СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жанр песни в русской литературе 19-го века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет являться сопровождением к первому уроку в системе.

Просмотр содержимого документа
«"Жанр песни в русской литературе 19-го века"»

Жанр песни в русской литературе

Жанр песни

в русской литературе

Песня в литературе – это стихотворное произведение, предназначенное для исполнения солиста или хора.

Песня в литературе это стихотворное произведение, предназначенное для исполнения солиста или хора.

Для литературной песни характерны следующие признаки: Описанные автором реальные события из жизни человека и его переживания во всём их многообразии; Строфическая организация, напоминающая о форме лирического стихотворения, но более свободная по построению (здесь могут чередоваться разные строфы: четверостишия, двустишия и т.д.); Наличие повторяющихся строк или припева, т.е. той части песни, которая повторяется почти без изменений.

Для литературной песни характерны следующие признаки:

  • Описанные автором реальные события из жизни человека и его переживания во всём их многообразии;
  • Строфическая организация, напоминающая о форме лирического стихотворения, но более свободная по построению (здесь могут чередоваться разные строфы: четверостишия, двустишия и т.д.);
  • Наличие повторяющихся строк или припева, т.е. той части песни, которая повторяется почти без изменений.
Черты народной песни: Множество повторов (лексические повторы, повторы строк, строф)  Блажен , кто смолоду был молод, Блажен , кто вовремя созрел… (А.С. Пушкин) Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Лес не тот ! Куст не тот ! Дрозд не тот ! (М.И. Цветаева) Эпифора -повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)

Черты народной песни:

  • Множество повторов (лексические повторы, повторы строк, строф)

Блажен , кто смолоду был молод,

Блажен , кто вовремя созрел…

(А.С. Пушкин)

Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

Лес не тот !

Куст не тот !

Дрозд не тот !

(М.И. Цветаева)

Эпифора -повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)

2. Использование просторечной лексики (например, пугаюся вместо пугаюсь; кудрявыя вместо кудрявый); 3. Психологический параллелизм –последовательное сопоставлении картин природы, и человеческих переживаний, человеческой души; 4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах (-к-, -еньк-, -ушк- и др); 5. Изобилие частиц: уж, да, ли и т.д.; 6. Риторические восклицания и вопросы.

2. Использование просторечной лексики

(например, пугаюся вместо пугаюсь; кудрявыя вместо кудрявый);

3. Психологический параллелизм –последовательное сопоставлении картин природы, и человеческих переживаний, человеческой души;

4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах (-к-, -еньк-, -ушк- и др);

5. Изобилие частиц: уж, да, ли и т.д.;

6. Риторические восклицания и вопросы.

1-й вариант: ищет черты народной песни в песне А.Ф. Мерзлякова. И отвечает на вопросы: Какой художественный образ занимает центральное место в песне? Как этот образ помогает передать основное настроение песни? 2-й вариант: ищет черты народной песни в песне А.П. Вяземского. И отвечает на вопросы: Кто является главным героем песни? Каково его настроение?

1-й вариант:

ищет черты народной песни в песне А.Ф. Мерзлякова.

И отвечает на вопросы: Какой художественный образ занимает центральное место в песне? Как этот образ помогает передать основное настроение песни?

2-й вариант:

ищет черты народной песни в песне А.П. Вяземского.

И отвечает на вопросы: Кто является главным героем песни? Каково его настроение?

Синквейн это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк .

Синквейн

это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк .

1 строка – существительное; 2 строка – два прилагательных; 3 строка – три глагола; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1 строка – существительное;

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Своей работой на уроке я не совсем доволен, мне было сложно, у меня остались некоторые вопросы. Я доволен своей работой на уроке, мне все понятно. На уроке я работал неплохо, но мог бы и лучше.

Своей работой на уроке я не совсем доволен, мне было сложно, у меня остались некоторые вопросы.

Я доволен своей работой на уроке, мне все понятно.

На уроке я работал неплохо, но мог бы и лучше.

Домашнее задание:  Какие черты народной песни вы увидели в песне И.И. Козлова «Вечерний звон»? Какое настроение испытывает лирический герой песни? Подтвердите примерами из текста.

Домашнее задание:

Какие черты народной песни вы увидели в песне И.И. Козлова «Вечерний звон»? Какое настроение испытывает лирический герой песни? Подтвердите примерами из текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя