Образовательная деятельность
«Зимняя прогулка»
средняя группа
Цель. Развитие эмоциональной сферы ребёнка в процессе их активной двигательной деятельности.
Задачи.
1. Побуждать детей активно слушать музыку, двигаться соответственно образу и характеру музыкального произведения.
2. Развивать координацию речи с движением, внимание.
3. Обогащать словарь детей и добиваться полных ответов.
4. Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком, выражать в пении чувства, настроения.
5. Развивать творческие проявления через движение, пластику, мимику: побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
6. Поддерживать интерес к зимним забавам, воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: Музыкальный руководитель на занятиях разучивает с детьми песню «Зимняя игра», муз. А. Мовсесян, музыкальную игру «Медведь и зайцы» муз. Ф. Финкельштейн. Закрепляет основные движения шаг, легкий бег, прыжки; танцевальные движения кружение, притоп, покачивание, взмахи руками.
Материалы и оборудование. Музыкальный центр. Музыкальные инструменты: металлофон. Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики». Елочка. Шапка медведя. Уши зайцев.
Дети заходят в зал, музыкальный руководитель встречает детей.
Музыкальный руководитель (м.р.) Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, давайте пожелаем друг другу: «Доброе утро!» и проведём оздоровительный массаж!
Дети исполняют песенку - распевку «Доброе утро», муз. Н.Туварджи, сл. О. Арсеневской //Музыкальный руководитель. – 2015. - №5. – С.8.
Доброе утро! Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны, кланяются друг другу.
И сегодня весь день будет веселее. «Пружинка».
Припев: Мы погладим лобик, носик и щечки. Выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми как в саду цветочки Наклоны головы вправо, влево.
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем. Трут мочки ушей.
Улыбнемся снова, будем все здоровы! Разводят руки в стороны.
М.р. Ребята, вы любите гулять? (Да.) Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.
Как хорошо прогуляться зимой! Кто же нас с улицы гонит домой?
Колет иголками щёки и нос. Он – не злодей. Это просто… (мороз)
М.р. Зимой на улице холодно, ветрено, надо теплее одеваться, чтобы не простудиться и не заболеть, и тогда никакой мороз нам не страшен!
Проводится речевая игра «Мороз» (зимняя потешка), под речевку и показу музыкального руководителя, дети повторяют текст и движения, игра проводится один раз.
Ты мороз, мороз, мороз, «Грозят» пальцем
Не показывай свой нос! Показывают свой нос.
Уходи скорей домой, Ладошками «отталкивают».
Стужу уноси с собой. Притопывают на месте.
А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдем. «Потирают» ладошки.
Сядем в саночки, самокаточки,
С горки! Поднимают руки вверх.
Упали! Приседают, руки опускают вниз.
От мороза убежали! Бег на месте.
М.р. Посмотрите! (Глядя на «небо».) Воздушный, легкий снежок кружится в воздухе, порхает, на землю ложится. (Звучит музыка.) И музыка звучит так же легко, нежно. Давайте и мы, как снежинки, закружимся в легком танце.
Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского. Фрагмент из балета «Щелкунчик» // Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 4-го года жизни: – М.:2011.- С.67.
Дети изображают снежинок. Движения (кружения, покачивания, взмахи рук, легкий бег) образные, легкие соответствуют настроению музыки. С окончанием музыки дети приседают («снежинки» опускаются на землю).
М.р. Много снега выпало. Как нам добраться до леса? (Предположения детей.) Давайте поедем на саночках. Кто же встанет первым?
Дети встают в пары «паровозиком», один протягивает руки назад, а второй берется за них. Под песню «Саночки», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной// Музыкальный руководитель. - 2015. - №7. – С.46., двигаются легким бегом по кругу в соответствии с характером музыки, останавливаются с окончанием музыки.
М.р. Остановимся, ребята, на этой полянке, слышите, как ветер гудит? (Включается запись.) А сейчас вой ветра изобразим голосом.
Проводится фонопедическое упражнение «Ветер» (по методу В.Емельянова).
Музыкальный руководитель говорит текст, показывая движение звука голосом и рукой, дети повторяют, передавая голосом динамические изменения (тихо, громко).
Кружит ветер, воет ветер: у-у-у…. глиссандо на звук «у», от низкого звука до верхнего.
Потихонечку крадётся: у-у-у… ведут протяжно голосом на одной высоте.
Кружит ветер, воет ветер: у-у-у…. глиссандо на звук «у», от низкого звука до верхнего.
Не ходите в лес гулять – с собою унесу – у-у-у! - ведут протяжно голосом на одной высоте.
М.р. Ветер нам не страшен, потому что мы двигаемся и на месте не стоим. Посмотрите, ребята, а на полянке елочка, на веточках птички сидят. Подойдем поближе. Дети подходят к елке, на ветке сидят два воробышка большая птица – мама и маленький птенчик.
М.р. Как зовут этих птичек? (Воробьи.) Как они кричат? (Чик-чирик.) Да они чирикают. Что они ещё делают? (Предположения детей) Скачут на двух лапках, летают. Воробышки маленькие, летают легко, весело. И музыка про них так же звучит легко и весело. Про большую птицу – маму и маленьких птенчиков можно сыграть не только на пианино, но и на музыкальном инструменте - металлофоне. Хотите послушать? Станьте в кружок. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду мамой птичкой, а вы птенчиками и голос у вас будет тоненький и высокий.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики», муз. Е.Тиличеевой// Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь для детей младшего возраста: М.: Музыка, 1986. – С.60.
Дети внимательно слушают, музыкальный руководитель играет, поёт, как птица – мама низко.
М.р. Почему поёт низко птица – мама? (Предположения детей.) Она большая и голос у неё низкий.
М.р. А теперь послушайте, как поёт птенчик, маленький воробышек. Почему он поёт высоко? (Предположения детей.). Потому что он маленький. Давайте споём, ребята!
Музыкальный руководитель играет на металлофоне, дети исполняют, предлагает спеть по одному: воспитатель птица – мама, ребенок – птенчик.
М.р. Воробьи спели и повеселели! А если мы покормим птичек, то зачирикают они ещё веселее и не замерзнут в лесу. А вы не замерзли? Как можно зимой на прогулке согреться? (Надо двигаться, прыгать, бегать, играть.) Подойдите ко мне, я загадаю вам музыкальную загадку. Послушайте и скажите, как называется песня?
Музыкальный руководитель без музыкального сопровождения исполняет 1 куплет песни «Зимняя игра», муз. и сл. А. Мовсесян //Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни: В 2ч. – М.:2010. – Ч.1.- С.108.
М.р. Ребята, вы узнали песню? Как она называется? (Предположения детей.) А песня весёлая или грустная? (Веселая.) Давайте исполним её так, чтобы она всем понравилась.
Перед исполнением песни дети встают в круг. Во время исполнения музыкальный руководитель следит не только за выразительностью исполнения, но и за умением детей двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песни.
1. Посмотри, как блестит, под ногами хрустит - с песней идут по кругу, слегка притопывая.
Беленький снежок, легкий, как пушок.
Повторение тактов 1- 4. Поворачиваются лицом в круг, топают ногой.
2. Одевайся живей, Имитируют одевание валенок.
Побежим веселей. Бег на месте.
Бегать и играть, да снежки бросать. Выполняют «пружинку».
Повторение тактов 1- 4. Лепят и бросают «снежки».
3. Ты на санки садись и за спинку держись. Поворачиваются друг за другом, образуют пары,
Крепче ты держись – один протягивает руки назад, а второй берётся за них.
Покатились вниз! Ух! На слово «Ух!» быстро приседают («съехали с горы»).
Повторение тактов 1- 4. Бегут по кругу.
М.р. Весёлая получилась песня. Молодцы! А на снегу, смотрите, следы! ( Изображает удивление.) Как же узнать, чьи это следы? Ребята, нам подскажет музыка.
Звучит пьеса «Зайчики», муз. Е. Тиличеевой //Воспитатель. Дети. Музыка каждый день. – С.-П.: 1997. – С. 41.
Дети узнают мелодию, прыгают, как зайчики, передавая в движении игровой образ – легкий, веселый.
М.р. Молодцы, как вы догадались, что эта музыка про зайцев? (Она легкая, прыгучая, веселая). Значит, чьи это следы? (Зайца.)
Звучит пьеса «Медведь», муз. Г.Галынин // Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 4-го года жизни: – М.:2011.- С.53.
Дети узнают музыку и входят в образ медведя.
М.р. Правильно, это следы медведя. Как вы догадались? (Предположения детей.) Музыка тяжелая и неуклюжая. Ребята, а зимой медведь по лесу ходит? Нет, он спит в берлоге. Давайте, ребята, позовем Мишку и с ним поиграем. (Дети зовут Мишку.)
Воспитатель в шапке медведя, выходит из-за елочки, рычит.
М.р. Мишка, не пугай ребят! Давай лучше поиграем.
Дети надевают уши зайцев, проводится игра «Медведь и зайцы» муз. и сл. Ф. Финкельштейн, (описание игры – Приложение 1.)
Музыкальный руководитель исполняет песню «Медведь и зайцы, муз. и сл. Ф Финкельштейн // Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни: В 2 ч.- М.:2010. – Ч.1. – С.81.
Под пение музыкального руководителя дети - зайчики выполняют движения в соответствии со словами песни, роль медведя исполняет воспитатель. Музыкальный руководитель добивается выразительности исполнения, вызывает желание двигаться самостоятельно. При повторении игры роль медведя может исполнить ребенок.
М.р. Замечательно мы погуляли в лесу? Вам понравилось? (Ответы детей.) А помогла нам в этой прогулке музыка. Вы, ребята, хорошо сегодня занимались, и я предлагаю вам в группе нарисовать то, что вам больше всего понравилось на прогулке. А сейчас сядем в саночки и с хорошим настроением вернемся в детский сад. До свидания.
Дети под песню А.Филиппенко «Саночки» уезжают в группу.
Медведь и зайцы слова и музыка Ф.Финкельштейн
Медведь в «берлоге» – сидит на стульчике, спит, зайцы стайкой в углу зала, один заяц легко на носочках бежит по залу.
Зайка по лесу бежал, а в берлоге Мишка спал… Движения по тексту.
Ближе зайчик подбежал и зайчат к себе позвал. Зайцы подбегают к медведю, прыгают.
Услыхал медведь и давай реветь: Кто тут смеет так шуметь? Медведь встаёт, рычит,
Я искать пойду и кого найду, я в берлогу заберу. топает «лапой».
Зайка бедный задрожал, испугался, в снег упал, Зайцы разбегаются, приседают,
Весь зарылся с головой, вот трусишка он какой! опускают голову вниз, тихо сидят.
Мишка лесом шел, далеко забрел, на зайчат он не нашел, Медведь идёт по залу,
Он ходил – искал, он бродил – устал. ищет зайцев, не находит,
Сел Мишутка, задремал. садится, засыпает.
Зайки к Мишке подбежали, Мишке глазки завязали, Зайцы подбегают к Мишке, один
Закричали: «Раз, два, три! Мишка зайчиков лови!» заяц закрывает Мишке глаза.
Зайцы разбегаются, медведь догоняет.
6