СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зимние месяцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для того, чтобы ученики научились распозновать признаки зимы в природе

Просмотр содержимого документа
«"Зимние месяцы"»

МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»
























Урок окружающего мира по теме:

«Зимние месяцы»










Учитель начальных классов

Ульянина Л.К.











2015 год

Цели: научить учеников соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края;

развивать эмоционально- ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства;

расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.

Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Оборудование: алфавит, карточки, компьютер, плакат, рисунки зимних месяцев, доклады учащихся.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Для определения темы урока, объединимся в группы.


  1. Групповая работа:

- мы поработаем в группах;

- для каждой группы задание одинаковое;

- перед вами алфавит, каждая буква занимает свое порядковое место, карточка из двух слов;

- расшифровать слово зимние месяцы;

- «Кто быстрее» (поднимают дружно руки);

- произнести дружно хором (в группе).


  1. Определите тему урока (открыть тему).

«Зимние месяцы» (хором)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)


  1. Инсценировка «Старик годовик».

Старик-годовик:

Мои при зимних братца – месяца. Очень разные по нраву и облику.


Декабрь:

Я – Декабрь. Это пора хмурого неба, ранних вечеров, темных долгих ночей. Обо мне в старину говорили, что декабрь – студень, студный, стужайло, холодень, лютовей, лютень ледостой, ледостав, годопроводец.

Январь:

А вот и я – январь. В январе солнце сияет ярче на синем ясном небе. Оттого и зовут январь просинец. Стоит он между декабрем и февралем, да сечет зиму пополам. За то называют январь сечень.

Февраль:

Братцы месяцы: меня зовут февраль. У меня два друга – метель да вьюга. Люди в народе прозвали меня крутень. Февраль стоит на рубеже – перед весенним месяцем мартом, между зимой и весной. Вот поэтому одно из народных названий февраля – межень. Ведь старинное русское слово «межа» значит «рубеж», «граница».

Старик-годовик:

В разных краях России мои зимние братцы хозяйствуют по-своему, и длится зима по –разному. Ее причуды народ отражает в названиях зимних месяцев.

Вывод: Смотрим на доску, давайте прочитаем старинные слова о декабре, январе, феврале.


  1. Беседа.

- Давайте вспомним количество дней в декабре, январе, феврале (на косточках)? (декабрь – 31, январь – 31, февраль – 28 (29))

- Чем интересен месяц декабрь? (подготовка к Новому Году)

- Символ красоты наша русская красавица «Ёлка».

- Наряжаем елку.

- Игра «Загадки».

1) Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает

Одним проходу не дает

Других он подгоняет. (Ветер)


2) Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)


3) И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

4) Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)


5) Гуляю в поле, летаю на воле!

Кручу, бурчу знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю

И сугробы наметаю. (Метель)


Вывод: вот и нарядили нашу елочку, а скоро Дед Мороз и Снегурочка подарят настоящую елку на праздник.


  1. Физминутка.

А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняют,

Раз наклон, два наклон,

Зашумит листвою клен.


  1. Продолжение работы по теме урока.

- Чем же интересен январь (доклад)?

(7 января - Рождество)

- Чем же интересен февраль (доклад)?

(23 февраля – праздник для мальчиков)


  1. Чтение стихотворений.

Многие поэты воспевали красоту зимы в своих произведениях. (послушаем стихи)

«Декабрь»

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть,

Ветер резвый уснул на пути,

Не проехать в лесу, не пройти

«Январь»

Открывает календарь – начинается январь,

В январе, в январе много снега на дворе,

Снег на крыше, на крылечке

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.


«Февраль»

Дуют ветры в феврале

Воют в трубах звонко

Змейкой мчится по земле,

Легкая поземка.


  1. Вспомним слова отгадки.

- Прочитаем (хором).

Ветер, вьюга, иней, мороз, метель, гололед.

-Как можно назвать эти слова в окружающем мире? (явления природы)

Вывод: смотри на экран.


  1. Рефлексия.

Оценивание урока: зеленый цвет

желтый цвет

красный цвет


  1. Итог.

1) Назовите зимние месяцы по порядку? (декабрь, январь, февраль)

2) Какие старинные названия месяцев тебе запомнились?



  1. Дополним задание.

- Вот и художники, музыканты, композиторы, мы с вами послушали и посмотрели, что как они воспевали красоту зимы в своих произведениях.

- Теперь нам предстоит быть художниками иллюстраторами. (откройте карточки: 1) задание – соотнесите картинку с месяцем – запишите; 2) задание - раскрасить)