СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение дыхания, органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный урок состоит из 2 академических часов. Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока.

Просмотр содержимого документа
«Значение дыхания, органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.»

Модуль 1. Тема: "Значение дыхания, органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания" (2 урока)

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданием вы должны:

1. изучить строение и функции органов дыхания;

2. усвоить анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе дыхания;

3. раскрыть механизм газообмена в легких и тканях

 

УЭ-1

Цель:

  • Определите ваш исходный уровень о типах дыхания организмов.

  • Запишите в своей тетради дату и название изучаемой темы урока.

  • Выполните тестовую работу по теме "Типы дыхания"

1.В процессе дыхания растения поглощают из воздуха:

1) кислород; 2) азот; 3) углекислый газ; 4) озон.

2. Дыхание – это процесс газообмена между

1) организмом и окружающей средой 2) организмом и другим организмом

3) окружающей средой и легкими 4) окружающей средой и сердцем


3.Установите соответствия между типом дыхания и живым организмом.

1) клеточное дыхание а) амеба

2) кожное дыхание б) чайка

3) жаберное дыхание в) безлегочная саламандра

4) легочное дыхание г) летучая рыба

5) трахейное дыхание д) паук


4. Перечислите номера верных утверждений.

1) Почти все живые организмы на Земле дышат кислородом.

2) При фотосинтезе кислород образуется как побочный продукт.

3) Насекомые дышат с помощью трахей.

4) Кислород в клетке расщепляет органические вещества, в результате выделяется энергия.

5)Выдыхает человек частично углекислый газ, частично угарный гаэ .



4. Краткая фронтальная проверка результатов выполнения УЭ-1

 

 

Работайте самостоятельно в тетради.

 

 

 

 

 













Обсудите результаты в паре

 

 

 

 

 

 

 

 


УЭ-2

Цель: получить представление о строении, функциях органов дыхания.

1. Прослушайте лекцию (с использованием презентации) учителя по теме: "Система органов дыхания".

2. Записывайте в тетради основные положения лекции.

 

Делайте записи в тетради.

УЭ-3

Цель: самостоятельно изучить строение и функции органов дыхания

  1. Прочитайте стр.160-163 учебника ( Сонин Н.И.,Сапин М. Р.. Биология. Человек. Учебник для 8 класса).

  2. Изучите рисунки к этому параграфу.

  3. Заполните таблицу "Строение и функции органов дыхания".

Органы дыхания

Особенности строения

Выполняемая функция

Носовая полость, носоглотка

 

 

гортань

 

 

трахея

 

 

легкие




 

 

 

 

Работайте самостоятельно с тетрадью, учебником, демонстрационными таблицами.

УЭ-4

Цель: выяснить особенности дыхательных движений и газообмена в легких и тканях.

  1. Прочитайте стр.164-166 учебника.

  2. Подготовьте (устно) ответы на вопросы к параграфу и обсудите в группе.

Ответьте на вопросы:

А) Что называется жизненной емкостью легких? Почему у спортсменов данный показатель выше?

Б) Как отражается на состоянии органов дыхания курение?

 

 

Работайте самостоятельно.

 

Обсудите в группе.

Фронтальная беседа.

УЭ-4

Цель: раскрыть механизм регуляции дыхания, уяснить значение ЦНС в выполнении этой функции.

  1. Прочитайте параграф 167-168 учебника.

  2. Дополните схемы.

Нервная регуляция

Непроизвольная Произвольная

(осуществляется чем?) (осуществляется чем?)



Гуморальная регуляция

Ускоряет частоту и глубину дыхания Замедляет частоту и глубину дыхания

(какой газ?) (какой газ?)

 

 

Обсудите ответы в паре.



УЭ-5

Цель: проверить полученные знания по теме.

Выполните тестовую работу. Выберите все правильные ответы.


Вариант 1.


  1. Дыхание – это процесс

А) получения энергии из органических соединений при участии кислорода

Б) поглощения энергии при синтезе органических соединений

В) образование кислорода в ходе химических реакций

Г) одновременного синтеза и распада органических соединений


  1. Органом дыхания не является

А) гортань В) трахея

Б) ротовая полость Г) бронхи


  1. Одной из функций носовой полости является

А) задержка микроорганизмов В) обогащение крови кислородом

Б) охлаждение воздуха Г) осушение воздуха


  1. Жизненная емкость легких – это

А) количество вдыхаемого воздуха в состоянии покоя

Б) количество выдыхаемого воздуха в состоянии покоя

В) максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха

Г) количество выдыхаемого воздуха после максимального выдоха

5. Надгортанник закрывает вход в гортань:
А) во время разговора Б) при вдохе В) при выдохе Г) при глотании

6. Форма диафрагмы при сокращении:
А) плоская Б) куполообразная В) удлиненная Г) вогнутая

7. Дыхательный центр расположен в:
А) продолговатом мозге Б) мозжечке В) промежуточном мозге Г) коре полушарий

8.Стенки гортани образованы:
А) хрящами Б) костями В) связками Г) гладкими мышцами

9. Сколько кислорода содержится во вдыхаемом воздухе?
А) 10% Б) 14% В) 16% Г) 21%

10.Звук формируется при:

А) вдохе Б) выдохе В) задержке дыхания на вдохе Г) задержке дыхания на выдохе


Вариант 2.


  1. Кислород поступает в альвеолы и из них в кровь путем

А) диффузии из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией

Б) диффузии из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией

В) диффузии из тканей организма

Г) под влиянием нервной регуляции


  1. Дыхательную поверхность легких увеличивают

А) бронхи В) бронхиолы

Б) реснички Г) альвеолы


  1. Вход в гортань защищен

А) черпаловидным хрящом В) голосовыми связками

Б) надгортанником Г) щитовидным хрящом

4.Вещество, вызывающее активность дыхательного центра:
А) кислород Б) углекислый газ В) глюкоза Г) гемоглобин

  1. Участок стенки трахеи, в котором отсутствуют хрящи:
    А) передняя стенка Б) боковые стенки В) задняя стенка Г) все ответы верны

6. Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе?
А) 10% Б) 14% В) 16% Г) 21%

7.Давление в легких больше атмосферного давления

А) при вдохе Б) при выдохе В) в любую фазу Г) при задержке дыхания на вдохе

8. Голосовые связки расположены в:
А) носоглотке Б) трахеи В) гортани Г) бронхах

9.Стенки гортани образованы:
А) хрящами Б) костями В) связками Г) гладкими мышцами

10.Оболочка, которая покрывает каждое легкое снаружи:
А) фасция Б) плевра В) капсула Г) базальная мембрана



Критерии оценки.

Количество правильных ответов

Оценка

9-10

"Отлично"

7-8

"Хорошо"

Меньше 7

Вами слабо изучена эта тема.

Повторите стр.160-168

Творческое задание: подготовиться к конференции на тему: "Болезни органов дыхания" (по дополнительным источникам информации)

 

 

 

Выполняйте работу самостоятельно.

 Правильный ответ оценивается 1 баллом



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Приложение

УЭ-1 1) 1 2) 1 3) 1. г, 2. в, 3 г, 4. б, 5. д 4) 1,2,3,4



УЭ-5

Вариант-1

1. а 2. б 3. а 4. в 5. г 6. а, 7. а, 8. а, 9. г 10. б

Вариант-2

1.б 2. г 3. б 4. б 5. в, 6. в 7. Б 8. в 9. а, 10. в

Литература

  1. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.

  2. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. //Биология в школе. 1994, №5.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!