СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зимняя сказка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети рисуют зимний пейзаж предварительно рассмотрев его в синтезе искусств.

Просмотр содержимого документа
«"Зимняя сказка"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Коношский районный Дом детского творчества»



Открытое занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности

«Путешествие в прекрасное»

в детском объединении «Цветик-семицветик»

Тема: «Зимняя сказка»



Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Коношский РДДТ»: Кутилова Н.И.





Коноша, 2021 год.

План – конспект занятия

Тема: «Зимняя сказка»

Цель: рисование зимнего пейзажа через его раскрытие в синтезе искусств

Задачи:

Образовательные: учить детей подбирать цветовую палитру пейзажа, передавать тоновую растяжку, закреплять умения изображать по памяти и представлению, знакомить с произведениями известных мастеров.

Развивающие: формировать художественно-графические умения, развивать эстетический вкус, совершенствовать приёмы умственной деятельности (сравнивать, обобщать, делать выводы), создать условия для развития речи (формулировать, высказывать и доказывать своё мнение).

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию природы через синтез искусств и отображению представлений в изобразительной деятельности, обогащать эмоционально-эстетическое восприятия детей, через поэтическое слово, музыку, живопись; способствовать позитивному настроению в работе.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации изученного

Вид занятия: рисование по памяти и представлению, виртуальная экскурсия с элементами творчества

Планируемый результат:

Предметные умения: учить рисовать зимний пейзаж в ясную погоду, передавать красоту русской березы, закреплять умения в построении композиции, создании тоновой растяжки, подборе цветовой гаммы.

Личностные УУД: формировать устойчивый познавательный интерес, умение оценивать произведения синтеза искусств, вырабатывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, положительно относиться к роли ученика, к процессу обучения, воспитание уважения к художественному наследию, сознательный подход к собственной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу, формулировать цель урока, находить варианты решения творческой задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять самостоятельный контроль за своей деятельностью, работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки, определять степень успешности своей работы, адекватно воспринимать оценку педагога и детей.

Познавательные УУД: логические – анализировать, выделять характерные признаки пейзажа, экспериментировать с цветом;

общеучебные – самостоятельно предполагать, что нужно для решения учебной задачи, определять эффективные способы достижения результатов, творчески реализовать собственные замыслы.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, пытаться принимать другую точку зрения, умение договариваться, работать в парах, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.

Формы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная

Методы: (по классификации методов обучения, предложенной Ю.К.Бабанским)

Метод стимулирования – учебное поощрение.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

- словесно-наглядные: беседа, рассказ, показ слайдов, иллюстраций (активизирует внимание), показ основных приемов рисования;

- практические: подбор иллюстраций, самостоятельное рисование;

- логические: проблемные вопросы к детям, аргументирование личного мнения;

- гностические – составление последовательности работы, определение темы, цели, задач;

- самоуправление учебными действиями: самостоятельная работа.

Метод контроля: устный контроль.

Репродуктивный метод: воспроизведение и закрепление полученных знаний.

Здоровьесберегающие технологии: использование функциональной музыки; применение физкультминутки, направленное на двигательную активность, пальчиковой гимнастики, смена действий на занятии.


Межпредметные связи:

Изобразительное искусство – углубление знаний о пейзаже.

Окружающий мир – расширение кругозора о природе зимой.

Развитие речи – обогащение словарного запаса.

Музыка, поэзия, живопись – восхищение художественным наследием


Виды деятельности: постановка учебной задачи, беседа, демонстрация слайдов с картинами о природе, чтение художественного слова, слушание музыки, дидактическая игра «Вхождение в картину», практическая работа, анализ работ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с зимними пейзажами известных художников; рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены березы; беседа о наблюдениях в ясную морозную погоду.

Материалы, инструменты, оборудование: листы формата А-4, акварельные краски, белая гуашь, кисти беличьи №2 и №5, палитры, баночки с водой, влажные салфетки, карандаши НВ, лист для записи; словарь Ожегова, Ушакова, выписка из википедии, большая снежинка и маленькие снежинки.

презентация с картинами: В.Янов «Зимний вечер», В.З.Циганов «Сказка», Саврасов «Зима», Каменев Л.Л. «Зимняя дорога», А.Яковлев «Зима», В.Петров «Метель»;

стихи: Николай Гончаров «Зимой в лесу», Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…», Н.Рыленков «Здесь мало увидеть…»;

музыка: П.И.Чайковский «Зима» из цикла «Времена года», Г.Свиридов «Зимняя дорога», музыка природы.

Литература и интернет- ресурсы:

  1. «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2010 год

  2. «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева. Москва. «Просвещение» 1991год

  3. «Стихи для детей» сборник. Москва, «Современник» 1976 год.

  4. Словарь Ожегова, Ушакова, Векипедия



  1. nsportal.ru/nachalnaya.../izo/.../risuem-zimniy-peyzazh

  2. www.klass39.ru/urok-izo-zimnij-pejzazh/

  3. www.maam.ru/.../master-klas-izobrazhenie-zimnego-peizazha-akvarelyu.html

  4. http://900igr.net/data/russkie-khudozhniki/SHishkin-3.files/0004-005-Zima.-1890-g.jpg

  5. http://www.musobl.divo.ru/museum/rest_grabar.jpg

  6. labuda.blog›



Основные понятия и термины: Жанр живописи, алгоритм пейзажа, цветовая гамма, тоновая растяжка, градации, навьюжило, буйные метели.



Структура занятия

Время проведения

1

Организационный момент

30 сек.

2

Систематизация знаний о пейзаже, работа со словарями

13 мин.30 сек.

3

Определение темы и цели урока

2 мин.

4

Актуализация знаний

10 мин.

5

Подготовка руки

1 мин.

6

Поэтапное рисование

15 мин.

7

Рефлексия

3 мин.



План-конспект

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые умения (УУД)

Время

1

Организац. момент

Мотивация на урок


Встанем рядышком по кругу, улыбнемся мы друг другу.

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется.

- Ребята, мне сегодня прямо на руки необычная снежинка упала, а на ней загадка. Отгадайте: «Белым пледом лес укрыт, и медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (зима)

-А еще Зима приглашает в картинную галерею. Ну как, принимаем приглашение?

(проходят на ковер к экрану, садятся на подушки)

Приветствие



Отгадывают

Личностные: формирование познавательного интереса

30 сек

2

Система-

тизация знаний о пейзаже

Добро пожаловать. В галерее собраны картины знаменитых художников и нашего земляка Андрея Яковлева. (знакомятся на слайдах)

Ребята, помните:

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. (Н.Рыленков)

(показ слайдов, знакомство с авторами; закончить слайдом со всеми картинами)

- К какому жанру живописи относятся эти картины? Почему? (пейзаж – картина о природе)

Есть просто храм,

Есть храм науки

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

- Подумайте, почему природу называют храмом?

Природа – это зеркало души человека.

Тот, кто наблюдает природу, не может не любить её. Человек сам становится частью этой природы, и тогда она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу.

Вот как сказал великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

-В словарях храм – это…

Толковый словать Ожегова

1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х.

2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки.



Значение слова «Храм» в толковом словаре Д.Н. Ушакова

ХРАМ, храма, ·муж. (·книж. ).
1. Здание для богослужения, церковь (церк.).
2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь (·ритор. ). Храм науки. Храм искусства.


Храм (от праслав. *chormъ  храмъ — «дом»[1]) — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища[2]. Википедия

Природа – это храм. Ведь если бы человечество относилось к матери-природе как к храму, Земля сегодня не знала бы тех проблем с экологией, силы на решение которых тратит все прогрессивное сообщество ученых. А времени, по прогнозам некоторых специалистов, остается все меньше и меньше!

Безусловно, природа – это храм в первую очередь. А туда нужно заходить с чувством глубокой веры и вести себя там, не нарушая заведенных обычаев. labuda.blog›

- К какому времени года относятся эти картины? (зиме)

Федор Тютчев:

«Чародейкою Зимою околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.»

- Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Зима-волшебница приходит к нам в гости, расстилает везде снежные пушистые ковры, покрывает леса, дома белоснежными шапками, сковывает льдом реки и озера.

-Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах?

( Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые).

- Какую цветовую гамму будем использовать? (холодную)

- Зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи.

- Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная.

В контрастах и заключается прелесть этого времени года.

- Об этом очень ярко сказал поэт Н.Заболоцкий:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Раскрыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

-А за что мы любим нашу зиму?

(За зимние забавы: катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, лепку снеговика)

- За её красоту придумали ей ласковые названия, какие? ( Зимушка – зима, Гостья – зима, Зима – волшебница.)

Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ее красотой. А может, и пообщаться с ней.

Игра «Вхождение в картину»: Представьте, что вы с другом (чтобы не страшно было в лесу) оказались в какой-либо из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали? (рассказы детей в паре: ветер, скрип, треск, стук дятла)

- Послушайте стихотворение Николая Гончарова «Зимой в лесу»

Намело, навьюжило, все деревья в кружеве:

Снег на соснах, на кустах, в белых шубках ели.

И запутались в ветвях буйные метели.

- К какой картине вы бы отнесли это стихотворение? Почему? (ответы детей)

(В.Янов «Зимний вечер». Художник сумел увидеть и запечатлеть величавую поэзию родной природы, он выразил свою восторженную любовь к ней. Художник отбирает в пейзаже наиболее поразившие его черты, усиливает звучание реальных цветов. Образному строю картины присущи декоративная нарядность, обобщенная проработка форм, общий ликующий мажорный настрой.)

- Послушайте музыку Георгия Свиридова «Зимняя дорога», о чем она вам расскажет?

- Какая музыка? Что вы в ней услышали? К какой картине она больше подходит?

(тихая, спокойная, будто ямщик дремлет, а лошадка тихонько бежит по дороге. Вокруг безмолвие природы, погруженной в зимний сон. Дорога зовет вдаль. Проснулся ямщик, и повозка устремилась вперед)

(Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика слышится, слышно, как метель то затихает, то вновь начинается – композитор это передает путем изменения темпа музыки)

Молодцы. Пройдите в творческую лабораторию. Садитесь.

Смотрят презентацию







Отвечают, доказывают свою точку зрения







Ответы детей






Ответы детей

Зачитывают из словарей































Рассказы детей по выбору картины




Определяют картину, которая подходит к описанию



По характеру музыки определяют картину


Проходят за столы.


Познавательные: анализируют, выделяют признаки пейзажа, определяют характер цветовых отношений, знакомятся с художественным наследием


Личностные: проявляют познавательную активность, оценивают произведения синтеза искусств, вырабатывают свою позицию, отстаивают свою точку зрения


Коммуникативные:

соблюдают нормы коллективного общения


Регулятивные: определяют проблему будущей деятельности










































Познавательные: обобщают знания о пейзаже через синтез искусств


13мин 30сек


3

Определение темы, цели и задач

- Как интересно о зиме рассказали поэты, художники, композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой. Кто догадался, чем будем заниматься на уроке? (рисовать пейзаж) Какая тема и цель занятия? (Зимний пейзаж)

- На что нужно обратить внимание? Какие задачи наметим? (правильно строить композицию, подбирать холодную цветовую гамму, передавать форму деревьев)



Называют тему, определяют цель,

задачи

Регулятивные: формулируют цель, находят варианты решения творческой задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами;

2 мин

4

Актуализация знаний

- Чтобы приступить к работе, составим алгоритм написания пейзажа.

Алгоритм написания пейзажа (работа в парах) Посовещаться и кратко записать.

Проверка (выкладывание на доске из карточек)

1.Продумывание композиции

2.Линия горизонта

3.Плановость (дальний план, средний - сугробы, речка,

передний план - березы)

4.Подмалевок: тоновая растяжка неба, снежная полянка

5.Творческая доработка

- Кто также составил? Молодцы!

-Помните о технике безопасности, аккуратно набирайте краску на кисть


Совещаются друг с другом, записывают алгоритм.

Выкладывают на доске соответствующие карточки.


Кратко перечисляют

Познавательные: закрепляют алгоритм написания пейзажа

Регулятивные: работают по плану, определяют способы достижения цели

Личностные: осознают свои интересы и цели

Коммуникативные: закрепляют правила общения и работы в группе

12 мин

5

Подготовка руки

Упражнение «Кисточка», «Помощники»

Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести.

Помните, что за хорошую работу бывает награда.

Пальчиковая гимнастика

Здоровьесберегающие технологии.

1 мин

6

Поэтапное рисование

(музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»)

Рисование с показом и объяснением.

Видеофизминутка «Елочка». (коррекция зрения)

Физминутка «Зимний лес»

  • Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит,

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

Индивидуальная работа, прием «шептание на ушко»

Заканчиваем, наводим порядок, работы укрепляем на стенде.

Поэтапное рисование пейзажа

Физминутки на коррекцию зрения и позвоночника



Наводят порядок

Познавательные: закрепляют алгоритм написания пейзажа, подбирают цветовую палитру пейзажа, передают тоновую растяжку, закрепляют умения изображать по памяти и представлению

15 мин

7

Рефлексия

-Полюбуйтесь. Вам нравится? Давайте придумаем название нашей выставки.

-Поднимите руку, кто сегодня испытывал трудности?

-Похлопайте те, кто сегодня научился использовать тоновую растяжку.

Тренинг «Снежинка»: передавая снежинку расскажите, что вам понравилось, что вы узнали нового, чему научились, а она все передаст Зимушке-зиме.

Зима для вас оставила снежиночки, прикрепите к той работе, которая вам больше понравилась.

-Спасибо за творчество. Вы очень постарались. Ой, а снежинка растаяла, и превратилась в серебристый пакет.

Здесь оказались серебряные снежинки для вас.

Предлагают название,

отвечают.Передают снежинку, рассказывают


Прикрепляют снежинкиПолучают награду

Регулятивные: дают оценку выполненным работам

Личностные: осознают свои мировоззренческие позиции, учатся критически осмысливать результаты деятельности.

3 мин








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!