Основная идея Единого Всекубанского классного часа «Жизнь, как абсолютная ценность» - формирование ценностного отношения обучающихся к жизни.
Цель Единого Всекубанского классного часа – способствовать формированию у обучающихся понятия жизни как высшей нравственной ценности.
Задачи Единого Всекубанского классного часа:
- формировать у обучающихся позитивное и ответственное отношение к собственной жизни, к саморазвитию и творчеству, умению осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;
- познакомить с понятием «Жизненные ценности»;
- формировать уважительное отношение к окружающим;
- воспитывать уважительное отношение к жизненным ценностям через принципы нравственности и морали;
- создать условия для осознания детьми и подростками жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним;
- развить умения оберегать и ценить свою жизнь и жизнь других людей.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
1. Организация деятельности учащихся.
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали…
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
2. Постановка проблемы всекубанского классного часа.
- Уже с древнейших времён люди наглядно, чувственно постигали жизнь, усматривая ее прежде всего в том, чем мир организмов (т. е. растения, животные, люди) отличается от всей остальной действительности. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.
С самого раннего детства мы с вами слышим слово «жизнь». У каждого человека при упоминании этого слова появляются свои мысленные ассоциации: с мамой, с семьей или мальчиком из соседнего двора, а может быть, с дедушкой или …
-Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Я запишу его на листке, а каждый из вас запишет под этим словом свои ассоциации, выразив их только одним словом, желательно существительным:
Жизнь ……….
Рефлексия. По итогам завершения задания зачитываются слова детей. Учащиеся могут высказать свое мнение о словах, которые произвели на них впечатление.
- Просмотр видеоролика «Жить» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=dv3wOyq-MPw
- Песня «Жить» Игоря Матвиенко бьет все рекорды: Игорь Матвиенко написал отличную песню «Жить», которая каждый день обретает новых поклонников и покоряет россиян. Всего за несколько часов в Сети песня набрала более 200 000 просмотров. Песню презентовали на «Первом» канале 28 октября 2016 года.
- Так о чём же она? Какой смысл вложил в музыку и слова автор? Как вы думаете, почему эта композиция завоевала успех?
- Композиция посвящена дорогому и бесценному подарку данную Богом под названием «жизнь». Ее можно легко лишиться, но, к сожалению невозможно вернуть. Жить с одной стороны это счастье, но с другой тяжелый труд.
Песня «Жить» Игоря Матвиенко бьет все рекорды: как непросто жить, когда тебе поставлен смертельный диагноз, или когда в живых не осталось никого из близких, или например детей. Когда ты в инвалидном кресле, иногда нужно заставлять себя жить. В видео песни присутствуют много разных моментов: и теракты, и наводнения, и катастрофы. Показано и много эмоций: страх, одиночество, радость, счастье. Песня «Жить» Игоря Матвиенко бьет все рекорды: в песне показано много причин продолжать бороться за жизнь. Необходимо ценить те моменты и мгновения жизни, которые нам подарены. Это свадьбы, рождения детей, поцелуи, дружба, закаты и рассветы, то ради чего стоит проживать еще один день.
- Определите тему нашего классного часа и его цели.
3. Журнал - эстафета по теме классного часа (работа в группах).
Учащимся предлагается разделиться на небольшие группы. Каждая группа получает журнал для эстафеты с рядом вопросов. Работа строится следующим образом: группа отвечает на первый вопрос и передаёт свой лист второй группе, вторая – третьей и т.д. Над каждым вопросом работают группы по 2 мин. В итоге работы по кругу лист должен вернуться той группе, которая начинала работу над ним. Группы защищают работу.
Вопросы для журнала - эстафеты:
Что такое жизнь?
Как и чем мы наполняем свою жизнь?
Что надо делать, чтобы жить счастливо?
Как сделать счастливыми окружающих тебя людей?
Рефлексия. Учащимся предлагается представить свои журналы для ознакомления других детей. Можно отмечать понравившиеся ответы других групп.
Обобщение учителя, сопровождаемое слайдами (Приложение 1):
Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Особенно ценна жизнь в мире, когда нет войны, и благополучии, когда есть близкие и родные люди, человек здоров, успешен, у него есть интересные и важные дела. Наша жизнь наполняется добрыми делами и поступками. Мы все можем совершать каждый день, пусть даже маленький, но добрый поступок: помочь маме, бабушке, старенькой одинокой соседке, брошенному котенку….
4.Собери пословицы (работа в парах).
В русском языке много пословиц о жизни. Народная мудрость передается из поколения в поколение. Давайте поговорим о смысле каждой из этих пословиц. Но вначале их необходимо собрать, так как части пословиц перепутались.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Живи дольше, чтоб пользы было больше.
Живи просто, проживешь со сто.
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Живи дверями на улицу.
А вот, что сказано о жизни в Библии: Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых. {
Исх. 29:45
3Цар. 6:13 }5.
- А в чем же состоит ценность жизни, из чего она складывается? Ответить на этот вопрос нам поможет игра.
5. Игра «На что потратить жизнь?» Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
(Раздаю каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей.)
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей (Приложение 2).
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Рефлексия. Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут разбившись на группы по три-пять человек обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
(Вероятнее всего, ребята выскажут следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)
Обобщение учителя.
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях. Жизнь человека очень коротка, но, к сожалению, многие люди понимают это уже слишком поздно. Современные подростки, выросшие на компьютерных играх, считают, что можно рисковать без страха и волнения, что жизнь, как в любой компьютерной игре, можно продлить, купить и даже начать с начала, но, к сожалению, это не так…..
6. Подведение итогов классного часа. Рефлексия классного часа:
Ребята, подводя итоги сегодняшнего классного часа, посадим дерево суждений и дерево добрых пожеланий. (На листе ватмана дерево, на его листах, стволах, цветах дети каждой группы записывают свои суждения по поднятой проблеме и затем передают другой группе). Пока одни работают над деревом суждений, другие участники классного часа «растят» дерево добрых пожеланий одноклассникам. (На столе вырезанные из цветной бумаги листья и цветы, клей. Дети пишут пожелания, подписывают листочки-цветочки и приклеивают к дереву).
7. Заключительное слово учителя.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
ЖИЗНЬ – АБСОЛЮТНАЯ ЦЕННСТЬ
Что такое жизнь?
Как и чем мы наполняем свою жизнь?
Что надо делать, чтобы жить счастливо?
Как сделать счастливыми окружающих тебя людей?