СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живая неживая природа - единое целое

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у обучающихся представления об основных признаках живого организма от неживого.

Просмотр содержимого документа
«Живая неживая природа - единое целое»

Живая и неживая природа. Признаки живого.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Содержание в программе:Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие признаки). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое.

Цель урока:сформировать у учащихся представление об основных отличительных признаках живого организма от неживого.

Актуальные планируемые результаты:

личностные результаты:

  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке;

  • готовность к конструктивной совместной деятельности на уроке;

  • стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

метапредметные:

  • умение выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

  • умение устанавливать существенные признаки сравнения и обобщения объектов;

  • использовать вопросы как инструмент познания

предметные:

  • характеризовать биологию как науку о живой природе;

  • называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;

  • иметь первоначальные представления о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

  • приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) учёных в развитие биологии;



Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие, представление себя, поздравление с началом учебного года и началом изучения нового для них предмета – биологии – науки о живых организмах. Отметка отсутствующих. Правила поведения в кабинете биологии и ТБ. Требования к тетрадям. Домашнее задание.

Требования, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса «Введение в биологию:

  1. На каждом уроке иметь учебник,тетрадь, ручку, карандаши (простой и цветные), линейку.

  2. Задания на дом записывать в дневнике, систематически и добросовестно выполнять их.

  3. Активно работать на всех уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу.

  4. В случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти. С этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя, выполнить задания, за которые была получена «2».


  1. Мотивирование на учебную деятельность.

Выслушать ожидания от предмета.

- Что мы будем изучать на уроках?

Зафиксировать первоначальные представления о биологии.

- Вспомните темы, связанные с биологией которые вы изучали в начальной школе на уроках природоведения.

3. Постановка цели урока.

- Что сегодня нового мы узнаем на уроке? (Что изучает наука биология и чем живые организмы отличаются от тел неживой природы.)

Слайд 1,2.Термин биология (биос – жизнь, логос наука, с греч.)

Слайд 3. Записывают термин.Биология – это система наук, изучающих жизнь.

4. Актуализация знаний.

Слайд 4,5,6,7.С уроков природоведения в 3 и 4 классе вы помните, что все что нас окружает мы называем «объектами» или «телами». Они могут быть «живыми» или «неживыми». Для изучения отличительных особенностей живого предложите детям привести примеры живых организмов и объектов неживой природы. – фронтально, либо самостоятельно. Ошибки исправим в конце урока.

Почему вы отнесли те или иные объекты к живой природе? (они будут называть признаки) – в этот момент переходим к изучению признаков живых организмов.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Назовите ключевые признаки, отличающие велосипед и самокат, апельсин и лимон, ручка и карандаш. Акцентируйте внимание что признаки могут касаться как строения, так и выполняемых функций.

Слайд 8. Признаки живых организмов.

Слайды9,10, 11.Общим признаком строения живых организмов является 1. Клеточное строение (демонстрация фото клеток)

Слайд 11.Клетка – это структурная единица живого.

Знакомство с жизненными процессами организмов целесообразно начать с тех, проявления которых хорошо знакомы детям.

  1. Слайд 12. Питание

Для чего нужна пища человеку? Что происходит с питательными веществами в организме?

Чем питаются ваши домашние животные?

А растения? (демонстрация питания растений – схема) + на примере комнатного растения с жухлыми листьями.

Изучение питания целесообразно продолжить изучением выделения.

  1. Слайд 13. Выделение.

Выделение у человека: пот, моча.

Выделение у растений (демонстрация слайда с картинкой растение в колбе)

  1. Слайд 14. Дыхание – предложить детям задержать дыхание, а затем оценить его роль в жизни человека.

Дыхание у животных – на примере рыбы дыхательные движения мультимедиа или видео. И сказать о значении кислорода для выработки энергии!!!

Используя знания о питании, дыхании и выделении для изучения

  1. Слайд 15. обмена веществ.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения (питания) необходимых для жизни веществ, их превращений (дыхание) в организме и удаления (выделение) ненужных остатков.

Следует добиться первоначального понимания этого понятия как совокупности взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков (на слайде динамическая схема или анимация).

  1. Слайд 16. Движение.Способность живых организмов к движению начните с изучения движений человека. Проведите короткую физкультминутку на примере которой рассмотрите роль мышц в движении человека.

Приведите примеры движения животных по образцу: «название животного – способ движения»

Примеры движения растений на комнатных растениях – изменение направления роста растений в зависимости от расположения источника света. Передвиньте комнатные растения и предложите посмотреть как они изменят свое положение (понаблюдать) через неделю.

  1. Слайд 17. При изучении раздражимости предложите вспомнить их реакции на различные раздражители: яркий свет – зажмуриться, горячий предмет – отдернуть руку.

Благодаря раздражимости организмы реагируют на изменения окружающей среды и тем самым приспосабливаются к ним.

  1. Слайд 18. При изучении свойства размножения обратитесь к средствам визуализации, продемонстрируйте фотографии птиц насиживающих яйца, насекомых у кладки яиц, млекопитающих кормящих детенышей.

- Что объединяет эти картинки? На картинках изображены родители и их потомство. Вывод: размножение – это общее свойство живых организмов. Благодаря этому свойству живых организмов появился на свет каждый из нас.

9.Слайд 19,20,21,22. Для иллюстрации роста и развития организмов раздайте детям карточки с картинками на которых показаны стадии развития майского жука, лягушки, птицы, образование плодов и семян растений.

Вывод: способность к развитию – еще один признак живых организмов.

Способность организмов к росту можно рассмотреть в ходе эвристической беседы о том, насколько изменился рост учащихся за разные периоды жизни -за лето, за год, за несколько лет.

Рост животных и растений – на примере анимации всходы семян, рост дерева, рост животного.

В завершении урока необходимо учащихся подвести к выводу о том, что каждый живой организм обладает всей совокупностью данных признаков. И это является общим свойством отличающих живую природу от неживой.

Слайд 23,24. Биосфера. Границы биосферы. В.И. Вернадский (сформулировал современное определение понятия биосфера , А.Л. Чижевский (установил взаимосвязь циклов активности Солнца с явлениями происходящими в биосфере).

  1. Рефлексия.

Возвращаемся к схеме которую мы заполняли в начале урока и исправить ошибки с учетом приобретенных знаний. При исправлении обязательно нужно указать по каким признакам мы относим тот или иной объект к живой или неживой природе.




















Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков.

















































Домашнее задание.Выучить признаки живых организмов в тетради.

Учебник: стр 7. Текст и рис.3; стр 9 ответы на вопросы 1,2; стр.14,15,16 Отличие живого от неживого, до Моя лаборатория.






































Признаки живых организмов:

1.

Клеточное строение

Клетка – это ___________ единица живого организма.

2.

Питание

- это поглощение


3.

Выделение

- это выведение из организма


4.

Дыхание

- этопроцесс кислородного окисления _________________

________ в результате которого выделяется __________ и образуется ________________.

5.

Обмен веществ

это совокупность взаимосвязанных процессов получения _____________________, их ______________ в организме и __________________ ненужных остатков.

6.

Движение

- это

7.

Раздражимость

- это способность организма реагировать на____________

раздражители.

8.

Размножение

- воспроизведение себе подобных.

9.

Рост

- это изменение

10.

Развитие

- это ______________ изменение _____________________.


Признаки живых организмов:

1.

Клеточное строение

Клетка – это ___________ единица живого организма.

2.

Питание

- это поглощение


3.

Выделение

- это выведение из организма


4.

Дыхание

- это процесс кислородного окисления _________________

________ в результате которого выделяется __________ и образуется ________________.

5.

Обмен веществ

это совокупность взаимосвязанных процессов получения _____________________, их ______________ в организме и __________________ ненужных остатков.

6.

Движение

- это

7.

Раздражимость

- это способность организма реагировать на____________

раздражители.

8.

Размножение

- воспроизведение себе подобных.

9.

Рост

- это изменение

10.

Развитие

- это ______________ изменение _____________________.