Тема урока: «Зима в мире растений».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания о зимней природе в жизни растений.
Задачи урока:
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
-развивать речь обучающихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, фотографии растений и их плодов (береза, осина, дуб, липа, клен, ясень, вяз, рябина, ель, сосна, можжевельник, кедровая сосна, пихта, копытень, земляника, заячья капуста, брусника, клюква, черника).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., кроссворд, презентация, гербарий, предметные картинки, спилы деревьев, карточки 3-х видов, лесенка знаний.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С. Есенин)
О каком же времени года идет речь?
(Слайд№4)
-А какие строки вам помогли понять, что мы будем говорить именно о зиме? (ответы)
Я вас приглашаю в гости к зиме.
- В начале давайте посмотрим небольшое представление по сказке В.Бианки.
Театрализованное представление.
Слайд № 5)
Заяц: Ишь - сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь.
Тетерев: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»
Заяц: Ой, кто это?
Тетерев: Не бойся, это я- тетерев. Кого это ты так ругаешь?
Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает
Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.
Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку, и деревья и землю застудил.
Тетерев: А ты знаешь заяц, я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, на деревья, кустарники да и задумываюсь.Осталось ли там, хоть что - нибудь живое? Не холодно ли деревьям в зимнее время? Как их можно различить, когда они все кажутся одинаковыми?
-Тише, тише! Не шумите! На все эти вопросы найдем ответы с ребятами во время урока.
А вы гости дорогие садитесь и послушайте.
Учитель. Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока
* слайд
Показываю гербарий и загадываю загадки.
1.Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова (берёза)
2. Какое дерево мёдом богато? (липа)
3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке (сосна)
4.У родственницы ёлки Б Е Р Ё З А
Неколючие иголки. Л И П А
Но в отличие от ёлки С О С Н А
Опадают те иголки (лиственница) Л И С Т В Е Н Н ИЦ А
ЕЛЬ
5. Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.
(Ель) О С И Н А
М А Л И Н А
З Е М Л Я Н И К А
6. Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
7.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
8. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут из меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица (земляника)
Учитель. Какое ключевое слово спрятано в кроссворде?
Ученики: нашли ответ
Учитель: Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.
Учитель. Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.
Нам поможет кроссворд
Ученики. деревья кустарники травянистые
берёза земляника
липа малина
лиственница
сосна
осина , ель
Учитель: какие названия деревьев вы нашли? На какие виды они делятся?
Какие кустарники нашли? Какие названия кустарников еще знаете?
А травянистым какие растения относятся? (лопух,крапива, мать-и-мачеха)
Молодцы , справились с заданием!!!!!
Учитель : а растут ли эти растения в нашем крае?
Учитель. А теперь ребята работаем с учебником. Открываем стр 20 и читаем вопросы и отвечаем на них.
Вопросы. Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?
Ответ.
Вопрос: Как выглядят зимой хвойные растения?
Ответ
Вопрос: видели ли вы растения которые зимуют под снегом зелеными?
Ответ
Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.
Учитель. А какие ответы найдем по учебнику? Открываем стр 20 и читаем текст.
Учитель. Что узнали? О каких растениях идёт речь?
Ученики. Речь идёт о травянистых растениях, кустарниках и деревьях.
Учитель. Как зимуют травянистые растения?
Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.
Учитель. Что происходит с кустарниками?
Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.
* слайд « Кустарники под снегом»
Учитель. У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом вкусные ягоды.
Учитель. А какое зачение имеет снеговой покров для растений?
Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.
Учитель. Ребята летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой сможете различать?
Ученики
*слайд «Берёза». Гербарий.
Учитель. Ребята посмотрит на слайд, скажите это за дерево?
Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева.
Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола под острым углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.
Учитель: а это какое дерево? *слайд «Дуб» . Гербарий.
Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.
Учитель: а здесь ? *слайд «Ива». Гербарий.
У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.
Учитель: а на следующей картинке? *слайд «Рябина». Гербарий.
Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу. Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.
Учитель: а что скажете об этом дереве? *слайд «Липа». Гербарий.
Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.
Учитель: расскажите о следующем дереве? *слайд «Тополь». Гербарий.
Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.
Учитель: у вас на столе лежат листочки с заданием выполняем самостоятельно задание.
Справились? Сейчас поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга.
Оцените работы друг друга.
Учитель: вас ждет еще одно испытание. Рассмотрите спилы деревьев! Что вы можете сказать о них?
Ответы детей
Учитель : увидели ли вы там кольца? Как вы думаете что значат эти кольца?
Ученики отвечают
Учитель: да ребята , по спилам мы может определить какое это дерево , возраст дерева, каких условиях они росли.
.
Ученики. Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже северной стороны, а с южной - шире.
Учитель: ребята смогли ли мы ответить на вопросы тетереву и зайчику? Давай те спросим у них !
. Рефлексия деятельности.
А вы как оценили свою работу?
Оцениваем работы смайликами!
Обратите внимание на слайд,
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Этот урок дал мне для жизни…
Больше всего понравились задания…
Домашнее задание:
1. вариант прочитайте текст в учбнике( с 20-23) ответить на вопросы в рубрике «проверим себя» (с 23)
2. вариант подготовить сообщение о вечнозеленых кустарниках
Благодарю за урок слайд