Жанры инструментальной и вокальной музыки
(Открытый урок в 5 классе)
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств:
музыки и литературы.
Задачи:
Обучающая: уметь определять жанры вокальной музыки
Развивающая : способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти ,
тембрового слуха, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Оборудование: компьютер, экран, портреты композиторов, презентация.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный
Музыкальный материал: С.В. Рахманинов « Вокализ», Г. Свиридов «Романс» , «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона, Баркарола» Ф.Шуберта
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок. Приветствие
2. Сообщение темы урока:
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и литературе.
3. Актуализация знаний.
-Что связывает между собой эти два искусства?
-Что такое вокальная музыка?
-Какие жанры вокальной музыки мы знаем?
-Что такое инструментальная музыка?
-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?
4. Основной этап урока
Беседа
Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Какие средства музыкальной выразительности мы знаем? (перечисляем)
Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.
- Как вы думаете, почему?
Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.
В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне
- Что стало бы с песней без стихотворного текста?
Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.
Останется самое главное – мелодия.
- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?
И получится песня без слов.
Слушание и анализ музыкальных произведений:
раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.
Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.
(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)
- Что это за жанр?
Может быть, вы вспомнили и произведение?
- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).
Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.
- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?
- Нужны ли здесь слова?
Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».
-Что такое интонация?
Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.
Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
(Звучит романс Г.Свиридова)
- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?
- Пел ли здесь кто-нибудь?
- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?
Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.
И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.
А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.
Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.
Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.
Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,
-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?
(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)
познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».
Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?
(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)
- Так почему романс назван «Баркаролой»?
- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?
- Что общего между песнями без слов и баркаролой?
5. Подведение итогов урока.
- О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?
- Что такое вокализ?
- Что такое романс?
- Что такое баркарола?
- Что такое песни без слов?
- С какими композиторами встретились сегодня на уроке?
- Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?
Да - это мелодия-душа музыки.
Домашнее задание: выписать в один столбик вокальные жанры, в другой столби инструментальные жанры.
Литературные источники:
Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
Г.П. Сергеева., Е.Д. Критская /Музыка: 5 кл: учебник для общеобраз. организаций/М.: Просвещение, 2014.