Ханнанова Зарима Сарваровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 1 г. Белебея
Урок литературы
Тема. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
Цели и задачи урока:
Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров;
Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина;
Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Слово учителя: тема и цель урока.
1. Эвокация.
- Сегодня продолжаем работу по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Многие писатели и поэты обращались к теме Кавказа. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Как красива природа Кавказа: это горы, поросшие лесами, горные реки, ущелья.
(Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ», показ слайдов с изображением природа Кавказа)
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье…
- Не зря Толстой говорил: «Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».
- И люди здесь под стать природе: гордые, свободолюбивые. Именно здесь познакомились герои нашего рассказа Жилин и Костылин.
2. Реализация.
- Цель нашего урока будет заключаться в том, чтобы рассмотреть жизненные ситуации, в которые попадают герои, и посмотреть, какие качества характера у них при этом проявляются.
а) Стратегия «Перемешанные события».
3. Жилин получает письмо от матери.
6. В дороге. Решение Жилина ехать одному.
9. Появление Костылина, его портрет.
5. Встреча с татарами.
1. Жилин попадает в плен.
7. Знакомство с Диной.
2. Отпуск.
8. Первая попытка побега.
3. Побег удался.
III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке:
Поведение героев в критических ситуациях.
Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
Отношение окружающих к героям.
Беседа по вопросам.
1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?
Жилин и Костылин попадают в плен;
Татары требуют выкупа;
Жизнь Жилина и Костылина в плену;
Первый побег из плена;
Второй побег.
2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину.
Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их, тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве.
Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его нагоняет Абдул и увозит с собой.
Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит: “Матушка, вынеси…”
3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа.
Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.
- Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа?
Жилин – отказывается платить большой выкуп.
Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется.
Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё равно торгуется, он гордый, смелый, не боится татар и их угроз.
Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и прижимают его.
- Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?
Костылин – надеется на судьбу. Спит.
Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал им делать куклы. Активный, любознательный. В плену - мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти.
4) Сцена первого побега из плена.
Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог пролезть.
Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится. Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги стер, то без сапог ноги обрезал.
Не смог далеко унести – взяли их татары, из-за Костылина побег сорвался.
5) Второй побег.
- Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё?
(Чтобы расположить татар.)
- Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик-татарин?
(Осмотрительный Жилин почувствовал в старике-татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел предвидеть все возможные препятствия.)
Жилин – храбрый, Костылин – трусливый.
Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не хочет ни о каком побеге.
2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться.
Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в плачевном положении их обоих.
Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки снять, кормить хорошо, дать одежду.
Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам.
Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.
Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики.
Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи.
Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый.
- Каким образом еще до описания пленения автор создает доброе расположение читателей к Жилину?
Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это хороший человек.
- В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов?
Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое.
Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит все – кому часы, кому пистолет.
Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих.
- Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго побегов?
Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”.
Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать, по-братски прощается с ним.
Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место, Дина, а то хватятся- прибьют тебя”.
Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит.
Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек.
Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы, проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить.
Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных национальностей могут и должны жить в мире и дружбе.
- Почему татары решили убить только Жилина?
- Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп с Жилина?
Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия, “поставить в пример” непокорному Жилину.
- Жилин добр только по отношению к Дине?
Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям.
- Приносит ли пользу людям доброта Жилина?
Да, он все время делает что-то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с предавшим его Костылиным.
Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа.
Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый, благородный, высоконравственный, великодушный.
Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный.
- Что мы можем сказать о героях рассказа по этой схеме? (главные герои в центре: Жилин и Костылин; вокруг Жилина много людей, вокруг Костылина – нет, Жилин и Костылин рядом).
- Вы сказали, что главные герои – Жилин и Костылин, но рассказ назван «Кавказский пленник». Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.
IV. Работа с иллюстрациями.
Автор М.С. Родионов.
- Кто изображен на всех 3-х иллюстрациях
Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях.
Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а удал был”.
- Как представляете вы внешний облик героя?
- Совпали ваши мнения с образом, данным художником.
- Почему? В чём?
- Найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи каждой иллюстрации.
1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу”.
2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать; стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж этих двух гор, и бежать надо”.
3 картина: Дина стремилась помочь Жилину, освободить его от колодки.
V. Соотнесение характеров с пословицами
Жилин:
Правда светлее солнца.
Смелость города берет.
Храброму смерть не страшна.
Не место красит человека, а человек место.
Великому кораблю велико и плаванье.
Костылин:
От волка бежал, да на медведя попал.
В тихом омуте черти водятся.
Не смейся, горох, не лучше бобов.
Пустили козла в огород.
Шило в мешке не утаить.
Творческая работа. Синквейн.
Составьте синквейн, характеризующий героев. Попытайтесь учесть всё, что мы сегодня говорили.
Жилин Костылин
Решительный, находчивый Смирный, слабый.
Прощает, жилится, спасается. Предает, смиряется, трусит.
Есть в нём молодецкая жила. Насилу докостылял до дому.
Удалец. Колода.
- Познакомьтесь со словарной статьёй к слову пленник.
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.
- Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру: морской берег – берег моря.
Запишите получившиеся варианты и объясните смысл получившихся выражений.
1) Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?
2) Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? (обратитесь к финалу рассказа).
3) Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?
Выводы:
Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.
Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе».Он пленен Кавказом, пленен горами.Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.
«Всяк в плену у страстей своих». Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым». Слайд № 11
9. Мини-сочинение (ответ на проблемный вопрос). Подведение итогов.
- Давайте вернёмся к теме урока и прочитаем ещё раз вопрос, содержащийся в ней.
Начните ответ со слов «Я думаю, что…»; «Я понял, что...»; «Я ещё не очень хорошо…»; «Меня поразило…» и др. Слайд № 13
10. Домашнее задание:
Продолжить работу над мини-сочинением.
VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание – письменная работа “Жилин и Костылин”.
Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости.
9