Открытый урок
Тема: «Железнодорожные узлы»
План проведения занятия
Тема 1 Общие понятия и классификация железнодорожных узлов.
Тема 2 Классификация железнодорожных узлов. Основные схемы узлов.
Тема 3 Развязки подходов и обходы в железнодорожных узлах.
Тема 4 Обходы железнодорожных узлов.
Общие понятия
Железнодорожный узел – это станция или группа станций, расположенных в пункте слияния нескольких железнодорожных направлений.
Основные устройства железнодорожных узлов:
1 Устройство для обслуживания грузового движения;
2 Устройство для обслуживания пассажирского движения;
3 Устройства обеспечивающие пропускную способность в узле.
Классификация железнодорожных узлов. Основные схемы узлов
Железнодорожные узлы классифицируются :
1 По характеру эксплуатационной работы;
2 По экономико-географическому расположению;
3 По геометрическому сочетанию.
Основные схемы железнодорожных узлов
Железнодорожный узел с одной станцией
Узлы с одной станцией образуются в небольших городах, в местах пересечения двух магистральных линий или примыкания одной магистрали г другой. Узлы с одной станцией могут быть участковыми, когда через узел в основном пропускаются транзитные потоки, и сортировочными, если потоки преимущественно перерабатываются в узле. Узлы с одной станцией относятся к транзитным узлам.
Железнодорожный узел крестообразного типа
Узлы крестообразного типа сложились в пунктах пересечения магистральных линий под прямым углом или близким к прямому, имеющих незначительный объем взаимной корреспонденции вагонопотоков .
Железнодорожный узел треугольного типа
Узлы треугольного типа образуются в пунктах слияния трех-четырех магистральных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию вагонопотоков.
Железнодорожный узел с параллельным расположением станций
Узлы с параллельным расположением станций образуются при определенных местных условиях и наличии широкой, но короткой площадки, достаточной для расположения пассажирской и сортировочной станции.
Железнодорожный узел с последовательным расположением станций
Узлы с последовательным расположением станций – это узлы, вытянутые в длину. Такие узлы образуются при особых топографических (долина реки) или планировочных (крупный город с промышленными предприятиями, размещенными на большом протяжении вдоль железной дороги) условиях.
Железнодорожный узел радиального типа
Узлы радиального типа образуются на основе существующих узлов с одной станцией в результате примыкания к ним радиально расходящихся линий, имеющих самостоятельные станции.
Железнодорожный узел тупикового типа
Узлы тупикового типа образуются в конечных пунктах магистральных линий, где зарождается и погашается движения грузовых и пассажирских поездов.
Железнодорожный узел кольцевого типа
Кольцевые узлы образуются в пунктах слияния большого числа магистральных линий, связываемых между собой окружной дорогой, идущей в обход города.
Железнодорожный узел полукольцевого типа
Полукольцевые узлы часто образуются при наличии естественного препятствия, мешающего сооружению полного кольца. Узлы такого типа имеют глубокие тупиковые вводы в город.
Железнодорожный узел комбинированного типа
Узлы комбинированного типа возникают в результате поэтапного развития узлов более простых схем: последовательного развития существующих узлов в связи с примыканием новых магистральных линий или строительства новых элементов.
Промышленный железнодорожный узел
Промышленные железнодорожные узлы в своем составе имеют несколько станций, непосредственно обслуживающих промышленные предприятия, которые могут размещаться как на сети железных дорог общего пользования, так и на путях необщего пользования.
Развязки подходов и обходы в железнодорожных узлах
На узловых участковых и сортировочных станциях и в узлах при передаче вагонов с линии на линию или из парка в парк возникают точки слияния, разветвления и пересечения маршрутов.
Различают три вида пересечения путей:
1 в одном уровне без устройства шлюзов;
2 в одном уровне с устройством шлюзов;
3 в разных уровнях с устройством путепроводных развязок.
Пересечения в одном уровне
Пересечения в одном уровне устраивают при благоприятных топографических условиях и сравнительно небольших размерах движения.
Развязки путей в разных уровнях
Развязки путей в разных уровнях устраивают в большинстве крупных узлов в пунктах пересечения железнодорожных линий.
Различают три вида развязок:
1 по роду движения (со специализацией путей для грузового и пассажирского движения);
2 по направлениям (на многопутных линиях при изменении числа главных путей);
3 по линиям (в местах пересечения линий без специализации по роду движения).
Развязки по линиям проектируются только в узлах, где пересекаются две однопутные линии или однопутная с двухпутной, имеющие незначительную взаимную корреспонденцию поездопотоков.
Развязки по направлениям характерны для узлов с одной станцией, треугольного, крестообразного типов, вытянутых в длину, кольцевых и комбинированных.
Развязки по роду движения сооружают при наличии в узле специализированных станций (грузовых, сортировочных, пассажирских).
Обходы железнодорожных узлов
В крупных узлах в необходимых случаях проектируются железнодорожные обходы и соединительные пути для пропуска транзитных грузовых поездов и угловых потоков без захода на станции узла. Обходы могут использоваться для примыкания подъездных путей крупных промышленных предприятий.
Схема обхода пассажирской и сортировочной станций в узле
Схема обхода узла с размещением на нем грузовой станции
Спасибо за внимание!