Лекция 1 Станции и узлы стр.2
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНЦИЯХ И УЗЛАХ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Сегодня железные дороги России продолжают выполнять значительную (по объемам) часть грузовых и пассажирских перевозок. В условиях рыночных отношений в борьбе за клиента перед отраслью стоит задача повышения эффективности работы транспортного конвейера, совершенствования технических устройств и технологии работы.
Станции и узлы являются важнейшими элементами железнодорожного транспорта, так как они осуществляют взаимодействие железных дорог с грузоотправителями и грузополучателями; выполняют широкий комплекс работ по обслуживанию пассажиров; обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта.
Общесетевое значение станций и узлов в значительной мере определяется мощностью их технического оснащения и, прежде всего, путевым развитием. Длина станционных путей составляет более половины эксплуатационной длины всей сети железных дорог.
Для обеспечения необходимой пропускной способности и безопасности движения поездов каждая железнодорожная линия делится раздельными пунктами на перегоны и блок-участки.
Раздельными пунктами являются путевые посты, разъезды, обгонные пункты и станции.
Путевой пост (блок-пост) – временный или постоянный раздельный пункт на железнодорожной линии, не имеющий путевого развития. На линиях с полуавтоматической блокировкой является границей блок-участка. На двухпутных линиях с автоблокировкой временные путевые посты организуются во время проведения ремонта путей для перевода поездов с одного пути на другой.
Разъезд — раздельный пункт на однопутной линии, путевое развитие которого предназначено для выполнения скрещения и обгона поездов.
Обгонный пункт — раздельный пункт на двухпутной линии, имеющий путевое развитие для выполнения обгона поездов.
Разъезды и обгонные пункты кроме главных путей имеют один или два пути для приема поездов.
В небольшом объеме на обгонных пунктах и разъездах могут выполняться пассажирские и грузовые операции. Вся основная работа с поездами, по обслуживанию пассажиров, работа с грузами, принадлежащими предприятиям и организациям, выполняется на станциях.
Станциями называются раздельные пункты с путевым развитием и специальными устройствами, где производятся операции по пропуску (скрещению, обгону), приему и отправлению поездов, обработке грузов и обслуживанию пассажиров, а также по формированию и расформированию поездов, осмотру, экипировке и ремонту подвижного состава и др.
По техническим признакам (путевому развитию и наличию станционных устройств) станции делятся на:
промежуточные – выполняют прием и отправление, обгон и скрещение поездов, посадку и высадку пассажиров, прием, выдачу и хранение грузов и багажа;
участковые станции обеспечивают смену поездных локомотивов или локомотивных бригад, изменение направления движения поезда, формирование сборных и участковых поездов, техническое обслуживание и коммерческий осмотр транзитных поездов, ремонт локомотивов и вагонов, а также выполняют пассажирские и грузовые операции;
сортировочные – производят переработку вагонов, формируют все категории поездов; выполняют осмотр и ремонт локомотивов и вагонов; в небольшом объеме выполняют пассажирские и грузовые операции.
По характеру выполняемой работы выделяют:
грузовые станции – на них выполняется погрузка, выгрузка, хранение грузов, прием грузов от отправителей и выдача грузов получателям, а также оформление документов;
пассажирские станции – обеспечивают посадку, высадку и обслуживание пассажиров, продажу билетов, прием и отправление пассажирских поездов;
пассажирские технические – станции организуют подготовку пассажирских составов, осмотр, ремонт, уборку и мойку пассажирских вагонов, снабжение вагонов топливом и водой (экипировку) и т.п.;
объединенные – выполняют несколько видов работ.
По объему выполняемой работы станции делятся на: внеклассные, 1, 2, 3, 4, 5 классов.
Расположение на железнодорожной линии разъездов и обгонных пунктов определяется ее пропускной способностью. Обычно расстояние между разъездами составляет около 10 км, между промежуточными станциями в густонаселенных районах 10÷15 км. Участковые станции размещаются через 120÷200 км, а сортировочные
- через 500÷1000 км. Грузовые и пассажирские станции располагаются вблизи крупных городов. Пассажирские технические станции располагаются в местах оборота (конечных пунктах следования) пассажирских поездов.
В местах пересечения нескольких железнодорожных линий (трех и более) устраиваются железнодорожные узлы. В узлах происходит передача поездов, вагонов и грузов с одной линии на другую, пересадка пассажиров. В узел могут входить несколько станций (пассажирских, грузовых, сортировочных, а также участковых и промежуточных), соединенных ветвями и работающих по единой технологии.
Для выполнения пассажирских, грузовых и технических операций станции и узлы, кроме путевого развития, имеют комплекс технических устройств, в том числе пассажирские и грузовые, локомотивного и вагонного хозяйства, водоснабжения, электроснабжения, СЦБ и связи, а также служебно-технические здания. Все эти устройства и сооружения взаимно связаны между собой в общем технологическом процессе работы станции или узла и составляют единый комплекс. Размеры отдельных устройств определяются объемом работы, выполняемой на станции.
Путевое развитие раздельных пунктов состоит из главных (продолжение путей перегона в пределах станции), станционных и специальных путей.
Станционные пути (часть из них является ответвлениями от главных) разделяются на приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, ходовые, соединительные, погрузочно-выгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства) и прочие пути, назначение которых определяют производимыми на них операциями.
К специальным путям относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути предприятий. Предохранительные и улавливающие тупики обеспечивают безопасность движения поездов при безостановочном их скрещении, предупреждая выход на соседние пути подвижного состава (предохранительный) или улавливая часть состава при ее отрыве (улавливающий). Улавливающие тупики сооружаются в трудных топографических условиях при наличии затяжного спуска от перегона к станции.
В пределах раздельных пунктов станционным путям присваивают соответствующие номера. Главные пути нумеруют римскими цифрами. Пути, по которым следуют нечетные поезда, обозначают нечетными цифрами (I, III), а четные поезда – четными цифрами (II, IV). Станционные пути нумеруют арабскими цифрами. На станциях, имеющих небольшое путевое развитие, пути, на которые принимаются поезда с обоих направлений, нумеруются порядковыми номерами от пассажирского здания начиная с номера, не занятого нумерацией главных путей (например, 3, 4, 5). При наличии специализированных путей для приема четных и нечетных поездов пути нумеруются соответственно порядковыми четными и нечетными цифрами. На крупных станциях, имеющих несколько парков, каждый парк имеет самостоятельную порядковую нумерацию путей. В этом случае к номеру пути обычно добавляется буква (литера), обозначающая парк: 3А, 5Г, 8Т и т.д.