СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Животный и растительный мир степи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характерная черта степи — безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Также как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньшей чем в пустыне. 

Просмотр содержимого документа
«"Животный и растительный мир степи"»

Животный и растительный мир степи.

ЦЕЛЬ: закрепление у учащихся знаний, полученных на предыдущих занятиях; развитие познавательной активности детей, коммуникабельности

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

-Мобилизация внимания детей.

2.Вступительная часть.

-Рассказ воспитателя.

3.Основная часть.

-Викторина «Животный и растительный мир Калмыкии».

4.Заключительная часть.

-Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

-Калмыкия моя, мой край родной!

Ширь необъятная степная!

Я, вскинув руки пред собой,

В твоих объятьях словно таю.

Ковыльное твоё дыханье,

И ветра жаркого лобзанья,

К чему давно уже привык,

Воспетый «друг степей калмык».

Под мирным небом степь моя,

Преображалась с каждым годом,

Всех, всё благодаря,

Живу я здесь, с моим народом.

- Ребята, я не случайно начала наше мероприятие с этих замечательных стихов, ведь сегодня мы с вами будем говорить о Калмыкии, о красоте родного края, о его проблемах и проведем викторину «Животный и растительный мир Калмыкии». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, нуждается в защите, заботе, любви.

Солнце, воздух, вода, горы, реки, леса, поля – всё это окружающая нас природа. А визитной карточкой Калмыкии исстари была беспредельно раскинувшая свои просторы и пасущиеся на ней тучные отары и гурты.

Итак, начнём игру и пусть победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь растений и животных, умеет правильно вести себя в природе, готов её оберегать. Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.

1-й конкурс – Разминка «Что такое? Кто такой?»

- Заповедник – знакомое всем слово. Что это такое, и какие заповедники вы знаете?

Заповедники – это природно-охранительные учреждения. Чтобы сохранить нетронутыми самые разные уголки природы, сохранить редкие виды растений и животных, попытаться восстановить их численность – для этого и существуют заповедники. До недавнего времени в стране было 132 заповедника. На территории Яшалтинского района располагается орнитологический филиал заповедника «Чёрные земли» на озере Маныч-Гудило. А также два памятника природы: «Дубовая роща» и остров «Тюльпанный».

-Что такое Красная книга?

Красная книга – это книга «боли», тревожный сигнал об угрозе истребления растений и животных, сокращении их числа или о переходе многих из них в разряд редких.

Из дикорастущей флоры Калмыкии в Красную книгу занесены 16 видов растений. Среди них безвременник прекрасный, горицвет весенний, пион узколистый, лук Регеля, солодка голая, ковыль красивейший и др.



2-й конкурс – Конкурс загадок о природе.

-В норке под кустом,

шевелит хвостом,

Сквозь траву глядится,

Вылезти боится. (мышь-полёвка)

***

-На полянке, у реки,

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные (ромашки)

***

-Гнездо своё он в поле вьёт,

Где плещутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворение. (жаворонок)

***

-Вот шершавый стебелёк,

В середине – уголёк.

Когда он расцветает,

Степь оживает. (тюльпан)



3-й конкурс – Расскажи о лекарственных травах и способах их применения.

Лекарственные травы

  • применяются при простуде – шалфей, чабрец, базилик, ромашка.

  • применяются при лечении ран – отвар крапивы, листья подорожника, чистотел.

  • помогают при боли в животе – зверобой.

  • растения, помогающие при упадке сил – отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой.



4-й конкурс – Вопросы для всезнаек.

  • Что такое степь?

Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

  • Растут ли в степи деревья?

Растут редко, в основном по берегам рек.

  • Когда степь особенно красива?

Степь оживает весной, зацветает и покрывается нежной зеленью.

  • Назовите месяц весенних первоцветов.

Апрель.

  • Назовите раннецветущие растения.

К раннецветущим относятся: тюльпан, узколистый пион, ветреница, гусиный лук, мак.

  • В чём особенности раннецветущих растений?

За короткий весенний период они успевают пройти весь жизненный путь: вырасти, зацвести, созреть и оставить семена.

  • Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений?

Питательные вещества хранятся в луковицах и луковицах.

  • Назовите засухоустойчивые растения.

К засухоустойчивым растениям относятся: шалфей, ковыль, типчак, тимьян пахучий, лапчатка, полынь.

  • В чём особенности засухоустойчивых растений?

Засухоустойчивые растения в течение жаркого лета не засыхают, как раннецветущие.

  • Что является страшным бедствием для степи?

Самое страшное бедствие для степи – пожар.

  • Назовите степных птиц.

-Стрепет, дрофа, журавль-красавка, полевой жаворонок, степной орёл.

  • Почему в степи много птиц?

Потому что в степи много грызунов.

  • Назовите степных млекопитающих.

Полевая мышь, суслик, сайгак, волк, заяц.

  • Что такое суховей?

Суховей – это жаркий ветер пустынь.

Физминутка-релаксация.

- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза.

Представьте себе прекрасный солнечный весенний день. Вы находитесь посреди чудесной весенней степи. Трава в степи мягкая и зелёная. Вы садитесь в траву. Дотрагиваетесь до неё руками и чувствуете её прекрасную прохладу. Теперь посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуйте найти облако, похожее на какого-нибудь зверя. Лёгкий ветер гонит облака дальше и одновременно освежает ваши лица. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза.

И заключительный, 5-й конкурс – «Конструктор».

Дано слово: РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. Необходимо образовать новые слова из букв, входящих в данное слово.

- лето - лот - стол

- тело - тонна - стиль

- сон - рост - торт

- сито - тесто - лист

- лото - тон - лис

- тор - село - лиса

- лен - нота - сила

- нос - сено - сало

Подведение итогов.

Мне очень приятно, что вы приняли участие в этой викторине. Проигравших в ней нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала, что вы много знаете и наша задача – обогатить и расширить эти знания, но главное, воспитать бережное отношение к природе, выполнена! Спасибо за участие! До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя