Значение кружковой деятельности в воспитании патриотизма
Введение
Патриотизм — одно из важнейших качеств личности, которое формируется с раннего возраста и определяет отношение человека к своей стране, культуре, истории и традициям. Воспитывать любовь к Родине нужно последовательно и целенаправленно, начиная с детства. Одним из эффективных инструментов воспитания патриотизма является внеклассная работа, в частности, кружковая деятельность. Кружки позволяют детям глубже погружаться в изучение различных аспектов культуры, истории и традиций своего народа, развивая при этом практические навыки и умения.
Значение кружковой деятельности в воспитании патриотизма
Кружковая деятельность обладает рядом особенностей, которые делают её особенно эффективной в процессе формирования патриотического сознания. Во-первых, она предполагает активное участие детей в различных видах творческой и исследовательской работы. Это позволяет им не только получать знания, но и применять их на практике, что значительно усиливает эмоциональную привязанность к изучаемому материалу.
Во-вторых, кружковые занятия часто носят коллективный характер, что способствует развитию чувства общности и взаимопомощи среди участников. Такие качества, как уважение к старшим, забота о младших, стремление к общему благу, являются основой патриотической позиции.
Наконец, кружковая деятельность даёт возможность каждому ребёнку найти свою нишу, развить индивидуальные способности и таланты. Это помогает формировать уверенность в себе и чувство гордости за достижения, что также является важным элементом патриотического воспитания.
Формы и методы кружковой работы
Для успешного воспитания патриотических чувств важно правильно выбирать формы и методы работы кружков. Среди наиболее эффективных можно выделить следующие:
Исторические кружки
Занятия в исторических кружках помогают детям лучше узнать историю своей страны, её героев и ключевые события. Это может включать в себя изучение архивных документов, посещение музеев и памятников, проведение викторин и квестов на историческую тематику. Важно, чтобы дети не только получали теоретические знания, но и активно участвовали в практических мероприятиях, таких как реконструкция событий прошлого или создание исторических проектов.
Этнографические кружки
Этнография позволяет детям ближе познакомиться с культурой и традициями своего народа. Занятия в этнографическом кружке могут включать изучение народных промыслов, обрядов, праздников, фольклора. Дети учатся изготавливать традиционные изделия, участвуют в фольклорных праздниках, узнают об особенностях быта и обычаев предков. Всё это помогает им осознать уникальность и ценность культурного наследия своей страны.
Военно-патриотические кружки
Такие кружки направлены на подготовку молодёжи к службе в армии, воспитание дисциплинированности, ответственности и готовности защищать свою страну. В рамках занятий проводятся тренировки по физической подготовке, основы военной подготовки, изучение основ тактической и стратегической науки. Важной частью работы военно-патриотических кружков является участие в памятных мероприятиях, посвящённых героическим страницам истории Отечества.
Экологические кружки
Экологическое воспитание тесно связано с патриотизмом, ведь любовь к природе своей страны — это тоже проявление любви к Родине. В экологических кружках дети учатся заботиться о природе, изучать флору и фауну родного края, проводить природоохранные акции. Они начинают понимать важность сохранения природных богатств для будущих поколений, что формирует ответственное отношение к окружающему миру.
Практический опыт и результаты.
Работу по патриотическому воспитанию веду не первый год
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, существует необходимость в формировании чувства патриотизма у подрастающего поколения. Одним из эффективных способом достижения этих целей является организация кружковой деятельности.
Россия — родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Доступны ли дошкольникам чувства гражданственности и патриотизма?
Исходя из опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: ДА детям, особенно старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к своей семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотического воспитания. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.
Сейчас в России постепенно возвращаются народные традиции, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, памятным датам, ремеслам, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдо ценностям массовой культуры. Считаю, что патриотическое воспитание дошкольников вернется к нам БУМЕРАНГОМ, и в итоге мы получим:
- Богатство духовное;
– Успех;
– Милосердие;
– Единство;
- Радость общения;
– Активность;
- Наличие верных друзей;
- Гражданскую твердую позицию;
Осознавая важность и ценность в воспитании патриотических чувств у детей , я решила организовать кружковую работу в этом направлении.
Передо мной стояла цель:
-Формировать у детей патриотическое сознания, гражданскую ответственность, любовь и уважение к Родине на основе единых патриотических ценностей, гордость за собственную страну.
Для реализации цели поставила следующие задачи:
- Познакомить с городами нашей родины.
- Изучить обычаи и традиции обрядовых праздников.
- Развивать духовные качества и эстетический вкус у детей.
- Развивать художественно-творческие способности
- Способствовать освоению общечеловеческих ценностей - культурных, моральных и социальных.
- Формировать чувства любви к своему родному краю и родной стране.
- Воспитывать гражданско-патриотических чувства.
Свою работу строю на виртуальных путешествиях по городам России. Хотелось бы, конечно, отправиться в реальное путешествие, но пока мы можем увидеть города нашей родины только с помощью информационно коммуникативных технологий.
В каждом городе есть свои интересные и уникальные особенности: красота природы, достопримечательности, музеи и, конечно же, мастера декоративно-прикладного искусства.
Наше путешествие началось с малой родины - республики Адыгея. Познакомились с природой, обычаями, кухней и народными костюмами.
Не для кого не секрет, что малая родина - это то место, где мы живем с вами, где находится наша семья.
Любовь к родине начинается с любви к своей семье, а затем распространяется на город, в котором живешь. И перерастает к любви своей стране. Поэтому посчитала обязательным вставлять занятия о семье.
Мы проводили беседы о традициях и праздниках русского народа. Ребята рассказывали о том, как они отмечают эти праздники в своих семьях, какие традиции существуют у них дома. Я предложила им отразить свои впечатления в рисунках под названием "Любимые праздники"
Мы путешествуем по городам России и в каждом находим что-то интересное. Например, в Москве, Московской области, мы знакомимся с гжелью. Сергиев-Посад это Загорские матрешки и Александровский платок. Посетили город Ярославль и узнали о музее Алеши Поповича, а также поговорили о богатырях. Изучили былины и выяснили их отличия от сказок. В Костроме посетили достопримечательности, включая резиденцию Снегурочки, и изучили сказки, связанные с ней.
Во Владимире посетили музей бабы Яги и познакомились с частушками.
Продолжая путешествовать, ребята познакомились с мастерами ремесел, например, в Вологде с вологодскими кружевами или в Туле с тульским пряником и самоваром. В Смоленске посетили Музей Победы и, конечно же, вспомнили о том, что мы - внуки великих дедов, которые подарили нам мир ВОВ.
Не забываю показать русскую красоту и гостеприимство, а также отмечать народные праздники.
Я вижу результат своей работы, в горящих взглядах воспитанников, поэтому считаю, что иду в правильном направлении и буду продолжать работать.
Хотелось бы закончить словами В.В.Путина:
-"Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм…. Это уважение к своей истории к своим традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. "
Наше будущее - это наши дети. Если мы привьем им патриотические чувства с самого детства, то мы сможем достичь больших результатов.
Заключение
Таким образом, кружковая деятельность играет важную роль в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. Она создаёт условия для активного участия детей в изучении и сохранении культурного и исторического наследия, развивает у них чувство ответственности и гордости за свою страну. Важно продолжать развивать и поддерживать такие инициативы, обеспечивая их доступность и привлекательность для всех категорий учащихся.