2 | Система- тизация знаний о пейзаже | Добро пожаловать. В галерее собраны картины знаменитых художников и нашего земляка Андрея Яковлева. (знакомятся на слайдах) Ребята, помните: Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. (Н.Рыленков) (показ слайдов, знакомство с авторами; закончить слайдом со всеми картинами) - К какому жанру живописи относятся эти картины? Почему? (пейзаж – картина о природе) Есть просто храм, Есть храм науки А есть ещё природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. - Подумайте, почему природу называют храмом? Природа – это зеркало души человека. Тот, кто наблюдает природу, не может не любить её. Человек сам становится частью этой природы, и тогда она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу. Вот как сказал великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик, - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. -В словарях храм – это… Толковый словать Ожегова 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. Значение слова «Храм» в толковом словаре Д.Н. Ушакова ХРАМ, храма, ·муж. (·книж. ). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь (·ритор. ). Храм науки. Храм искусства. Храм (от праслав. *chormъ храмъ — «дом»[1]) — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища[2]. Википедия Природа – это храм. Ведь если бы человечество относилось к матери-природе как к храму, Земля сегодня не знала бы тех проблем с экологией, силы на решение которых тратит все прогрессивное сообщество ученых. А времени, по прогнозам некоторых специалистов, остается все меньше и меньше! Безусловно, природа – это храм в первую очередь. А туда нужно заходить с чувством глубокой веры и вести себя там, не нарушая заведенных обычаев. labuda.blog› - К какому времени года относятся эти картины? (зиме) Федор Тютчев: «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.» - Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Зима-волшебница приходит к нам в гости, расстилает везде снежные пушистые ковры, покрывает леса, дома белоснежными шапками, сковывает льдом реки и озера. -Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах? ( Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые). - Какую цветовую гамму будем использовать? (холодную) - Зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи. - Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная. В контрастах и заключается прелесть этого времени года. - Об этом очень ярко сказал поэт Н.Заболоцкий: В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Раскрыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. -А за что мы любим нашу зиму? (За зимние забавы: катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, лепку снеговика) - За её красоту придумали ей ласковые названия, какие? ( Зимушка – зима, Гостья – зима, Зима – волшебница.) Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ее красотой. А может, и пообщаться с ней. Игра «Вхождение в картину»: Представьте, что вы с другом (чтобы не страшно было в лесу) оказались в какой-либо из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали? (рассказы детей в паре: ветер, скрип, треск, стук дятла) - Послушайте стихотворение Николая Гончарова «Зимой в лесу» Намело, навьюжило, все деревья в кружеве: Снег на соснах, на кустах, в белых шубках ели. И запутались в ветвях буйные метели. - К какой картине вы бы отнесли это стихотворение? Почему? (ответы детей) (В.Янов «Зимний вечер». Художник сумел увидеть и запечатлеть величавую поэзию родной природы, он выразил свою восторженную любовь к ней. Художник отбирает в пейзаже наиболее поразившие его черты, усиливает звучание реальных цветов. Образному строю картины присущи декоративная нарядность, обобщенная проработка форм, общий ликующий мажорный настрой.) - Послушайте музыку Георгия Свиридова «Зимняя дорога», о чем она вам расскажет? - Какая музыка? Что вы в ней услышали? К какой картине она больше подходит? (тихая, спокойная, будто ямщик дремлет, а лошадка тихонько бежит по дороге. Вокруг безмолвие природы, погруженной в зимний сон. Дорога зовет вдаль. Проснулся ямщик, и повозка устремилась вперед) (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика слышится, слышно, как метель то затихает, то вновь начинается – композитор это передает путем изменения темпа музыки) Молодцы. Пройдите в творческую лабораторию. Садитесь. | Смотрят презентацию Отвечают, доказывают свою точку зрения Ответы детей Ответы детей Зачитывают из словарей Рассказы детей по выбору картины Определяют картину, которая подходит к описанию По характеру музыки определяют картину Проходят за столы. | Познавательные: анализируют, выделяют признаки пейзажа, определяют характер цветовых отношений, знакомятся с художественным наследием Личностные: проявляют познавательную активность, оценивают произведения синтеза искусств, вырабатывают свою позицию, отстаивают свою точку зрения Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения Регулятивные: определяют проблему будущей деятельности Познавательные: обобщают знания о пейзаже через синтез искусств | 13мин 30сек |