МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира по теме:
«Зимние месяцы»
Учитель начальных классов
Ульянина Л.К.
2015 год
Цели: научить учеников соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края;
развивать эмоционально- ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства;
расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.
Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Оборудование: алфавит, карточки, компьютер, плакат, рисунки зимних месяцев, доклады учащихся.
Ход урока:
Организационный момент. Для определения темы урока, объединимся в группы.
Групповая работа:
- мы поработаем в группах;
- для каждой группы задание одинаковое;
- перед вами алфавит, каждая буква занимает свое порядковое место, карточка из двух слов;
- расшифровать слово зимние месяцы;
- «Кто быстрее» (поднимают дружно руки);
- произнести дружно хором (в группе).
Определите тему урока (открыть тему).
«Зимние месяцы» (хором)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Инсценировка «Старик годовик».
Старик-годовик:
Мои при зимних братца – месяца. Очень разные по нраву и облику.
Декабрь:
Я – Декабрь. Это пора хмурого неба, ранних вечеров, темных долгих ночей. Обо мне в старину говорили, что декабрь – студень, студный, стужайло, холодень, лютовей, лютень ледостой, ледостав, годопроводец.
Январь:
А вот и я – январь. В январе солнце сияет ярче на синем ясном небе. Оттого и зовут январь просинец. Стоит он между декабрем и февралем, да сечет зиму пополам. За то называют январь сечень.
Февраль:
Братцы месяцы: меня зовут февраль. У меня два друга – метель да вьюга. Люди в народе прозвали меня крутень. Февраль стоит на рубеже – перед весенним месяцем мартом, между зимой и весной. Вот поэтому одно из народных названий февраля – межень. Ведь старинное русское слово «межа» значит «рубеж», «граница».
Старик-годовик:
В разных краях России мои зимние братцы хозяйствуют по-своему, и длится зима по –разному. Ее причуды народ отражает в названиях зимних месяцев.
Вывод: Смотрим на доску, давайте прочитаем старинные слова о декабре, январе, феврале.
Беседа.
- Давайте вспомним количество дней в декабре, январе, феврале (на косточках)? (декабрь – 31, январь – 31, февраль – 28 (29))
- Чем интересен месяц декабрь? (подготовка к Новому Году)
- Символ красоты наша русская красавица «Ёлка».
- Наряжаем елку.
- Игра «Загадки».
1) Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает
Одним проходу не дает
Других он подгоняет. (Ветер)
2) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
3) И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
4) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
5) Гуляю в поле, летаю на воле!
Кручу, бурчу знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю
И сугробы наметаю. (Метель)
Вывод: вот и нарядили нашу елочку, а скоро Дед Мороз и Снегурочка подарят настоящую елку на праздник.
Физминутка.
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли.
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняют,
Раз наклон, два наклон,
Зашумит листвою клен.
Продолжение работы по теме урока.
- Чем же интересен январь (доклад)?
(7 января - Рождество)
- Чем же интересен февраль (доклад)?
(23 февраля – праздник для мальчиков)
Чтение стихотворений.
Многие поэты воспевали красоту зимы в своих произведениях. (послушаем стихи)
«Декабрь»
Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть,
Ветер резвый уснул на пути,
Не проехать в лесу, не пройти
«Январь»
Открывает календарь – начинается январь,
В январе, в январе много снега на дворе,
Снег на крыше, на крылечке
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
«Февраль»
Дуют ветры в феврале
Воют в трубах звонко
Змейкой мчится по земле,
Легкая поземка.
Вспомним слова отгадки.
- Прочитаем (хором).
Ветер, вьюга, иней, мороз, метель, гололед.
-Как можно назвать эти слова в окружающем мире? (явления природы)
Вывод: смотри на экран.
Рефлексия.
Оценивание урока: зеленый цвет
желтый цвет
красный цвет
Итог.
1) Назовите зимние месяцы по порядку? (декабрь, январь, февраль)
2) Какие старинные названия месяцев тебе запомнились?
Дополним задание.
- Вот и художники, музыканты, композиторы, мы с вами послушали и посмотрели, что как они воспевали красоту зимы в своих произведениях.
- Теперь нам предстоит быть художниками иллюстраторами. (откройте карточки: 1) задание – соотнесите картинку с месяцем – запишите; 2) задание - раскрасить)