СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь без стресса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый  человек, часто  испытывающий  нервное  напряжение, может  подобрать  для  себя  наиболее  подходящий  способ  расслабления.  Нас заинтересовала данная проблема, и мы решили выяснить, насколько важной данная проблема является  в  настоящее  время.  

Просмотр содержимого документа
«Жизнь без стресса»

19

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»


I открытая научно-исследовательская конференция

учащихся и студентов «Ступень в будущее»





Жизнь без стресса


Новосёлкина Светлана Александровна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр» г. Салехард, 9 класс



Степанова Любовь Александровна

педагог дополнительного образования детей

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр» г. Салехард,












г. Салехард, 2016

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»


I открытая научно-исследовательская конференция

учащихся и студентов «Ступень в будущее»






Жизнь без стресса


Новосёлкина Светлана Александровна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр» г. Салехард, 9 класс



Краткая аннотация

Каждый человек, часто испытывающий нервное напряжение, может подобрать для себя наиболее подходящий способ расслабления. Нас заинтересовала данная проблема, и мы решили выяснить, насколько важной данная проблема является в настоящее время.


The short summary


Each person often testing a nervous tension, can pick up for itself the most suitable way of a relaxation. We were interested by the given problem, and we have decided to find out, how much important the given problem is now.






Аннотация


Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году (Lazarus & Folkman, 1984). Стресс возникает под влиянием разных факторов среды, так называемыми стрессорами. Различают физиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д. К психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др. Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье. Ритм современной жизни ускоряется, растёт и один из самых стрессогенных факторов – количество информации, с которой мы не справляемся. Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как победа в конкурсе, так и отрицательные - экзамены, смерть близкого человека.  Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке). Каждый человек, часто испытывающий нервное напряжение, может подобрать для себя наиболее подходящий выход из стрессовой ситуации. Нас заинтересовала данная проблема, и мы решили выяснить, насколько важной данная проблема является в настоящее время в жизни обучающихся.

Гипотеза исследования: любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, является причиной возникновения стресса.

В связи с этим нами была сформулирована цель: выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятии нервного напряжения.

Для решения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: - изучить физиологию стресса; - выяснить, как часто учащиеся 8, 9, 10 классов испытывают нервное перенапряжение или стресс; - выявить, умеют ли учащиеся определять, что они находятся под стрессорным воздействием; - дать рекомендации по снятию стресса.

При работе над исследовательским проектом использовались следующие методы: сбор информации, изучение научно-популярной литературы, интервьюирование, анализ, обобщение. Объектом исследований являются подростки, обучающиеся в МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр», предметом исследования является «стресс».

Данный исследовательский проект имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры по профилактике стресса.



Содержание

Физиология стресса…………………………………………….…………………..……….5

Стадии стресса………………………...……………………………………………........... 6

Как выйти из стрессового состояния…………………………………………….…. …. 8

Медицинская помощь при стрессе……………………………………………......……. . 9

Исследования…………………………………………………………………………..……...9

Заключение…………………………………………………………………………………..11

Список использованных источников и литературы……………………….......................12

Словарь терминов…………………………………………………………………………...13

Приложения


























Научная статья


Физиология стресса


В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

«Стресс» – состояние сильного эмоционального перенапряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать решения.

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции

Стрессовое состояние человека можно разложить на следующие временные отрезки: сначала возникает «предстартовая лихорадка», во время которой мы думаем о предстоящем событии, например, об экзамене или объяснении с начальником. Затем наступает сам стресс. Далее следует состояние, которое называют «постстрессом».

Нервная система – это разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков. Нейроны обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают медиаторы.

Регуляцию работы внутренних органов процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянство внутренней среды – гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение еще не оказывает болезнетворного действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности.

Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности в школе или университете возникают срывы по мелочам на близких.

Таким образом, физическая активность – необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты – это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс.

Влияет стресс и на возникновение аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница – все это следы деятельности дистресса.

Из всего выше сказанного следует, что стресс – это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.



Стадии стресса


Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс.

Ученый выделил три основных стадии:

1. Реакция тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

2. Стадия сопротивляемости. Все перестройки организма закрепляются. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.

3. Стадия истощения. Включается, когда не хватает функциональных резервов.

В группу риска входят:

  • женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

  • люди с заниженной самооценкой;

  • невротики;

  • люди, злоупотребляющие алкоголем; люди с генетической предрасположенностью к стрессам.

Признаки стрессового напряжения:

Невозможность сосредоточиться на чем-то.

  • Слишком частые ошибки в работе.

  • Ухудшается память.

  • Слишком часто возникает чувство усталости.

  • Очень быстрая речь.

  • Мысли часто улетучиваются.

  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

  • Повышенная возбудимость.

  • Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.





Как выйти из стрессового состояния?


  • Обратиться за помощью к психотерапевту, который поможет осознать, как Вы в такое состояние вошли, и что делать, чтобы не оказаться в нём снова; снимет психологический и эмоциональный зажимы;

  • обратиться за помощью к врачу, который выпишет Вам необходимые транквилизаторы, антидепрессанты и другие медикаменты;

  • попить успокоительный комплекс из трав (ромашка, валериана, пустырник, боярышник, пион);

  • делать ежедневные прогулки по свежему воздуху;

  • посетить баню, сауну, бассейн;

  • закаливать организм.

Можно ли стресс снять с помощью сигарет? Многие курильщики говорят, что их жизнь наполнена стрессами, и именно из-за этого они курят. Нередко курильщики считают, что курение позволяет им снять стресс, считают сигарету лекарством от неприятностей жизни. Однако если ориентироваться не на субъективные упоминания стресса, а измерить его объективные проявления, то оказывается, что, наоборот, курильщики большую часть времени, чем некурящие, пребывают в состоянии стресса, и сигарета для них оказывается не столько «лекарством от стресса», сколько провоцирующим его фактором. И источником стресса может быть, с одной стороны, ожидание того, когда же будет выкурена следующая сигарета, а с другой, колебания концентрации никотина в крови. Когда Вы выкуриваете сигарету, в кровоток, а затем и в головной мозг поступает никотин, и это приводит к выработке некоторыми структурами головного мозга вещества под названием дофамин, которое отвечает за чувство комфорта, радости, счастья. Когда концентрация никотина снижается, даже при наличии поводов для радости, дофамин вырабатывается в недостаточном количестве, поскольку под действием никотиновой стимуляции необходимые для его синтеза вещества уже израсходованы. При недостатке же дофамина человек обычно чувствует дискомфорт, раздражительность и попросту недостаток счастья в жизни.

Сейчас существуют специальные методики, мобилизующие интеллектуальные возможности учащихся при подготовке к сдаче экзаменов (приложение №6).

Что же является причиной возникновения стресса?

Основные источники стресса:

  • конфликты, либо общение с неприятными людьми;

  • препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленной цели;

  • несбыточные мечты;

  • либо слишком высокие требования к себе;

  • шум;

  • монотонная работа;

  • постоянное обвинение, укор самого себя в том, что Вы чего-то не достигли, либо что-то упустили;

  • напряжённая работа;

  • сильные позитивные эмоции;

  • ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье).


Медицинская помощь при стрессе


Стресс - это защитная реакция организма на воздействие окружающей среды. Чрезмерный стресс может разрушать организм. Один стресс может накладываться на другой, поэтому частые стрессовые нагрузки особенно опасны.

Сначала, под воздействием стресса может возникнуть заболевание, называемое неврозом. Невроз же служит началом для целого ряда других болезней, главные из которых:

- гипертоническая болезнь, - атеросклероз, - ишемическая болезнь сердца, - инфаркт, - инсульт, - язва желудка и двенадцатипёрстной кишки.   Если  симптомы стресса не проходят в течение нескольких недель, необходимо провести диагностическое обследование.
   В случае отсутствия каких-либо явных физиологических причины стресса, рекомендуется обучающая психотерапия, которая поможет овладеть  навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций и извлекать из них полезный развивающий опыт.

Антистресс-программа - это набор техник, помогающих справится с отрицательными следствиями стресса. Может быть, так же и профилактическим мероприятием.

Цель антистресс комплекса (включенного в программу «Жизнь без стресса») - помочь человеку оставаться спокойным и уравновешенным в любых жизненных ситуациях. Рассчитана на современного человека, живущего в напряженном ритме. Составляющие программы: Дыхательные упражнения, парение в сауне, массаж, релаксация, ароматерапия.



Исследования


Первое исследование: «Умеете ли Вы справляться со стрессом». В этом исследовании принимало участие 27 учащихся 8,9,10 классов МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр».

С учащимися было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось следующее.

В 8 классе в сумме ответов 32 балла, доказывающие, что учащиеся часто испытывают состояние стресса, в 9 классе – 6, в 10 классе – 20.

В 8 классе в сумме ответов 25 баллов, показывающих, что учащиеся редко испытывают состояние стресса, в 9 классе – 25, в 10 классе – 22.

В 8, 9 и 10 классах в сумме ответов 27 баллов, показывающих, что учащиеся в стрессовых ситуациях никогда не обратились бы за помощью к специалистам. Анкета приведена в приложении №1.

Сумме всех баллов в колонке анкеты «часто» во всех трёх классах составляет 99, в колонке «редко» - 68 , в колонке «никогда» -77.

Результаты исследования представлены в виде приложении №2. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что большинство учащихся умеют владеть собой, но, к сожалению не все умеют находить правильный выход из стрессовой ситуации. Так, например , 13 учащихся при возникновении стрессовых ситуаций применяют успокоительные средства.

Второе исследование: Определение стрессоустойчивости организма:

Реакцию ССС на психоэмоциональную нагрузку (стрессоустойчивость) оценивают так: испытуемому предлагают в максимально быстром темпе производить последовательное вычитание целого числа из целого уменьшаемого, например по 7 из 777. Вслух называется результат каждого действия. Время счета 1 мин. Экспериментатор контролирует правильность выполнения счета и в случае ошибки делает замечание и поправляет испытуемого. Кроме того, трижды за 1 мин, независимо от темпа испытуемому предлагают ускорить счет. До пробы и сразу после пробы определяют ЧСС по пульсу.

Как видно, у всех испытуемых пульс по окончании тестирования увеличился. ЧСС в целом до 125 уд/мин (приложение№3). При этом все участники эксперимента допускали ошибки в вычислениях. Всего было допущено от 2 до 6 ошибок. Таким образом, у любого человека при выполнении умственной работы, требующей чёткого ответа, внимательности и сосредоточенности возникают признаки нервного перенапряжения.








Заключение


Борьба со стрессом в современно мире становится одной из важнейших проблем. Кто-то пытается справиться со стрессом самостоятельно, а кто-то для лечения стресса вынужден прибегать к помощи врача.

Управление стрессом сложная задача, но освоить простейшие методы снятия стресса может каждый. Основой снятия стресса является умение расслабиться. Смысл расслабления (релаксации) - снять физиологическое и психологическое напряжение.

Однако запомните, что основной путь защиты и борьбы со стрессом - это движение. Больше двигайтесь! Движение - залог вашего здоровья!

Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо:

1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Помните: нам в этом мире никто ничего не должен! И, Бог никогда не закрывает одной двери, не открыв другой!

2. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя.

3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие.

4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!

5. Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они.

6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.

7. Побольше общайтесь с интересными людьми. Овладевайте навыками общения.

8. Переоцените свои ценности, если необходимо.

9. Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.












Список использованных источников и литературы


  1. Айзман Р.И. Физиологические основы здоровья. – Новосибирск, 2008. – 62с.

  2. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 352 с.

  3. Бурмистрова Е., Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения. – М. 2009.

  4. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: энциклопедия. – М.: АСТ, 2008. – 398с.

  5. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. Выпуск 8. – Ростов на Дону: «Учитель», 2005. – 224с.

  6. Доктор Генри. Лечение без лекарств. – М.: Покупки на дом, 2009. 163с.

  7. Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости. – М., 2007.

  8. Смит М. Тренинг уверенности в себе. – М., 2008.

  9. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144с.

  10. Фёдорова Н.А. Домашний медицинский справочник. – М.: Пресс, 2007. – 520с.

  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2010.

  12. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. – М. 2006.

















Словарь терминов


Медиатор

Вещества, образующиеся в нервных окончаниях и передающие возбуждение с одной нервной клетки на другую или с нервного окончания на рабочий орган (мышечное волокно, железистую клетку и т. д.). 

Адреналин

Основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор. По химическому строению является катехоламином.

Норадреналин

Гормон мозгового вещества надпочечников и нейромедиатор. Относится к биогенным аминам, к группе катехоламинов. 

Дистресс


Дистресс - это стресс, вредящий организму (в отличие от эустресса - полезного стресса).



















Приложение№1

АНКЕТА «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ?»

№ п/п

Утверждение

часто

редко

никогда

1

Я чувствую себя счастливым




2

Я сам могу сделать себя счастливым




3

Меня охватывает чувство безнадежности




4

Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или успокоительным таблеткам




5

Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту




6

Я склонен к грусти




7

Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим




8

Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте




9

Я легко расстраиваюсь












Приложение№2

Диаграмма по результатам анкетирования учащихся 8, 9, 10- классов

«Умеете ли Вы справляться со стрессом?»





















Приложение№3.

Диаграмма по результатам тестирования на определение стрессоустойчивости у 5 обучающихся 7, 8, 10 классов




















Приложение№4.

Диаграмма по результатам количества ошибок в ходе тестирования при определении стрессоустойчивости



















Приложение№5.


Основные принципы борьбы со стрессом

  • Научиться по-новому, смотреть на жизнь.

  • Быть оптимистом.

  • Регулярно заниматься физическими упражнениями.

  • Стремиться к разумной организованности.

  • Учиться радоваться жизни.

  • Правильно питаться.

  • Высыпаться.

  • Не злоупотреблять алкоголем и курением.


























Приложение№6.

Методики, мобилизующие интеллектуальные возможности учащихся при подготовке к сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, во время экзаменов целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, потому что она содержит ионы калия и натрия. Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картину в желто-фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как подготовиться психологически: 1. начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие; 2. если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся сначала запомнить самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала; 3. ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Как запомнить большое количество материала? Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и лишь за тем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом посмотри листочки с кратким планом ответа.

Самое лучшее средство по снятию стресса у учащихся это каникулы.