Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чапаевская основная общеобразовательная школа»
Секция
Русский язык
Жаргонизмы в речи школьников
Автор:
Скуйбеда Данил Вадимович,
учащийся 9 класс
Руководитель:
Егорова Тамара Венедиктовна
учитель русского языка и литературы
Д. Чапаево, 2012 год
Содержание:
1.Введение 3
2. История изучения понятия «жаргон» в лингвистике 5
3. Исследование особенностей школьного жаргона 7
4. Результаты исследования школьного жаргона 8
5.Заключение 10
6. Список литературы 11
Приложение:
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Хорошую речь хорошо и слушать.
Пословица
Известный русский академик Д.С.Лихачев сказал: Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Актуальность и практическая значимость работы:
Наша научно- исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной
лексики в речи учащихся среднего звена общеобразовательной сельской школы. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно. Мы выбрали для исследования эту тему, потому что она нам близка и понятна, потому что понимаем, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи бывает довольно сложно. Мы понимаем, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго, настойчиво и внимательно – прислушиваясь, читая и изучая. И надеемся, что это исследование будет нашим первым шагом в борьбе за чистоту русского языка против ненормированной лексики, которая засоряет его.
Цели исследовательской работы:
Изучить особенности речи современных школьников.
Проанализировать речь учащихся школы с точки зрения количественного использования ими жаргонизмов, выяснить лексическое значение употребляемых жаргонизмов, частотность их употребления.
Классифицировать школьную жаргонную лексику с точки зрения их тематического разнообразия.
Задачи:
Определить понятие « жаргон».
Проследить историю изучения жаргонной лексики в лингвистике .
Провести анкетирование учащихся с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой .
Методы исследования:
Изучение научной литературы по данной проблеме.
Анкетирование учащихся 6-9 классов.
Наблюдение.
Анализ употребляемой учащимися бытовой лексики, не входящей в состав общеупотребительной лексики, в процессе неформального общения или неподготовленного речевого акта.
Объект исследования:
Неформальное общение учащихся, неподготовленный речевой акт.
Гипотеза:
В процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется жаргонная лексика, что является в средних классах современной общеобразовательной школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
История изучения понятия «жаргон» в лингвистике
Анализируя научную литературу по данной проблеме, мы выяснили, что в разные периоды истории человеческого общества возникали сообщества людей, объединенных общим делом, интересами, сознанием братства и отчужденности от окружающего мира, которые изобретали свои, особые способы общения, используя при этом приемы шифрования, сокрытия информации. Именно так и возникает жаргонная лексика, происхождение которой тесно связано с общественно-политическими процессами в обществе в целом.
Но и это еще не все. Так как жаргонная лексика имеет ярко выраженный эмоционально-экспрессивный оценочный характер, то ее истоки своими корнями уходят в древнерусскую литературу, где встречались уже тогда отдельные элементы экспрессивно окрашенной лексики, близкой по своим функциям и роли в языке и обществе с современными жаргонизмами. Такую лексику ученые обнаружили в «Молении Даниила Заточника», в «Исповеди» протопопа Аввакума, в письмах Ивана Грозного. И производителем такой лексики было молодое поколение, для которого было очень важно иметь свой, непонятный для других язык.
Поэтому было бы несправедливо считать, что этот пласт лексики недостоин изучения и научного обоснования. Напротив, время показало, что молодежная форма общения всегда существовала, существует и будет существовать, так как молодежь и подростки составляют целую социальную группу русскоязычного населения России, различную по своим интересам. Поэтому первостепенной нашей задачей в процессе работы над проектом стало теоретическое обоснование понятия «жаргон».
Так что же это такое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились прежде всего к различным толковым и энциклопедическим словарям и выяснили, что во многом определение в них этого понятия совпадает. К проблеме изучения жаргонной лексики обращались многие ученые. Мы обнаружили, что толкование этого понятия дано в энциклопедическом словаре Эфрона еще в 1907 году, который был издан в Санкт-Петербурге. Попытки изучения жаргонной лексики были сделаны в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, который изучал язык бродячих торговцев, городских воров– карманников.
В 20-30 годах 20 века разговорную речь захлестнули волны новых языковых вливаний – митинговый язык революции 1917 года, язык революционных солдат и матросов, воров и новой волны беспризорников. Появились работы ученых лингвистов Г.Виноградова, С.Я.Капорского. В это время был создан Институт живого слова, занимающийся изучением речи различных социальных слоев, в том числе и жаргонов в среде школьников.
Не осталась в стороне от этой проблемы и современная лингвистическая наука. «Лингвистический энциклопедический словарь» гласит следующее: «Жаргон (от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста».
Авторы учебника «Современный русский литературный язык» (1999 года издания под редакцией П.А.Леканта) к данной формулировке добавляют еще одну группу носителей русского языка, использующую жаргонизмы. Это люди, связанные совместным времяпровождением. Иногда термин « жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому его часто заменяют терминами «сленг, арго».
Учитывая различные трактовки жаргона, мы считаем, что жаргон – это слова, используемые в устной повседневной речи определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые имеют ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несут тайный, непонятный для всех смысл.
Исследование особенностей школьного жаргона
Молодежь в современной России представляет целую социально-демографическую группу. Это не просто молодые люди, а слой молодого населения страны, еще не взрослые, но уже и не дети, основным занятием которых является получение образования с целью подготовки к будущей профессии. В эту же группу входят и учащиеся школы, возрастные границы которых составляют от 6-7 лет до 17-18 лет в современной школе. Эта группа весьма подвижна, так как уходят одни поколения, их сменяют другие. Поэтому и лексический состав школьной жаргонной лексики весьма изменчив. И прежде всего это связано с изменением личностных критериев школьников, их нравственных ориентиров, общественно-политическими процессами, происходящими в государстве, с бурным развитием науки и техники (появление интернета, компьютерной техники, мобильного телефона), активными заимствованиями лексики из иностранных языков. Одни поколения зачитывались произведением Каверина « Два капитана», а их любимыми телепередачами были « Клуб кинопутешественников» и киножурнал « Ералаш», а нынешние школьники увлечены криминальными телесериалами и просмотром передач «Реальные пацаны», «Comedi – club», которые способствуют активному усвоению и дальнейшему употреблению жаргонной лексики и ненормированной лексики в целом, особенно учащимися сельской общеобразовательной школы, когда большую часть своего свободного времени дети проводят у телевизора по той причине, что по-другому организовать свой досуг нет возможности.
Современный школьник–подросток стремится к самореализации, стремится быть самобытной личностью, в том числе и в области языка, собственного, самобытного, особенного, нацеленного на то, чтобы не допустить проникновения в свой круг, в свою среду чуждый элемент. Но в то же время учащиеся активно владеют и обширным кругом общеупотребительной лексики, литературными словами. Поэтому, говоря о школьном жаргоне, мы согласны с мнением ученых о том, что для современного школьника характерно своеобразное двуязычие: во время неформального общения и неподготовленного речевого акта они активно используют жаргонную лексику, а в письменной речи – общеупотребительную разговорную, книжную и литературную лексику. Поэтому школьный жаргон является только одним из уровней современного устного разговорного языка современного подростка.
Особенностью школьного жаргона является и тот факт, что он существует, изменяется и развивается только в школьной среде и для других социальных группах может быть неактуален, хотя и возможны языковые взаимодействия и взаимопроникновения. Кроме этого школьная жаргонная лексика отличается ярко выраженной эмоциональной окрашенностью своих языковых средств.
Результаты исследования школьного жаргона
В процессе исследования было проведено анкетирование учащихся 6-9 классов и проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения.
Мы пришли к следующим результатам:
1. Большинство учащихся 6-9 классов нашей школы характеризуется бедностью словарного запаса, неумением всегда точно, правильно и образно выразить свои мысли и нежеланием контролировать правильность своей устной речи.
2.Учащиеся 6-9 классов в своем большинстве не считают употребление жаргонов в своей речи явлением, отрицательно влияющим на культуру их общения с окружающими их людьми. Более того, самыми популярными ответами в ученических анкетах стали такие варианты:
использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками, способствует избежать конфликтности в отношениях, помогает не стать «белой вороной» в своей среде;
жаргонизмы делают речь понятной для друзей;
употребление жаргонизмов модно и современно.
3.В устной речи учащихся школы можно выделить следующие наиболее часто употребляемые тематические группы жаргонной лексики:
Наименование учебных предметов, факультативных занятий.
Название предметов быта и техники, используемой в быту.
Продукты.
Одежда.
Части человеческого тела.
Деньги.
Состояние человека, оценка чего- либо: поступков человека, качеств предметов.
Название действий, совершаемых человеком, чувств, эмоций человека.
Сфера досуга.
4. Анализ жаргонной лексики, употребляемой учащимися 6-9 классов, выявил, что ее тематика отражает интересы учащихся, их проблемы, она употребляется чаще всего в значении существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Кроме этого можно говорить о том, что ее экспрессивная окраска может быть положительной, одобрительной и резко негативной, отрицательной. Причем эти соотношения приблизительно равны.
5. Среди причин использования жаргонизмов в речи учащихся были названы следующие:
Желание выражаться модно, оригинально, современно.
Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все.
Возможность выражаться иносказательно, чтобы не поняли старшие: родители, учителя.
Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка.
Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка.
Желание казаться более взрослым.
6. Анкета содержала вопрос, связанный с источниками пополнения речи учащихся жаргонной лексикой. Самыми популярными ответами стали следующие:
Влияние средств массовой информации: телевидения, Интернет-ресурсов, газет и журналов.
Криминализация современного общества, высокий уровень преступности в стране, активное информирование населения России об истории жизни криминальных авторитетов, уголовных преступлениях через СМИ.
Поток иностранной заимствованной лексики из европейских языков для определения современных тенденций в моде, в мире музыки, искусства. Чаще всего учащимися школы употребляются слова из английского языка, который изучается в нашей школе и которые часто употребляются в целом в молодежной среде.
Внешкольное общение ( праздники, дискотеки, молодежные тусовки).
Заключение
В процессе исследования школьного жаргона мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, культура речи, чистота русского языка – это не личное дело. Это дело общественное.
Во-вторых, убедились в том, что употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего.
Учащиеся 6-9 классов далеко не всегда могут точно выражать посредством языка свои мысли, выражать свои чувства и эмоции. Неспособность найти в своем лексиконе общеупотребительное или литературное слово, недостаточный словарный запас в их речи восполняется жаргонной лексикой, которая, отличаясь ярко выраженной эмоциональной окраской, является для учащихся понятным и доступным средством общения в своей относительно устойчивой подростковой среде, члены которой объединены возрастом, кругом интересов и совместным времяпровождением.
В-третьих, так как, по мнению большинства опрошенных учащихся, избежать в повседневном общении употребления жаргонной лексики невозможно, то учащиеся должны стремиться к тому, чтобы жаргонизмы не проникали в их письменную речь. Ведь они не являются украшением речи школьника. Иными словами, использование жаргонной лексики учащимися должно быть уместным и оправданным в конкретной речевой ситуации.
В-четвёртых, ни один закон, принятый Государственной Думой или Президентом России, неспособен привести к полной ликвидации жаргонной лексики в речи подростков. Необходим иной выход. И возможно он состоит в том, что подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то уже сегодня он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, выработать в себе устойчивую потребность владеть грамотной устной разговорной речью.
Таким образом, трудно не согласиться с мнением большинства ученых-лингвистов о том, что жаргонная лексика – это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи учащихся в процессе неформального речевого общения. А это значит, что наша гипотеза о том, что жаргонная лексика в современной школе является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением, оказалась верной. Но с этим невозможно мириться.
И здесь нельзя не согласиться с мнением Д.С.Лихачева, который в своих « Письмах о добром и прекрасном» писал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллектуальности человека, степень его психологической уравновешенности».
Список литературы:
Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи.РЯШ.,1987 г.,№3.
Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-На-Дону,2001..
Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2005г., №5.
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. 1996.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
Современный русский язык. Учебник. П.А.Лекант. М.: Высшая школа,1999 г
Стенин И.А. Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 2004 г.
Приложение 1.
Пример | Часть речи | Лексическое значение |
| | |
Кайф | Сущ. | Наслаждение |
Дятел | Сущ. | Тупой человек |
Тормоз | Сущ. | Отстающий в развитии человек |
Ботаник | Сущ. | Усердный ученик |
Ботва | Сущ. | Ерунда |
Штукатурка | Сущ. | Макияж |
Крыша | Сущ. | Защита |
Шмотки | Сущ. | Одежда |
Шпора | Сущ. | Шпаргалка |
Прикид | Сущ. | Наряд |
Жбан | Сущ. | Голова |
Стрелка | Сущ. | Заранее помеченная встреча, драка |
Мелкий | Сущ. | Малыш |
Чувак | Сущ. | Обращение к парню |
Контроша | Сущ. | Контрольная работа |
Отстой | Сущ. | Что-то плохое, неудачное |
Лузер | Сущ. | Человек, отстающий в развитии |
Трояк, трешка, тройбан | Сущ. | Оценка «три» |
Домашка | Сущ. | Домашняя работа |
Параллельно | Нареч. | Все равно |
Прикрой варежку | Словосочетание | Прикрой рот |
Бочку катить | Словосочетание | Иметь претензии |
Зажигать | Глагол | Начинать первым, а потом веселиться |
Меня не колышет | Словосочетание
| Мне все равно |
Трещать | Глагол | Смеяться, разговаривать без остановки |
Приложение 2.
Анкета 1.
Для чего вы употребляете жаргонизмы?
22