Лекция 3 Станции и узлы стр.2
СОЕДИНЕНИЯ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПУТЕЙ.
СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Обязательными элементами путевого развития станций являются устройства по соединению и пересечению путей, относящиеся к их верхнему строению. Соединение путей друг с другом осуществляют стрелочными переводами, а пересечение путей в одном уровне – глухими пересечениями.
Применяя стрелочные переводы и глухие пересечения, создают соединения путей, называемые стрелочными улицами и съездами. Для разворота подвижного состава устраивают разворотные треугольники и разворотные петли, в состав которых также входят стрелочные переводы.
Стрелочная улица – это соединение с помощью стрелочных переводов ряда параллельных путей, которое позволяет осуществлять приём поезда с главного пути на любой путь парка станции, отправлять поезда с любого пути парка на главный путь, а также переставлять вагоны с одного пути на другой через вытяжной путь. Стрелочные улицы бывают: простейшие с расположением стрелочных переводов на основном пути и под углом крестовины; сокращенные; под двойным углом крестовины; веерные, пучкообразные и комбинированные.
Съезд – соединение двух соседних путей, позволяющее переводить движущийся подвижной состав с одного пути на другой. Съезды состоят из двух стрелочных переводов и соединительного пути в виде прямой вставки между ними. Разновидностью съезда является перекрестный съезд, состоящий из четырех стрелочных переводов, двух соединительных путей и глухого пересечения. Перекрестные съезды устраиваются в стесненных условиях.
Разворотный треугольник – это соединение железнодорожных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° подвижную единицу. Поворотный треугольник обычно состоит из двух криволинейных ветвей, тупика с упором и сквозного пути. Обе ветви соединяются между собой и со сквозным путем с помощью стрелочных переводов. Также возможен вариант треугольника с одним выездом, в этом случае у треугольника два тупика.
Разворотная петля также служит для разворота подвижного состава на 180°. Она представляет собой стрелочный перевод, оба выезда с которого соединены круговой петлей.
Основными элементами стрелочных улиц, съездов, разворотных треугольников и разворотных петлей являются стрелочные переводы.
Стрелочный перевод – это устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. В зависимости от назначения и условий соединения путей различают одиночные, двойные и перекрестные стрелочные переводы.
Одиночные стрелочные переводы применяются наиболее широко. Они служат для соединения двух путей в один. Одиночные стрелочные переводы подразделяются на обыкновенные, симметричные и несимметричные. Наибольшее распространение (более 95 %) получили обыкновенные стрелочные переводы, применяемые для отклонения одного пути (бокового) от прямого в сторону: левую (левосторонние) или правую (правостороние). Симметричные стрелочные переводы имеют два искривленных в разные стороны, но под одинаковым углом пути. Они позволяют сократить пространство, занимаемое стрелочным переводом, и поэтому применяются в стесненных условиях – в горловинах станций и в сортировочных парках. Несимметричные стрелочные переводы имеют два искривленных под разными углами пути, которые могут быть направлены как в одну, так и в разные стороны. Несимметричные односторонние стрелочные переводы применяются в неблагоприятных условиях, когда стрелочный перевод необходимо разместить на кривом участке пути. На вновь строящихся и реконструируемых линиях вместо таких переводов укладываются обыкновенные стрелочные переводы, для чего на кривых участках устраиваются прямые вставки. Несимметричные разносторонние стрелочные переводы встречаются крайне редко и в настоящее время не выпускаются.
Двойные стрелочные переводы используются для разветвления одного пути на три направления. Такие переводы встречаются редко, стоятся по индивидуальным проектам и укладываются в особо стесненных условиях.
Перекрестные стрелочные переводы дают возможность переводить подвижной состав с одного пути на другой в обоих направлениях. По каждому перекрестному переводу подвижной состав может следовать по четырем маршрутам в двух направлениях. Перекрестные стрелочные переводы сокращают длину горловины и уменьшают количество кривых на маршрутах движения поездов. Однако из-за сложности конструкции они требуют тщательного ухода и понижения скорости движения во всех направлениях. Такие переводы укладываются в стесненных условиях на приемо-отправочных и прочих путях, а также при устройстве прямых ходов, пересекающих несколько путей.
Глухие пересечения устраиваются при пересечении путей в одном уровне, когда не требуется перевод подвижного состава с одного пути на другой. Чаще всего применяются глухие пересечения путей под острым углом (двойной угол крестовины). Их используют для устройства перекрестных съездов. Глухие пересечения под прямым углом и под углом 45° применяются крайне редко и в основном для пересечения железнодорожных путей трамвайными, а также путей с разной шириной колеи.
Совмещение колеи (а) устраивают в стесненных условиях при подводе к складам и площадкам перегрузки путей нормальной и узкой колеи. В этом случае одна рельсовая нить является общей, а вторая – своя для каждой колеи.
Сплетение путей (б) устраивается на стыках нормальной и западноевропейской колеи, а также на двухпутных линиях, когда при ремонте пути или искусственных сооружений необходимо на коротком участке перейти на однопутный участок пути без укладки стрелочных переводов.
Устройство стрелочного перевода
В состав стрелочного перевода входят собственно стрелка (I), крестовиный узел (III), соединительный участок (II), расположенный между ними, и переводные брусья (11), служащие основанием стрелочного перевода.
Стрелка включает в себя два рамных рельса (2, 4), два остряка (3), предназначенных для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, и стрелочный привод (1). Остряки соединяют друг с другом поперечными стрелочными тягами, с помощью которых один из них подводится вплотную к рамному рельсу, в то время как другой отводится от другого рамного рельса на расстояние, необходимое для свободного прохода гребней колес. Стрелочные тяги бывают рабочими и соединительными Соединительные тяги могут иметь регулировочные устройства (муфтовые соединения), позволяющие регулировать положение остряков относительно друг друга.
Перевод остряков из одного положения в другое осуществляется стрелочными приводами через рабочую тягу, а в пологих стрелочных переводах, остряки которых имеют значительную длину, – через две тяги и более. В последнем случае рабочие тяги соединяются между собой продольной переводной тягой, связанной с рабочими тягами через поворотные рычаги (кулисы). В приводе имеется устройство, запирающее остряки в том или ином положении и контролирующее их плотное прилегание к рамным рельсам.
Тонкая часть остряка называется острием, а другой его конец – корнем. Движение подвижного состава в направлении от острия остряка к его корню считается противошерстным, а в направлении от корня остряка к острию – пошерстным. Корневое крепление обеспечивает поворот остряков в горизонтальной плоскости и соединение с примыкающими к ним рельсами. Существуют стрелочные переводы, где перевод остряка происходит за счет изгиба остряковых рельсов при неподвижном корневом креплении. Остряки стрелок бывают прямыми и криволинейными, обеспечивающими более плавный переход колеса с рамного рельса на остряк.
Крестовинный узел включает в себя крестовину и два контррельса. Крестовина состоит из сердечника (3), двух усовиков (1) и желобов (2). Она обеспечивает пересечение гребнем колес рельсовых головок, а контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба при прохождении колесной пары по желобам крестовины. Точка пересечения продолжения рабочих граней сердечника крестовины называется ее математическим центром, а самое узкое место между усовиками – горлом крестовины. У сердечника крестовины различают острие и корень. Между ними расположены рабочие грани крестовины. Пространство между горлом крестовины и острием сердечника называется вредным пространством. Угол α, образуемый рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины. Тангенс этого угла, т.е. отношение ширины сердечника в корне (K) к длине рабочих граней (l) называется маркой крестовины и выражается дробью. На путях общего пользования применяются стрелочные переводы с крестовинами марок 1/9, 1/11, 1/18 и 1/22.
Крестовины по конструкции могут быть: а) цельнолитыми из высокомарганцовистой стали (их укладывают на путях, где пассажирские поезда обращаются с высокими скоростями); б) сборными с литым сердечником – крестовина в виде монолитной отливки из высокомарганцовистой стали объединяет сердечник с наиболее изнашиваемыми частями усовиков, которые присоединяют к усовикам из типовых рельсов, имеющих вырезы в головке по форме изнашиваемых частей; в) сборными из рельсов – состоят из двух пригнанных друг к другу рельсов, соединенных между собой и с усовиками (также из обычных рельсов) комплектом вкладышей и болтов. Эти крестовины наиболее слабы и в настоящее время на железных дорогах общего пользования не применяются.
Крестовины могут быть также: острыми (обыкновенными) в местах пересечения рельсовых нитей под острым углом; тупыми – в местах пересечения рельсовых нитей под тупым углом (в глухих пересечениях под острым углом); прямоугольными – в местах пересечения рельсовых нитей под прямым углом.
Основным недостатком обычной крестовины является наличие вредного пространства, при прохождении которого колесо колесной пары соскакивает в рабочей грани усовика, а затем заходит на рабочую грань сердечника, т.е. происходит разрыв поверхности катания, что вызывает появление ударно-динамических сил. В настоящее время применяются крестовины с подвижным сердечником, лишенные этого недостатка, которые также называют крестовинами с непрерывной поверхностью катания (НПК). В стрелочных переводах с такими крестовинами одновременно с переводом остряков происходит перемещение подвижного сердечника с его прижатием рабочей гранью к рабочей грани усовика, что значительно повышает плавность хода по крестовине и ликвидирует вредное пространство. Для перемещения сердечника на стрелочном переводе устанавливается дополнительный переводной механизм, связанный с сердечником рабочей тягой.
В комплект крестовинного узла стрелочного перевода входят и два контррельса, направляющие гребни колес в соответствующий желоб крестовины. При проследовании вредного пространства колесо могло бы пойти под воздействием поперечных сил по любому желобу. Контррельс же, удерживающий от поперечного смещения одно из колес, направляет второе, жестко насаженное на ось, в нужный желоб крестовины. Контррельсы к крестовинам всех типов изготавливают из проката специального профиля, его высота больше высоты обычного рельса. Путевой рельс с контррельсом соединяют контррельсовыми болтами и вкладышами. При использовании крестовин с НПК контррельсы не устанавливаются.
Соединительный участок стрелочного перевода включает в себя рельсы, расположенные от задних стыков рамных рельсов до конца стрелочного перевода и от корней остряков до усовиков крестовин. Два искривленных рельса образуют переводную кривую. Рельс переводной кривой, соединяющий корень остряка с усовиком крестовины считается упорным, т.к. в него упирается гребень колеса при прохождении колесной парой искривленного участка. Радиус переводной кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовины допускают более высокие скорости движения поездов по боковому направлению. Кривую на ответвленном пути, расположенную за крестовинным узлом называют закрестовинной кривой.
Для перевода стрелок стрелочного перевода применяются стрелочные приводы – переводные механизмы с электроприводом, управляемым дистанционно с постов централизации или пультов местного управления, а также ручные стрелочные приводы, перевод которых осуществляется вручную перемещением переводного рычага с противовесом. Стрелочный привод связан с остряками через рабочую тягу. Для исключения самопроизвольного перевода остряков стрелки под подвижным составом переводной механизм с электроприводом имеет специальное запирающее устройство. С помощью контрольных тяг и контрольного устройства (автопереключателя) происходит контроль правильности положения остряков стрелки после их перевода, а также контроль взреза стрелки.
При переводе стрелки ручным стрелочным приводом ее остряки обязательно фиксируются в одном из крайних положений с помощью перекидных накладок, либо специальным шарнрирно-коленчатым замыкателем. Нецентрализованные (ручные) стрелки также могут оборудоваться маршрутно-контрольными устройствами (устройствами ключевой зависимости), которые позволяют контролировать правильность приготовления маршрута и исключают открытие сигнала и отправление подвижного состава на враждебный маршрут.
Элементы стрелочных переводов крепят с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусьям или железобетонным плитам, которые укладывают на балластную призму. Перемещение остряков происходит по металлическим опорам. Для укладки стрелочных переводов используются переводные брусья длиной от 3,0 до 5,5 м с шагом 0,25 м. Стрелочные переводы различных типов имеют различную эпюру укладки переводных брусьев.
Стрелочные переводы различаются типом используемых рельсов (Р65, Р50, Р75), конструкцией остряков и крестовин, маркой крестовин, а также значениями углов между пересекающимися в крестовинах рельсовыми нитями. Стрелочные переводы, укладываемые на главных путях станций, разъездов, обгонных пунктов, должны обеспечивать пропуск поездов по прямому пути со скоростью не меньшей, чем реализуется на прилегающих перегонах. Стрелочные переводы, укладываемые в пути, имеют наиболее распространенные марки крестовины 1/22, 1/18, 1/11, 1/9, 1/6 (симметричные).
Стрелочные переводы марок 1/18 и 1/22 с криволинейными остряками и с крестовинами с непрерывной поверхностью катания укладываются на линиях со скоростным пассажирским движением (160 км/ч и выше) и допускают увеличенные скорости следования подвижного состава как по прямому, так и по боковому направлению (80 и 120 км/ч соответственно).
Стрелочные переводы марки 1/11 укладывают на главных и приемо-отправочных путях для пассажирского движения, на главных путях при устройстве диспетчерских съездов, а также при устройстве развязок маршрутов движения грузовых и пассажирских поездов при подходе к узлам. Для пропуска поездов с увеличенными скоростями (более 120 км/ч) только по прямому направлению укладываются стрелочные переводы марки 1/11, имеющие цельнолитые крестовины с подвижными сердечниками и подуклонку рельсовых нитей.
Стрелочные переводы марки 1/9 укладывают на главных путях, если движение пассажирских поездов по таким переводам проходит только по прямому направлению, а также на приемо-отправочных путях грузового движения.
Наибольшее распространение при проектировании сортировочных парков нашли симметричные стрелочные переводы марки 1/6. Эти стрелочные переводы допускаются к укладке и на приемо-отправочных путях грузового движения.
Стрелочные переводы с крестовинами марки 1/4,5 встречаются только на путях грузовых дворов, подъездных путях, внутренних путях предприятий и т.п.
Стрелочные переводы на главных путях, как правило, располагаются на прямых участках. Безостановочный пропуск поездов со скоростью более 100 км/ч по стрелочным переводам, расположенным в кривых участках, не допускается.