СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Жанры инструментальной и вокальной музыки

(Открытый урок в 5 классе)

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств:

музыки и литературы.

Задачи:

Обучающая: уметь определять жанры вокальной музыки

Развивающая : способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти ,

тембрового слуха, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Оборудование: компьютер, экран, портреты композиторов, презентация.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный

Музыкальный материал: С.В. Рахманинов « Вокализ», Г. Свиридов «Романс» , «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона, Баркарола» Ф.Шуберта


Ход урока:

1. Организация учащихся на урок. Приветствие


2. Сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и литературе.


3. Актуализация знаний.


-Что связывает между собой эти два искусства?

-Что такое вокальная музыка?

-Какие жанры вокальной музыки мы знаем?

-Что такое инструментальная музыка?

-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?

4. Основной этап урока

Беседа

Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Какие средства музыкальной выразительности мы знаем? (перечисляем)

Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.

- Как вы думаете, почему?

Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне

- Что стало бы с песней без стихотворного текста?

Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.

Останется самое главное – мелодия.

- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?

И получится песня без слов.

Слушание и анализ музыкальных произведений:

  • раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.

Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)

- Что это за жанр?

Может быть, вы вспомнили и произведение?

- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.

- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

- Нужны ли здесь слова?

Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

-Что такое интонация?

Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

(Звучит романс Г.Свиридова)

- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?

- Пел ли здесь кто-нибудь?

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)

- Так почему романс назван «Баркаролой»?

- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

- Что общего между песнями без слов и баркаролой?

5. Подведение итогов урока.

- О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

- Что такое вокализ?

- Что такое романс?

- Что такое баркарола?

- Что такое песни без слов?

- С какими композиторами встретились сегодня на уроке?

- Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Да - это мелодия-душа музыки.

Домашнее задание: выписать в один столбик вокальные жанры, в другой столби инструментальные жанры.



































Литературные источники:

  1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.

  2. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.

  3. Г.П. Сергеева., Е.Д. Критская /Музыка: 5 кл: учебник для общеобраз. организаций/М.: Просвещение, 2014.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!