СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение формирования пространственных функций для детского развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

О необходимости правильного формирования пространственных функций для детского развития

Просмотр содержимого документа
«Значение формирования пространственных функций для детского развития»

Значение формирования пространственных функций для детского развития

Исключительная значимость для детского развития своевременного формирования пространственных функций, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятельности и с развитием специфических школьных навыков и умений неоднократно были предметом обсуждения. Установлено,что несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений,который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста,недостаточность этих функций обусловливает 47% трудностей,испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировани навыков письма,16% трудносте й при обучении чтению.

Особенности раннего развития пространственных функций

Установить объективные причины такого рода неблагополучий и выработать правильные методические ориентиры при их преодолении помогает знание особенностей раннего развития пространственых функций.

Элементарные функции ориентировки в прстранстве возникают уже в первые месяцы жизни ребёнка.В их основе лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных, кинестетических и осязательных ощущений; главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами в это время для ребёнка является активное осязание руками вместе со зрением. Но пространство как только «видимая масса и вычленяющиеся из неё предметы» существует для ребёнка непродолжительное время. С трёх-четырёх месяцев «звук и слух создают новую,очень существенную для развития установку на невидимое пространство», в связи с чем оно становится не только видимым, но и распознаваемым на слух.

Позже, в возрасте от одного года до трёх лет овладение ходьбой и закрепление стереотипа вертикального положения приводят к функциональному преобразованию всей структуры пространственной ориентировки детей и формированию «системного механизма восприятия пространства». Подчёркивая огромное значение этого фактора, А.А.Люблинская называет передвижение «школой пространственного видения».

Приближаясь к воспринимаемому предмету, ребёнок практически усваивает не только удалённость, но и направление. Первичной чувственной основой определения направления для него является ось собственного тела. Она служит ребёнку своеобразной точкой отсчёта, по отношению к которой он первоначально учится обозначать направление по вертикали(верх-низ), затем по горизонтали (спереди-сзади). С достаточно выраженными затруднениями и в более поздние сроки развивается различение правой и левой сторон.

Для обеспечения адекватной ориентировки в столь сложном и асимметричном мире, помимо содружественной деятельности различных анализаторов нужны и добавочные механизмы, к которым в первую очередь относится выделение ведущей руки.Опираясь на неё, дети осуществляют сложный анализ пространства и овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д). До тех пор пока ведущая рука не будет определена ( а это происходит обычно в возрасте трёх лет и позже), дети путаются в симметричных сторонах пространства и окончательное, правильное усвоение системы пространственных понятий не представляется возможным.

Степень адекватности отражения пространственных отношений, как и всякое обобщённое знание зависит от опыта различения и выделения пространственных признаков и оперирования ими в различных ситуациях, а также от точности использования взрослыми каждого обозначающего их слова. Слово помогает ребёнку выделить эти признаки и сделать их предметом практического освоения и анализа. «Чем точнее использованные слова определяют направление или местоположение предмета, тем легче ребёнок ориентируется, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую картину мира, тем более осмысленной , логичной и цельной она становится для ребёнка».

Благодаря речи восприятие пространства поднимается на новый, более высокий уровень, и происходит образование пространственных представлений.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают три категории элементарных знаний о пространстве:

- отражение удалённости предмета и его местоположение;

- ориентировку в направлениях пространства;

- отражение пространственных отношений между предметами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!