СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и употребление имен прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Первый урок по теме "Имя прилагательное". Урок актуализации знаний , полученных во 2 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Значение и употребление имен прилагательных»

Урок №1 Значение и употребление имён прилагательных в речи

Цель урока : познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи, развивать умение устанавливать связь прилагательного с существительным в предложении.

Задачи урока:

  •  Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу;

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  •  Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, уметь анализировать, делать простые выводы;

  • Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию

Оборудование: проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», раздаточный материал (индивидуальные карточки), схема на доске, презентация.

Ход урока

Организационный момент

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво
Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели. (Включить экран)





Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

1.Запись числа (Слайд 1)

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает.

Миру знаний нет предела,

Так вперёд, друзья, за дело!

2. Разминка для ума. Языковой канон (Слайд 2)

язык С

родной ?

учить Г

-Прочитайте слова на экране и установите закономерность между словами и буквами.

-Какая буква спряталась? (П) Слайд 3

-Почему?

(Язык-существительное, учить- глагол, родной- прилагательное)

-Что объединяет все эти слова? (Это части речи)

-Сегодня мы отправимся за знаниями к одной очень увлекательной части речи, вот как она о себе говорит:

-Я - имя замечательное,

Очень увлекательное...

Всё о предметах подмечаю-

Я признаки обозначаю

Ведь без меня не скажешь ты,

Какого цвета тут цветы,

Какие парты, стол какой,

Какой котёнок озорной.

Я подружиться с вами радо,

Мне будут знания наградой!




Самоопределение к деятельности

-Догадались, о какой части речи будем сегодня говорить?

( Об имени прилагательном) выставляю в Копилке знаний на доске

-Прочитаем тему урока. (Слайд 4)

-Сформулируйте задачи урока по опорным словам. (Слайд 5)

-Откройте учебник на с.63 и прочитайте, чему будем учиться, работая над этим разделом учебника ( Дети читают по учебнику с.63)

-Вы готовы добывать знания? (да)

Работа по теме урока

1. Загадка (Слайд 6)

-Тогда отгадайте загадку.

рост, …хвост, …шубка, …зубки.

 - Почему не можете отгадать?

 - Помогли вам имена существительные догадаться, о ком идет речь?

 - Послушайте еще раз: (Слайд 7)

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

 - Кто это? (мышка)

 - Какие слова помогли отгадать загадку? Что это за часть речи?

Прилагательные )

 - Почему прилагательные помогли отгадать загадку? Что они обозначают?

(Потому что они обозначают признак предмета)

-Вот и первое открытие в нашу копилку знаний (выставляю опорное слово)

2. Словарная работа (Слайд 9)

-Прочитайте слова. На какую они орфограмму?

п_рог
с
 п_ги
п
 льто
к
 р ндаш
р
 бота
сах_р

-Запишите слова столбиком, вставьте пропущенные буквы.

(Самопроверка по образцу) (Слайд 10)

(Самооценка)

-У кого не было ошибок?

-К какой части речи относятся эти слова? Почему так думаете?


3.Игровой момент. Проблемная ситуация.

-С существительными решили подружиться имена прилагательные и вот что получилось..

-Прочитайте. (Слайд 11)

пирог вкусная
с
апоги резиновое
п
альто красивый
к
арандаш простая
р
абота домашний
сах
ар сладкое

-Вы согласны? Почему? (нет смысла)

-Поможем исправить ошибки.

-Что надо сделать, чтобы и мы не допускали таких ошибок ? (поставить вопросы)

-От какой части речи будем ставить вопросы? (от существительного к прилагательному)

-Вопросы запишем в скобочках, а окончания прилагательных выделим.

(Фронтальная работа)

-С какой частью речи всегда связано прилагательное? (с существительным)

-На какие вопросы отвечают прилагательные? (какой ? какая?....)

-Вот и ещё 2 открытия в нашу копилку (выставляю на доске)

(Выключить экран)

(открыть доску)

3.Наблюдение над значением прилагательных в предложении На доске

- Прочитайте предложение.


У..кая тр..пинка выв..ла р..бят к л..сному оз..ру.

-Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены и дайте характеристику предложению.

(Выполняют задание)

-Проверим вашу работу ( ученик с места объясняет орфограммы и делает синтаксический разбор предложения) -У кого так? Молодцы !

- Найдите в предложении словосочетания Прил. + Сущ., укажите главное слово.

-Проверим.

- От какой части речи всегда зависит прилагательное? ( от имени существительного)

-Каким членом предложения является прилагательное? ( второстепенным членом)

-Вот и ещё одно маленькое открытие вы сделали ( выставляю в копилку знаний)

- Где мы можем проверить наши выводы? ( в учебнике)


Работа по учебнику. Сведения о языке

-Откройте на с.64 и прочитайте сведения о языке (вслух)

Работа в парах.

-Расскажите правило друг другу.

-Как найти прилагательное в предложении ?

-Приведите свои примеры словосочетаний прил. + сущ.


Физкультминутка


Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопки в ладоши.

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега вам и нам.


(Включить экран)


4. Наблюдение на разными лексическими значениями прилагательного.

Работа с учебником. Упр. 111 (с. 65).

-Найдите упр.111. Прочитайте слова и подумайте, к какой части речи они относятся?

-Докажите.

Работа в паре.

-Договоритесь и запишите любых 6 прилагательных, подобрав к ним подходящие существительные.

(Выполняют задание)

-Прочитайте свои словосочетания (выслушать 2-3 пары)

-Прилагательные могут обозначать разные признаки предметов:

-Выберите и назовите прилагательные, которые обозначают цвет: .... размер:... качества:...

-А что обозначает прилагательное душистая? (запах)

-А громкий? (звук)

- А тёплый, прохладная? (температуру)

-Что могут обозначать имена прилагательные? (вывод на доску)



5.Развитие речи. Наблюдение над ролью прилагательного в тексте.

(На экране картинки с разными временами года ) Слайд.

-Чем отличаются эти картинки? ( разные времена года)

-Прочитаем текст. (Слайд )

Был ____________________ день. Дул ___________________ ветер. По ________________ небу плыли ___________________ облака. Погода была _____________________ .

-Можете сказать, о каком времени года говориться в этом тексте? Почему?

Работа в группах

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе будет дана карточка с этим текстом, нужно дополнить данный текст такими прилагательными, чтобы описать время года, указанное в задании

(учитель раздаёт карточки с заданием).

- Договоритесь, кто будет докладчиком , а кто помощником.

( Группы получают задания на карточках .Самостоятельное выполнение. Проверка.)

(Выключить экран)


- Прочитайте, что у вас получилось.(Каждая группа зачитывает свой текст.)

-Оцените работу группы.

-Какая часть речи помогала изменять текст?

-Какую роль выполняют имена прилагательные в речи? Для чего они нужны?

(Украшают нашу речь. Делают её более интересной, яркой, точной.)

-Что же мы узнали об имени прилагательном ? (ученик рассказывает всё по схеме)


Включение в систему знаний.

-Проверим ваши знания Тест.

1. Имя прилагательное обозначает:

  А)   действие предмета
   Б)   предмет

В)  признак предмета
   Г)   указывает на предмет

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

   А)   кто? что?
  Б)   какой? какая? какое? какие?
    В)   кого? чего?
    Г)   что делает? что сделает?

3. Имя прилагательное в предложении является:
  А) сказуемым    Б)  подлежащим В) второстепенным членом

4. Имя прилагательное связано по смыслу:
А) с прилагательным; Б) с глаголом; В) с существительным;

5.В какой строке записаны только имена прилагательные?

А) снеговик, зимовать, снежный Б) вьюжный, холодный, скользкий

В) морозить, лютый, зимний Г) вьюга, снежинка, зима

6. Посчитайте количество прилагательных в тексте:
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает яркие лучи. Небо над землей стоит чистое и высокое.
          А) 6   Б) 3
          В) 5  Г) 4

(Включить экран)

Самопроверка ( по ключу) (Слайд )

1) В, 2) Б, 3) В, 4) В, 5) Б 6) Г

-За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

-Оцените себя.

6 баллов- отлично

5 баллов - хорошо

4-3балла- удовлетворительно

меньше 3 баллов- никуда не годиться

-Отложите тесты, я проверю вашу работу и выставлю отметку


Подведение итогов урока

-Вспомним, какие задачи ставили на уроке?

-Мы их достигли?

Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке (смайлики и предложения)

-Я думаю, эти знания помогут вам легко выполнить домашнее задание


Домашнее задание

1.Базовый уровень с.65, упр. 112

2. Повышенный уровень с.65, упр. 112, составить предложение с любым прилагательным.


-СПАСИБО всем, кто сегодня помог сделать успешным наш урок!

И пожелать всем:

Здоровья- богатырского,

Зрения- зоркого,

Памяти- ясной,

Дня- чудесного,

Настроения- отличного!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!