Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь начинать урок нам пора. | Настраивают себя на работу на уроке. | Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Нацеливаются на успешную работу. | Выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют желание узнать что - то новое. |
Ребята! К нам пришло письмо одно, Очень странное оно. Вместо марок – три снежинки, А конверт – из чистой льдинки. А письмо не на листке, А на беленьком снежке. Кто расхаживал по снегу? Кто прислал письмо нам это? Картинка «Птичьи следы». - А какие именно птицы отправили нам это письмо, вы узнаете, выполнив задание. Соберите картинку из разрезанных частей, и получите ответ. | Постановка и решение проблемы. | Формирование четких речевых высказываний. | Определяют тему урока. Собирают картинку из разрезанных частей индивидуально. | Проявляют познавательный интерес к учебным мотивам, формируют уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения. |
Отгадайте загадки: В серой шубке перовой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится. Не орёл, а всё же птица. (Воробей.) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) Поговорим о птицах, которые проводят зиму рядом с нами. | Отгадывают загадки. | Слушают и понимают речь других. | Принимают и решают учебную задачу. | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Рассказ учителя о синице Синица охотно селится в старых хвойных местах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые гнёзда. Зимой охотно поедает семена ели, сосны, и кусочки сала. Она встречается чаще других зимующих птиц . Свое имя она получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!» Зимой они перекочёвывают ближе к селениям и городам в поисках пищи. Им люди устраивают птичьи «столовые». Аудиозапись- пение синицы. - Рассказ учителя о снегире С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири зимой летят к нам. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Узнать и заметить зимой этих птиц нетрудно: они хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой: рябиной, калиной. Лакомство снегиря - семена ясеня. Поздней осенью, в начале зимы раздаётся их низкий звонкий посвист: жю-жю-жю. Аудиозапись – пение снегиря. – Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему? – Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. А как мы можем им помочь? -Ребята, отгадайте загадку! Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? Далее дети знакомятся с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”. 1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них! 2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм! 3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц. 4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! 5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды! 6. Кормушку необходимо регулярно чистить! | Воспринимают новые знания. | Рассказ ученика о синице. Это синица. Она маленькая. У неё черненькая шапочка на голове, грудка жёлтенькая, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Рассказ ученика о снегире. У снегирей красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья. Отвечают на вопросы. | Оценивают правильность описания птиц другими учениками. | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. . |
Контролирует правильность выполнения действий. Корректирует действия учеников. Дидактические игры Игра «Кроссворд-лесенка». Игра «Найди тень птицы». Игра «Найди такую же, как в квадрате». Решение ребусов «Птицы». Д/и «Зимнее лакомство». | Закрепляют знания. | Оформляют свои мысли в устной форме. | Оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют самостоятельность. |
- О ком мы говорили сегодня? Что узнали о птицах? - Молодцы! Вы хорошо потрудились. Какое задание вам понравилось больше всего? - Наш урок подошёл к концу. Думаю, что каждый из вас открыл для себя что-то новое. Теперь мы спокойны, что вы ребята не оставите птиц в беде. | Делают выводы. | Ведут учебный диалог, высказываются и аргументируют свое мнение. | Осознают качество и уровень усвоения материала. | Формируют чувства любви к родной природе. |