СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение настольных игр для развития и воспитания детей начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение настольных игр для развития и воспитания детей начальной школы»

Мастер класс

Значение настольных игр для развития и воспитания детей начальной школы (Слайд1)


(Слайд2)

Мне хотелось начать своё сегодняшнее выступление словами великого педагога

Антона Семёновича Макаренко, который писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» Значит, становление внутреннего мира ребёнка немыслимы без игры.

(Слайд3)

  • Игра - это отражение ребенком окружающей реальности;

  • Игра – это импровизация;

  • Игра – это самостоятельная деятельность ребенка;

  • Игра - это школа воспитания чувств школьников;

  • Игра – это средство интеллектуального развития ребенка;

  • Игра – действенное средство коррекции нарушений;

  • Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей;

  • Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни;

  • Игра – это работа ребенка над самим собой.

(Слайд4)

Игры - это не только способ отдохнуть и развлечься, а также хороший способ получения знаний и развития. К категории развивающих игр относятся и настольные игры. Существует большое количество настольных игр, способных передать разнообразные знания.

Роль настольных игр заключается в том, что они позволяют получить знания в легкой и не обязывающей форме. Именно поэтому нужно включать настольные игры в процессе развития детей. Все настольные игры позволяют развивать концентрацию внимания, улучшают память, обогащают знаниями. В зависимости от конкретной настольной игры можно получить и другие знания: умение работать с цифрами, обогащение словарного запаса, развитие мышления и т.д. Таким образом, применяя в обучение разные настольные игры можно получить разнообразные знания.

(Слайд 5)

Настольные игры бывают для разных возрастов. Есть настольные игры для самых маленьких детей, а также настольные игры для школьников и взрослых. Известные настольные игры - это шахматы, шашки, нарды, лото. Кроме этого также пользуются спросом экономические и стратегические игры, развлекающие игры. Дети школьного и дошкольного возраста особо в восторге от настольных игр по сказкам и мультфильмам. Существует также особая группа настольных игр для развития памяти. Применяя настольные игры в развитие детей можно развивать у них навыки и позволить им получить нужные для развития знания. Путем настольных игр можно даже улучшить процесс успеваемости в школе.

(Слайд 6)

План игры состоит из 3-х важных этапов:

1.Введение — Педагог объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.

2.Собственно игра — Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.

3.Подведение итогов —На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

(Слайд7)

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи.

Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития ребёнка во всех направлениях можно использовать разные игры.

(Слайд8)

При выборе игры нужно обратить внимание на несколько ключевых моментов:

- Возраст.

- Тип. Определите, для чего она нужна: весело провести время или обучиться чему-то новому, развить навык.

- Тематика. Выбирайте головоломки, тематика которой будет интересна ребенку.

- Количество игроков.

Игра - «это один из видов деятельности человека». Но источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а учителю отводится роль организатора и управленца. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, получить нужную информацию. Учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Настольные развивающие игры можно использовать в начальной школе как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Своим опытом сейчас с вами поделится моя коллега Янгирова Л.Н.












Мы бы хотели более подробно рассказать об игровых технологиях, которые мы используем на занятиях внеурочной деятельности. Опыт показывает, что усвоение большой информации у младших школьников вызывает большие трудности. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать занятия занимательным, творческим. Достичь этого можно, используя игровые технологии.

Слайд 9 Несмотря на высокий уровень компьютеризации, в классические настольные игры продолжают играть в современном мире. Значение настольных игр важно как для маленьких, так и взрослых людей. Настольная игра учит общаться и уважать права других.

Ролевая игра. Например, при разборе экологических ситуаций можно использовать ролевые игры, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или призыв братьев наших меньших бережно обращаться с природой.   

Вы сейчас станете жителями леса. И в нескольких предложениях будете призывать человечество к разумному отношению к природе.1 группа: Бережное отношение к воде, 2 группа: Гуманное отношение к природным богатствам , 3 группа: Чистый воздух – береги его! (используются маски и куклы)

Настольные игры. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводим как индивидуально,(слайд 10) так и в ходе групповой,( слайд11) коллективной работы.(слайд12) Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Предлагаю вам игру «Знаете ли вы флаги стран мира?» Я показываю вам флаги, группа, которая узнает, поднимает руку, говорит название страны, столицу, и волюту этой страны.

Слайд 13Игра нуждается не только в осмыслении, но и в реализации на практике. Говорить, рассуждать об игре интересно, но еще интереснее – играть. Хочется рассказать об игре, которая нам очень полюбилась.

"Мемо" - игра действительно интересная и удивительно полезная! Одна из тех редких игр, где успех чаще зависит от способностей и стараний игрока, чем от удачи.  (Слайд 14)

Что развивает игра «Мемо»

1.Игра тренирует память, внимание и наблюдательность.

2.Знакомит с новой информацией, объектами (у каждого изображения есть информация, которую запоминаешь на всю жизнь).

3.Познавательная игра, которая даёт возможность узнать больше.

4.Прекрасно тренирует визуальную память, развивает усидчивость, образное и логическое мышление.

Предлагаем вам попробовать поиграть в данную игру. У вас на столах коробочки. Внутри находится стопка карточек и буклет с описанием каждой пары. Каждая группа разложите карточки по 10 в 5 рядов картинками вниз.

Правила игры в «Мемо»

Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжить игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми Картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладет карточки обратно картинками вниз, и ход переходит следующему игроку, сидящему слева. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных карточек.

Поскольку игра предполагают участие двух и более человек, она учит общаться, сопереживать проигравшим и с достоинством принимать собственное поражение. И главное в непринужденной обстановке способствует усвоению новых знаний.

Итог

Мы в нынешний учебный год, внеурочную деятельность организовали по интересам. Провели анкеты среди учащихся параллели и их родителей. Выявили склонности учащихся и организовали кружки: « Грамотейка», « В мире чисел», «Окружающий мир и мы»

  1. Посещаемость, ребята с желанием ходят на кружок, заинтересованы.

  2. Участвовали на городском научно- практической конференции с темой

« Настольная игра «Мемо», своими руками», посвященный 100 – летию РБ.

  1. Участвовали в школьном и городском этапе олимпиад по предмету.