, у которых появились два круга кровообращения. Артериальная кровь от лёгких и кожи поступает в левое предсердие; с венозной кровью из правого предсердия она смешивается лишь частично благодаря строению и работе артериального конуса сердца
Выделительная система
Нервная система и органы чувств
- Мозговая коробка маленькая. Головной мозг земноводных включает, в частности, сравнительно хорошо развитый передний мозг и недоразвитый мозжечок. Органы чувств представлены органами зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса; у головастиков имеется боковая линия.. Ухо у высших земноводных имеет барабанную перепонку и появляется среднее ухо.
Развитие земноводных
- РАЗВИТИЕ Развитие лягушки происходит с превращением.
-
Задание: Составьте схему развития земноводных в тетради.
Одно существительное – урок
Два прилагательных (какой?) - ___________, _____________________________________.
Три глагола (чему научились?) - ______________, ___________ и ________________________.
Ваше состояние на уроке(4-5 слов) - _____________________________________.
Ваши пожелания - _____________________________________ .
Всем спасибо за работу на уроке!
Урок подготовила и провела учитель химии и биологии МОУ СОШ
с. Елабуга
Лапина О. В.
Ответ неправильный.
Ответ правильный. Молодец!!!