Жанр песни
в русской литературе
Песня в литературе – это стихотворное произведение, предназначенное для исполнения солиста или хора.
Для литературной песни характерны следующие признаки:
- Описанные автором реальные события из жизни человека и его переживания во всём их многообразии;
- Строфическая организация, напоминающая о форме лирического стихотворения, но более свободная по построению (здесь могут чередоваться разные строфы: четверостишия, двустишия и т.д.);
- Наличие повторяющихся строк или припева, т.е. той части песни, которая повторяется почти без изменений.
Черты народной песни:
- Множество повторов (лексические повторы, повторы строк, строф)
Блажен , кто смолоду был молод,
Блажен , кто вовремя созрел…
(А.С. Пушкин)
Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
Лес не тот !
Куст не тот !
Дрозд не тот !
(М.И. Цветаева)
Эпифора -повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)
2. Использование просторечной лексики
(например, пугаюся вместо пугаюсь; кудрявыя вместо кудрявый);
3. Психологический параллелизм –последовательное сопоставлении картин природы, и человеческих переживаний, человеческой души;
4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах (-к-, -еньк-, -ушк- и др);
5. Изобилие частиц: уж, да, ли и т.д.;
6. Риторические восклицания и вопросы.
1-й вариант:
ищет черты народной песни в песне А.Ф. Мерзлякова.
И отвечает на вопросы: Какой художественный образ занимает центральное место в песне? Как этот образ помогает передать основное настроение песни?
2-й вариант:
ищет черты народной песни в песне А.П. Вяземского.
И отвечает на вопросы: Кто является главным героем песни? Каково его настроение?
Синквейн
это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк .
1 строка – существительное;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Своей работой на уроке я не совсем доволен, мне было сложно, у меня остались некоторые вопросы.
Я доволен своей работой на уроке, мне все понятно.
На уроке я работал неплохо, но мог бы и лучше.
Домашнее задание:
Какие черты народной песни вы увидели в песне И.И. Козлова «Вечерний звон»? Какое настроение испытывает лирический герой песни? Подтвердите примерами из текста.