Тема кружкового занятия: «Жизнь планеты в наших руках»
Разработала -
учитель географии
МКОУ «Новозубутлинская СОШ»
Кизилюртовского района Республики Дагестан
Абдурахманова Напизат Магомедкамиловна
Цель:
Задачи
-
1.Формирование положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность и развитие у школьников ответственного отношения к родной природе
-
2. систематизировать и расширить знания по экологическому равновесию в природе, совместный с учащимися поиск возможных вариантов решения проблем лесов, и накопления ТБО ;
-
3. Способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий: работать с практическими заданиями, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью; излагать свои мысли, взаимодействовать друг с другом для решения поставленной задачи.
-
4.развитие кругозора, мышления, сообразительности, умения работать в группе
5.Активная созидательная деятельность по изучению охране окружающей среды и ответственности за состояние природных систем родного края
Тип занятия: комбинированное
Формы и методы:
-
-проблемно-поисковый;
2- объяснительно-иллюстративный;
3- самостоятельная работа по карточкам;
4- работа в группах;
5.- дидактическая игра;
6–практическая работа
7-решение экологических задач
8- беседа;9-рефлексия;10-ИКТ.
Оборудование: раздаточный материал, оформление кабинета, подделки из мусора своими руками, мультимедийное сопровождение занятия
Орг.момент
1.Актуализация темы.
Просмотр видеофильма «Красота нашей Земли и обратная сторона - экологические проблемы»
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Природа – она многолика! Она богата и щедра! Но она вся изранена!
Человек и природа вечный философский вопрос. Как они взаимосвязаны?
Зависят ли друг от друга? Как человек влияет на природу? Как проявляется это влияние? О каких проблемах идет речь? Давайте же, ребята сформулируем тему нашего занятия.
- Экологические проблемы мира.
1.Какие задачи поставим к этой теме?
Слово учителя с элементами беседы:
Вопрос: «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет свой конец, разрушив Землю - это сказано философом Альбертом Швейцаром. В последние десятилетия это пророчество подтверждается. Но неужели ему суждено сбыться? Попробуем реально взглянуть на окружающий нас мир. Какие экологические проблемы вам известны?
3.Оформление учащимися кластера на доске.(приложение 1)
Экологические проблемы сложны и многообразны, давайте остановимся на двух самых актуальных проблемах нашего края. (вырубка леса, проблема мусора).
4.Разделение учащихся на 2 группы : «Защитники леса», «Гарбологи» (на столе таблички). Основные глобальные экологические проблемы рассматриваются: «Причины», «Последствия», «Пути решения».)
5.Игровой момент- ученица в костюме «Лесной феи» стучится в класс.
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться солнцу, людям, журчанию рек, пению птиц? Появился на свете первый человек. Вначале он чувствовал себя частью природы, восхищался моими красками, но почувствовав свою силу начал порабощать меня: вырубать деревья, не замечая, как падают гнезда с птенцами, устаивать пожары, оставляя безжизненные островки? Тяжело моим обитателям. Во что превратился некогда волшебный лес? У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
Учитель. Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть в дубовом лесу, а вместо него сможет найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждёт нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как делаем это сейчас. Каковы же экологические проблемы наших лесов?
6.Работа в группе «Защитники леса» .Рассуждения о значении и проблемах лесов. Приложение 2.Сообщение о проблемах Дубкинского леса.
Одно из самых загадочных и прекрасных творений нашей планеты – лес. Лес – это целый мир! Он дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье, выступает искусным «врачом», укрепляющим дух. Лес дает возможность людям отдохнуть от суеты, забыть свои невзгоды поплакаться как лучшему другу, подумать о вечном. Ребята, чтоб узнать подробнее пользу леса предлагаю вам, решить экологические задачи. Внимание на экран.
7. -ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Слайд :
Задача 1.Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек?
Задача 2. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. тонн ягод, 5 млн. тонн орехов, 330 тыс. тонн грибов. Сколько всего природных даров собирают в нашей стране?
Задача 3. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса? В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт?
Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?
Обсуждение ответов учащихся
-
А мы уже делаем многое:
-
- участвуем в экологических субботниках по уборке школьной территории
-
- подкармливаем птиц в холодные и голодные время года
-
- ухаживаем за зелеными насаждениями школы
-
- соблюдаем правила поведения в природе
-
- участвуем в природоохранных акциях родного края, по результатам которых ежегодно ставали призерами
-Лесная фея.
Ребята, сегодня я убедилась, что не все люди являются бессердечными, что есть и настоящие защитники природы, и я всегда буду рада принять таких гостей у себя. Человек - это странное существо. Он и милосердный, и совестливый, но в то же время равнодушный и жестокий. Он и хранитель природы, он же и ее губитель. Как часто вы говорите о любви к природе, но не умеете жить в гармонии со мной. Приходя на лесную полянку, вы включаете громкую музыку, шумите, радуетесь солнечной погоде. Вам хорошо, а вот лесным обитателям приходится не сладко. Птицы пугаются и оставляют гнезда, разбегаются звери, тем самым нарушая экологический баланс.
Слово учителя
Как вы думаете Земля она живая? Если я возьму, какую-нибудь желудь и посажу ее в землю, что произойдет? Ведь мертвое не может дать жизни, только живое может давать жизнь. А знаете, сколько он может жить? Тысячу лет и сотни людей будут вам благодарны.
Земля живая, потому что она может думать как человек, чувствовать как человек, делает нас добрее. Если человек срубит последнее дерево, все закончится печально. Мы можем, как приумножать ее богатства, так и разрушать.
Ребята , как вы думаете о чем сказал санитарный врач Нью-Йорка: «Пусть растут. Когда будут выше пирамиды Хеопса эти горы, люди сами поймут, что это их рук дело»?
= (Городские свалки.)
Учитель
Откуда же берется мусор? «Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора?». «Как он влияет на окружающую природу? В чем же причина увеличения мусора в современной жизни, и какие способы утилизации вы можете предложить?
Выступление группы: «Гарбологи»
Проверка д.з. Приложение 2. Выступление учащихся и выводы по результатам практической работы о мусоре.
Учитель: «Мы выяснили, что наши мусорные вёдра содержат много ценных материалов. Если их разделить, то из них могут получиться новые полезные вещи, и мусор не будет отравлять окружающую среду. Но действительно ли это возможно и как из мусора получить что-то полезное?
Технологии и оборудование для переработки отходов активно развиваются. Люди всё больше понимают, что нужно учиться у природы создавать круговорот веществ, а не просто потреблять ресурсы и превращать их в отходы. Сейчас мы с вами попробуем сами составить последовательность переработки отходов в нужные вещи.
(Учащиеся выполняют задание)
(Группа получает набор карточек с этапами переработки одного из материалов - Бумаги, Пластика, Стекла. Задача - расположить карточки в правильной последовательности и описать технологию переработки того или иного материала. Выполнив задание, группа находит общие процессы в технологиях переработки.
Учитель: «Давайте, теперь сравним все эти технологии. Есть ли в них что-то общее?»
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Какой же мы с вами может сделать вывод: (ответы детей)
Отходы - это ценный ресурс, который можно не выбрасывать, а использовать, перерабатывая и получая полезное сырьё. А для этого нужно менять наше отношение к отходам и развивать их переработку.
Переработка - самый прогрессивный и эффективный способ утилизации
34 слайд
Учитель: А что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить количество отходов на планете (ответы детей)
Вывод - Поменялось ли ваше отношение к отходам? (ответы детей) .
Учитель.Природа хрупка и ранима, ей необходима защита от нас же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, ведь она радует нас своей красотой, ничего не требуя взамен. Как сказал известный немецкий философ Гетэ: «Природа не признает шуток, она всегда права и всегда серьезна, всегда строга, она всегда права ошибки же и заблуждения исходят от людей.
V. Домашнее задание
1.Предлагаю написать мини-сочинение по теме нашего занятия: «Я оставлю на память потомкам…или…«Твое участие в решении проблем природопользования» ……..»
2Творческое задание: рисунки, фотографии, листовки, кроссворды о природе – ее красоте и проблемах.
6. Рефлексия.
Ребята, сейчас методом рефлексии хотелось бы узнать изменилось ли ваше отношение к природе? Перед вами находятся разные картинки, которые позволят выделить 3 типа людей: по отношению к природе.(тучи,бабочки,яблоки)Подумайте, какой из этих типов приносит наибольшую пользу окружающей среде, и к какой группе вы себя отнесете?
1.Говорящие – та категория людей, которые говорят о природе, но не сохраняют ее, загрязняют. Если вы относите себя, к категории вредителей природы вы можете заклеить на нашу картину черные тучки.
2.Чувствующие – люди, которые не загрязняют природу, заботятся о ней, то предлагаю вам склеить бабочек.
3 Осознающие– люди, которые, не загрязняют природу, уберет за себя и за другого могут склеить цветы.
Ребята, посмотрите, какая замечательная весенняя картина у нас получилась. Перед вами великолепное цветущее дерево, безоблачное ясное небо с порхающими бабочками, так как среди нас много ест чувствующих и осознающих проблемы природы. Ребята, нам нашу природу и защищать, поэтому с наступлением теплого сезона перед нами стоит большая работа, как по очистке мусора, так и по посадке деревьев. Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние природы, а, следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и грядущих поколений.
Исполнение финальной песни: «Сохраним природу», взявшись со всеми за руки.
Вот и подошло к концу наше занятие. Всего вам доброго.
Литература
1. Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования» Учебник- 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2008.
2.Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков И. К», 2008.
Интернет-ресурсы
infourok.ru/zadachi-po-matematike-ekologichesko-haraktera-4609296.html5%
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2015/06/0...tematiki-v-nachalnoy5%
http://www.moudodkrcdod.ru/images/Doc/аннтотации_к_програ...ь/Экология_леса.docx
http://geoinfoed.ru/geo3/103-problemy-okruzhayushhej-sredy-puti-ix-resheniya.html -Проблемы окружающей среды и пути их решения
http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/- Проблема отходов
Рецензия
Методическая разработка занятия «Жизнь планеты в наших руках» Абдурахмановой Н.М.предназначена для учителей экологии, географии и биологии.
В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
Выбранная тема отвечает содержанию рабочей программы кружка «Юный Эколог», которая затрагивает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Содержание направлено на достижение таких целей, как воспитание уважения к природе, осознание проблем окружающей среды, углубления знаний в этой области и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Материал в занятии изложен логически и последовательно с постоянной сменой деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС применяются различные методы обучения: проблемный и частично-поисковый, практический , ролевая игра, словесный с сопровождением ИКТ. Учитель сумел продумать проведение занятия таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свое творчество, мастерство. Педагог на протяжении занятия не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.
Занятие способствовало формированию ключевых компетенций, в предметной области, в исследовательской деятельности; развитию таких качеств личности, как креативность, критическое мышление, самостоятельность, рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу. По ответам учащихся можно сделать вывод, что такая работа проводится преподавателем систематически.
Методическая разработка может быть полезна для педагогов ДО.
Рецензент - Директор МКУ СЮНиТ Кизилюртовского района. Алимирзаева Э.Х.
Пояснительная записка.
Методическая разработка занятия «Жизнь планеты в наших руках» Абдурахмановой Н.М.представлена в номинации эколого-биологическая.
На занятии используются различные экологические ситуации, где учащиеся имеют возможность продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Экологическое образование в современном образовательном учреждении должно быть направлено на развитие экологического сознания, мышления, воспитание личности с экологическим мировоззрением, экологической культурой и экологической этикой. С учетом возраста и интереса детей в МКОУ Новозубутлинская СОШ функционирует кружок «Юный эколог» руководителем, которого является педагог ДО Абдурахманова Н.М.Направление – естественно – научное.
По программе 2 года обучения дети занимаются 3 раза в неделю по 2
академических часа. Количество учебных часов в год –216ч. Количество
обучающихся в группе – 15 человек. Возраст детей – 12-13 лет.
Группа очень дружная и организованная, во всем помогают друг другу. Учащиеся проявляют самостоятельную инициативу, способны: анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы на практических и исследовательских работах. Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружке «Юный эколог» становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации природоохранных акций, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок .
Важным аспектом экологического образования является формирование экологической позиции, основу которой составляет ответственное отношение обучающегося к природе как ценности. Необходимо формировать личность не только с определенной суммой знаний и убеждений, но и с активной личностной позицией, чтобы будущий специалист мог сознательно применять полученные знания в реальных жизненных и производственных ситуациях.
Приложение1. Кластер на доске
«Экологические проблемы»
Приложение 2.Cообщение ученика о Дубкинском лесе.
Мы живем в Кизилюртовском районе, который по праву можно назвать зеленой здравницей Дагестана. Рядом два водохранилища: Чиркейское и Миатлинское, река Сулак, целебные источники с грязелечебницей, Дубкинский лес, которые привлекают сюда многих туристов. Для отдыха и восстановления сил сюда приезжают не только жители нашего района, но и со всех уголков республики. Здесь расположено излюбленное место отдыхающих -Дубкинская поляна, окруженная могучей дубравой.В этом году наш класс совершил осеннюю экскурсию на природу, в Дубкинский лес. Здесь повсюду мы увидели следы человеческой деятельности: горы мусора, срубленные деревья, выжженная земля. С ранней весны люди съезжаются в лес на отдых, на так называемую «маёвку», разжигают костры, готовят еду, разбрасывают повсюду бытовой мусор, ломают ветви деревьев и кустарников, рвут охапками цветы, восхищаясь ими и даже не задумываясь, что они могут быть занесены в Красную книгу.
На такой поляне чувствуешь себя в безопасности, огромные и мощные ветви спасут от любой опасности. Дубы настолько велики и могущественны, что создается впечатление, будто они упираются прямо в небо, но его величие зависит не от самого дуба, а от той благодатной почвы, на которой он растет. Здесь формируются самые богатые перегноем ценные плодородные почвы - чернозёмы, которые можно назвать национальным достоянием. Уничтожая лес, человек делает почву беззащитной против дождя и ветра, вызывая эрозию, а интенсивная вырубка дубрав приведет к повышению прогревания и иссушению почв.
Сегодня все чаще вместо птичьего гомона в лесу можно услышать звук пилы и падающих деревьев, и вот на месте дубовой рощи оказываются пеньки и горы сучьев. Мы не задумываемся о том, что для того, чтобы вырос дуб, должно пройти много десятилетий. А ведь лес – это еще и место обитания многих животных. И, уничтожая их естественную среду обитания, мы губим братьев наших меньших. От имени подрастающих поколений призываем всех: "Не загрязняйте лес!". Ведь такая красота нужна не только нам, но и последующим поколениям. Люди поймите, что деревья тоже живые, и ощущают боль, если их ломать, резать, рубить. Они не могут нам сказать об этом. Но мы же - люди! А радость, которую они нам дарят?! Мыслимое ли дело – оставить человека без дерева?!
Приложение 3. Практическая работа учащихся с оценкой мусора.
Нами была проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьёй из четырёх человек за неделю, месяц. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. Пищевые отходы в расчёт не взяты, так как они идут на корм домашним животным.
Результат исследований приведен в таблице № 1
Дни недели | Кол-во мусора за 1 день в гр. | Ветошь | Металл | Пластик | Стекло | Бумага |
понедельник | 850 | 150 | 350 | 200 | ______ | 150 |
вторник | 1200 | 350 | 100 | 350 | 300 | 100 |
среда | 960 | 200 | _______ | 260 | 400 | 100 |
четверг | 850 | ________ | _______ | 350 | 250 | 250 |
пятница | 1250 | 500 | 100 | 250 | 450 | ________ |
суббота | 2150 | 1.500 | 50 | 200 | 150 | 300 |
воскресенье | 2150 | 1.100 | 150 | 350 | 400 | 150 |
Всего | 9100 | 3.800 | 650 | 1.950 | 1.950 | 1.050 |
1. Общий вес отходов за неделю - 9.100 гр.
2. Расчет в среднем за месяц - 273.000 гр.
Мы видим, что в мусорной корзине больше всего ветоши: старой одежды, обуви. Практически одинаковое количество мусора по весу из пластмассы: пластиковая тара, старые игрушки, ёмкостей для жидкости, полиэтиленовые мешки и стекла. Много в мусоре бумаги: старые газеты, ученические тетради, журналы, обои и т. д.
Проведя исследование мы пришли к выводу, что основными причинами увеличения количества мусора в республике являются: рост производства товаров массового потребителя одноразового использования(пакеты, бутылки, одноразовая посуда и т.п. ) увеличение количества упаковки; повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Приложение 4.Фотоматериал занятия: «Жизнь планеты в наших руках»