Конспект родительского собрания
Тема: «Поощрение и наказание в семье»
Цель: знакомство родителей с видами поощрения и наказания; раскрытие роли поощрения и наказания в воспитании детей
Задачи:
-
формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье;
-
показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей;
-
определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.
Форма проведения: дискуссия.
Ход родительского собрания
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Лия Ренатовна, я очень рада вас видеть. Наша сегодняшняя встреча будет посвящена очень важной теме.
-Для определения темы нашего интерактива, обратите пожалуйста ваше внимание на слайд, на котором изображена цитата: (прием «Цитата»)
-Кто сможет прочитать?
-«Если мы до сих пор применяем поощрение и наказание, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше если воспитатель добьется того, что поощрение и наказание станут ненужными». К.Д.Ушинский (Слайд 1)
-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем интерактиве? (Ответы родителей)
-Тема нашего собрания будет звучать так: «Поощрение и наказание в семье»
-Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой "воспитание"
-Как вы считаете, нужны ли в воспитании детей поощрения? Наказания? Почему? (прием «Ваше мнение»)
-А с чем у вас ассоциируются эти два слова «Поощрение и Наказание» (прием «Ассоциация») https://moigolos.pro/app/DSI
-Попрошу родителей перейти по QR-коду пройти опрос.
- Уважаемые родители, а как вы думаете, какая может быть цель нашего собрания. Мне важно ваше мнение (прием «Ваше мнение»)
-Я выслушала вас, ваши предположения верные. Поэтому цель будет такая: «Способствовать формированию у родителей культуры поощрения и наказания ребенка в семье» (Слайд 2)
- Исходя из цели, мы можем поставить задачи. Сейчас я вам раздам листочки с ключевыми словами, а вы составите фразы, они и будут нашими задачами (прием составь предложение)
1. Познакомиться с понятиями «Поощрение» и «Наказание»
2. Обсудить проблему поощрения и наказания ребенка в семье;
3. Формировать культуру поощрения и наказания в семье. (Слайд 2)
- Подумайте и напишите на листочках, пожалуйста, какие средства - поощрения вы знаете и используете в воспитании своих детей? (прием «Запись на листочках»)
-А как можно похвалить ребенка?
-А как можно одобрить ребенка?
- Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.
- А как вы относитесь к материальным поощрениям?
- Какими подарками можно поощрять?
-На обратной стороне листочка запишите пожалуйста, какие средства наказания используете вы? (ответы родителей) (прием «Запись на листочках»)
Упражнение «Правильно ли?»
-Вспомните, уважаемые родители, свое детство. Поднимите руку те, кого родители никогда, ни при каких обстоятельствах не били, не шлепали, пальцем не трогали… -Как видим, таковых единицы. Вся старая российская литература свидетельствует - детей били, били жестоко, видя в этом если не благо, то освященную традицией неизбежность. Как ни странно, но и сегодня проблема «силового» воздействия - бить или не бить? - до конца не решена. Воспитывали ремнем многих. Став взрослыми, вы вольно или невольно продолжаете эту традицию. Почему? Первая причина: многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детям: «Он в другой раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать» Вторая причина подлинных несчастий наших детей - наша несдержанность, срывы, которые бывают, вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами.
Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу как нужно.
Первая ситуация: после концерта для родителей: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)
Вторая ситуация: «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)
Третья ситуация: мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты не забыл помыть посуду!» или: «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)
Четвертая ситуация: «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребенка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо».)
-А сейчас предлагаю создать памятку, вставляя пропущенные слова. Пользуясь словами для справок. Правила работ в парах. (слайд)
1. Слушай партнера внимательно.
2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.
3. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение.
1. Очень важно _______________все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее.
2. Кроме того, запомните: должны быть __________________запреты - например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от____________ - например, сейчас у мамы болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо).
3. Ни в коем случае родители не должны сами ___________установленные правила. Соблюдать правила должны все члены семьи.
4. Важный момент –______________про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста.
Слова для справок: объяснять, категорические, обстоятельств, нарушать, не забывайте.
-Вы создали памятку на тему: «Как предупредить непослушание»
А теперь я предлагаю из предложенных правил соотнести начало и конец. (ленинг)
1. Ребенок всегда четко должен понимать, в чем был не прав. Очень важно объяснить ему, почему так нельзя поступать.
2. Нельзя применять физические меры наказания. Также нельзя манипулировать чувствами («Я с тобой не разговариваю», «Будешь плохо себя вести — отдам бабайке», «С таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного любить не буду»).
3. Для каждого проступка нужно выбрать соразмерное наказание. Не наказывать, когда ребенок первый раз делает что-то не так. Заранее предупреждать, за какую провинность какое наказание последует.
4. Стараться, чтобы в качестве наказания ребенок исправил свой поступок: починил испорченную вещь, убрал разбросанные вещи и т.д.
5. Наказание должно быть ограничено по времени. Угрозы в духе: «На мороженое денег теперь никогда не дам», «К компьютеру больше не подходи» — дети не воспринимают всерьез.
- Рассмотрим несколько ситуаций. Продолжаем работать в парах. Каждая пара получает карточку с ситуацией. Вам нужно обсудить ситуацию, а затем высказать: эффективно или неэффективно выбрано наказание.
Ситуация 1
Диалог матери с ребенком:
– Сережа, почему ты опоздал?
– Мам, мы лепили огромного снеговика.
– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.
– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!
– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.
Ситуация 2
Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Маше родители велосипед купили!»
Ситуация 3
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».
Творческое задание: Составьте плакат “Советы дня” для родителей, взрослых, в котором будут отражены все ваши знания и опыт по теме “Поощрение и наказание детей в семье”
- Завершая собрание, я предлагаю выполнить работу, которая докажет нам, что без совместных усилий учителя и родителя, мы не достигнем хорошего результата воспитания ребёнка.
-Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней
Вывод: Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу.
-У вас на столах лежат карточки: зелёная, красная
-Поднимите зелёную карточку, если вам было на нашем интерактиве комфортно, вам всё понравилось, и вы всё поняли.
-Поднимите красную карточку, если вам было совсем не комфортно на нашем интерактиве, вам ничего не понравилось, и вы ничего не поняли.
-Всем спасибо, до свидания!