СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненные цели подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В подростковом возрасте у детей очень сильно страемление отделиться от влияния старших и стать более самостоятельной личностью. Но иногда это происходит болезненно и хаотично. Помочь ребенку слышать себя, свои желания и цели - задача курса "Школа Лидерства" и "Наука общения" автор Пекинасова О.Н. Занятие "Жизенные цели подроствокв" включен в данный курс.

Просмотр содержимого документа
«Жизненные цели подростков»

Занятие «Жизненные цели подростков»



- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно... - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
- ...только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти.

(«Алиса в стране чудес» Л.Кэролл)

Цель: формирование осознанности, стремления к саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Цель занятия:  актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

Целевая группа:  подростки 11-13 лет в количестве 10 человек.

Продолжительность:  55 минут.

1.      Вступительное слово педагога-психолога (3 мин.)

Цель: знакомство с темой и целью занятия.

Ребята, вступлением к занятию я зачитаю эпиграф. Эти слова взяты из сказки «Алиса в стране чудес» Л. Кэролл. Если у нас нет цели , то мы никогда и не придем к ней. Мы попадем куда угодно, только не к ней. В жизни человека часто складываются ситуации, когда мы выбираем направление, путь.  В подростковом возрасте – это проблема выбора не только профессии, но и круга общения, возможностей реализации себя и своих способностей в жизни. На нашем занятии сегодня мы с вами будем продолжать учиться понимать себя и других людей и в соответствии с этим строить свои жизненные планы.

2.      Принятие правил групповой работы. (5 мин)

Цель:  знакомство и принятие правил групповой работы на занятии.

-  мы равны в возможности высказываний

- мы свободны в выборе своей точки зрения

- мы уважаем мнение другого и его право на свой выбор

- мы соблюдаем конфиденциальность вне группы

- мы оставляем все игровые ситуации в этих стенах и не выносим их  в нашу жизнь вне группы

- мы уважаем мнение ведущего и считаем его членом своей группы.

       3.   Ожидания (7 мин.)

      Цель:  развитие самопонимания и вербализация ожиданий.

     Каждому из участников надо написать на стикере и озвучить свои ожидания от этого занятия. Это может быть одно-два слова, которые выразят ваши чувства и желания. Долго не раздумывайте.





Жизненные цели подростков можно условно разделить на две категории: ближние и дальние. Ближние цели – это чего хотят добиться ребята в ближайшем будущем – на неделе, через месяц, через год.

Как правило, это обычно познакомиться с мальчиком, девочкой, заработать/ достать денег на новый телефон, удачно сдать экзамены. Как правило, это цели, ограниченные самим подростковым возрастом.

Дальние жизненные цели подростков – это то, КЕМ они видят себя в будущем и КАКОЕ будущее видят для себя. Как правило, это пока не четкое понимание профессии, но точно знают, какое положение в обществе хотят занять.

По большей части, эти желания амбициозны, и основным критерием является то, что это приносит хороший доход. Поэтому профессии малооплачиваемые , такие как воспитатель или учитель – приоритетными являются крайне редко.

Вспомните, как в раннем возрасте ( детский сад) хотят стать пожарными, спасателями, докторами – т.е. те профессии, которые ЗНАЧИМЫ в плане спасения. Либо балерины, артисты – т.е необходимо было ВНИМАНИЕ.

Часть подростков не понимают, кем они станут в будущем, другие точно знают, кем не будут. Остальные же четко знают свое видение с точки зрения материального обеспечения, но вид деятельности пока не определяют.

На втором месте после хорошо оплачиваемой профессии находятся такие жизненные цели, как УВАЖЕНИЕ и ПОЛОЖЕНИЕ в обществе. Ребята начинают понимать, что важно быть не только материально независимым, но и уважаемым человеком.

Подростковый период – это первые шаги к взрослой жизни. Это период первых постановок целей, период постановления жизненных ценностей. Со временем в них многое может поменяться, но фундамент закладывается уже сейчас.

«У одного выдающегося врача был юбилей. Было приглашено много гостей, все веселились. Звучало много поздравлений, признаний его заслуг в области медицины. И когда слово дошло до него, когда именинник должен был что-то сказать, он сказал:

- мне хочется плакать. Я самый несчастный человек в мире.

- почему ?- недоумевали гости.

- дело в том, что всю жизнь я занимался не своим делом. Я стал врачом, потому что у меня в семье все были врачи. И выбора, как такового, у меня не было. Уже с самого детства, по умолчанию, было известно, кем я стану.

Он на самом деле, был очень талантливым доктором, но душа его просила другого: ему очень нравилось проводить время в деревне, строить дом. Он получал огромное удовольствие от этого. Он по-настоящему гордился своим домом, который построил сам.

Можно только представить размах этого горя, сожаления, досады, когда прошла жизнь, а ты так и не научился слышать себя и идти за своим сердцем.
Важно понимать: твоя это цель или родителей, друзей, значимых взрослых. Т.о., какой вывод мы можем сделать? Когда делаем СВОЙ выбор, руководствуемся СВОИМ желанием, ощущением верности, слушаем свое сердце.

Упражнение 1. Что меня вдохновляет

Подумайте, что приносит вам радость, удовольствие. Вы можете это делать часами, забывая о времени. Что у вас получается лучше других?
Запишите это в тетрадь.

Упражнение 2. Кто меня вдохновляет

Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть человек из числа твоих друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?

Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, о политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?
Какие качества в этих людях кажутся особенно привлекательными?
Выпишите эти качества. То, что нравится вам в других людях, уже есть в вас, заложено природой. Нужно только их развивать.

Упражнение 3. Кем я вижу себя в будущем

Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?

Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?

Чтобы подростку разобраться, что он хочет делать в будущем, ему необходимо заранее научиться ставить для себя цели и достигать их. Цель образуется, когда подросток четко понимает свои потребности, ресурсы и условия. Чтобы понимать эти вещи, нужно тренироваться, и для этого есть упражнение, легкое и интересное для подростка и для взрослого.

Что вы чувствовали, когда фантазировали о будущем, о своих планах?
Запишите эту чувства в тетрадь.

Упражнение 4. Лестница достижений.

Предложите подростку подумать, а затем записать цель, которую он хотел бы достичь в ближайший год. После этого нужно нарисовать на листе бумаги лесенку, состоящую из 6 ступенек. Нижняя ступенька – цель только сформировалась, верхняя – цель полностью осуществлена. Предложите ребенку возле первой и последней ступеньки написать 2-3 признака, характеризующих эти положения, и подумать, на какой ступеньке достижения цели он находится в настоящий момент. Отметив свое положение на лестнице, надо написать его главные характеристики. А дальше предложите подростку порассуждать: что нужно сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку? Какие действия уже предприняты, какие – в перспективе?

Смысл этого упражнения — придание наглядности своим целям и желаниям, деление цели на несколько этапов, упрощение своих действий.

Ресурсы.

Предложите подростку составить коллаж ресурсов – факторов, помогающих достижению жизненных целей. Обычно выделяется 3 группы ресурсов: внешние (место учебы/работы, место жительства, материальные возможности), внутренние (личностные качества, опыт, черты характера) и социальные (люди – преподаватели, родители, друзья, супруги). Если какая-то группа ресурсов у ребенка отсутствует, стоит обратить на это внимание: возможно, что над этой проблемой стоит поработать.

Домашнее задание: Составляем карту желаний, коллаж мечты.

Возьмите ватман, много-много разных ненужных журналов-газет и клей. Предложите подростку вырезать из журналов и газет то, что ему хотелось бы иметь в будущем – это могут быть дети, яхты, животные, фразы — всё что угодно. Эти вырезки нужно наклеить на ватман. Обсудите с подростком то, что получилось, расспросите, какие действия нужно предпринять, чтобы все эти желания осуществились. Карту желаний можно повесить в комнате у ребенка, чтобы она была мотиватором.

Заключительное слово:
Я благодарю каждого из вас за интересные рассказы, вовлеченность в работу. Смотрите, сколько много энергии было сегодня, когда вы говорили о своих желаниях. Этой энергии хватит и для ее достижения. Только помните о ней!
До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!