Жан Фуке
Жизнь и творчество
Жан Фуке (Jean Fouquet) (1415-1420 – 1478-1481) — французский художник-живописец, портретист и миниатюрист. Фуке почитается как глава Турской школы живописи и первый живописец французского Возрождения.
О художнике сохранилось крайне мало информации, неизвестны даже точные даты его рождения и смерти.
Жан Фуке родился в городе Тур, предположительно в период с 1415 по 1420 год. Считается, что Фуке учился живописи в Париже, а затем уехал в Италию, где познакомился с искусством итальянских мастеров Возрождения.
После нескольких лет проведённых в Италии, Жан вернулся в родной Тур, женился и открыл собственную художественную мастерскую.
Весьма быстро художник прославился на своей родине и в 1461 году начал работать при дворе Карла VII, а затем Людовика XI.
Жан Фуке писал не только для королей, но и вообще для всей элиты и аристократии Франции тех времён. В 1475 году ему был присвоен почётный титул Королевского живописца.
Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.
Его рисунки были тщательно продуманы: он применял технические средства, чтобы привлечь внимание зрителя через композицию на основе кругов, золотых и правильных многоугольников.
Как правило, это делалось с использованием центральной окружности и второй, которая была частью верхней половины кадра. Обратите внимание на связь между этими двумя портретами, как первый и более общий круг приводит к второму более конкретному.
В Эскизе «Коронация Людовика VI» можно наблюдать «воздушную перспективу», которая выдвигает на первый план атмосферные эффекты. В данном эскизе повторяется фон Мадонны канцлера Ролен, нарисованный в 1435 году, где Ван Эйк использовал ландшафт, в котором отражение проецируется к зрителю. В обоих случаях, мосты отражаются в воде и в миниатюре. Также следует отметить, что в обеих работах персонажи выглядят более резко.
Собственно, главным направлением творчества Жана Фуке было иллюстрирование рукописей в технике иллюминирования – яркой, выразительной, превращавшей книгу в произведение изобразительного искусства. Изготовление рисунков, оформление страниц в книге тогда выполнялось вручную, как и написание самого текста. Фуке занимался созданием миниатюр для часословов – сборников молитв. Самым выдающимся таким произведением мастера из Тура стал Часослов Этьена Шевалье, иллюстрации жизни Христа и Богородицы. До настоящего времени сохранилось 47 изображений, которые хранятся в разных музеях Европы и Америки.
Стиль Фуке объединял использование ярких насыщенных цветов готики, итальянских принципов создания перспективы, в том числе и «воздушной» – когда объем приобретает небо на картине, от фламандцев он перенял натуралистичность и реалистичность. Новая школа, начало которой положил Жан Фуке, объединила тосканский стиль и опыт Ван Эйка в нечто самобытное и весьма высоко оцененное современниками.
«Меленский диптих»
Около 1450 года Фуке создал свою самую известную работу под названием «Меленский диптих». Религиозный диптих Жана Фуке из Соборной церкви Нотр-Дам в Мелён - один из шедевров французской живописи и искусства XV века. Заказчиком был Этьен Шевалье, казначей короля Карла VII, для которого Жан Фуке уже создал великолепный иллюминированный манускрипт «Часослов».
Шедевр , который сейчас считается одной из величайших картин эпохи Возрождения во Франции XV века, состоит из двух частей. На левой панели в коленопреклоненной позе изображен заказчик Этьен Шевалье. Слева от него – святой Стефан. Последний, облаченный в мантию дьякона, держит книгу, на которой находится зазубренный камень - символ его мученичества. Из смертельной раны на макушке капает кровь. В руке у него главные опознавательные атрибуты – Евангелие и камень, которым он впоследствии был убит. Оба героя смотрят на правую панель с Богородицей.
На правой створке изображена Мадонна, которая восседает на троне в абстрактном пространстве. Фон выполнен в стиле итальянского Возрождения и очень похож на церковный интерьер. Он демонстрирует пилястры, чередующиеся с инкрустированными мраморными панелями. Отчетливо видна фреска с надписью «Estienne Chevalier» (отсылка к заказчику работы). Еще одно упоминание о донаторе содержит Иисус. Младенец сидит на коленях у Мадонны. Его палец указывает в сторону Шевалье, как бы предполагая, что его молитва о божественном милосердии будет услышана. Мадонна изображена с удивительно тонкой талией, модной стрижкой и в великолепном наряде. Ее трон украшен внушительными жемчужинами, драгоценными камнями и изысканными золотыми кистями. Фон заполнен херувимами, раскрашенными в ярко-красный и синий цвета. Лицо и кожа Аньес окрашены в бледно-серый цвет, напоминающий гризайль. Вероятно, это авторский намек на факт ее смерти в 1450 году.
Скандальный фурор
Подобное авторское видение произвело не только фурор в обществе того времени, но и оказалось скандальным. Главная причина в том, что общество узнало героиню. Это Аньес Сорель – исключительно красивая и влиятельная любовница короля (она изображена с геометрически закругленной обнаженной грудью). Заказчик и казначей Шевалье вместе с Аньес Сорель управляли шатким королевством Карла VII. Диптих содержит надпись на задней стороне антверпенской панели, датируемую XVIII веком. Она сообщает, что диптих был подарен Этьеном Аньес после клятвы, которую он дал после ее смерти.
Обнаженная грудь остается загадкой. Совершенно ясно – на полотне нет и намека на то, что Мадонна собиралась кормить Иисуса. Большие размеры, дерзкий вид и идеально сферическая форма - это преднамеренная демонстрация чувственной красоты, что совершенно неуместно для Царицы Небесной. Если учесть местоположение диптиха – в церкви – изображение выглядит просто кощунственно. Однако, как утверждают придворные летописцы Частеллен и Энеа Сильвио Пикколомини (позже Папа Пий II), полотно сыграло в пользу королю. Более того, в то время мало кто из верующих посчитал бы кощунственным называть умершую королевскую любовницу Девой Марией. Мнение о работе было различным. Например, картина не нашла одобрения у голландского историка искусства и средневекового летописца Йохана Хейзинга, который назвал картину ужасающей .