СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение животных в природе и жизни человека - урок в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку урока с применением программы SMART Notebook для интерактивной доски

Просмотр содержимого документа
«Значение животных в природе и жизни человека - урок в 6 классе»

Значение животных в природе и жизни человека

Урок в VI классе


С. В. Кудравец, учитель биологии высшей квалификационной категории средней школы №14 города Мозыря


Цель: формирование у учащихся представлений о роли животных в природе и жизни человека через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

Задачи урока:

образовательные: выяснить значение животных в природе и жизни человека, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Многообразие живых организмов. Животные»;

развивающие: создать условия для развития умений делать выводы, анализировать информацию, мыслить логически, работать с текстом, взаимодействовать друг с другом работая в группах;

воспитательные: содействовать развитию у учащихся интереса к биологии как к интересной и нужной науке, воспитывать уважение и доброжелательность друг к другу, умение вести диалог, слушать ответ товарища, работать в команде.

Учебно-методическое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, компьютерная программа SMART Notebook 10, учебник Н. Д. Лисова «Биология, 6 класс» (Минск: Народная асвета, 2015); учебное издание Н. Н. Крутых, Е. В. Борщевской «Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 6-7 классы (Минск: «Аверсев», 2013).

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

А. Терминологический диктант.

На интерактивной доске учитель демонстрирует таблицу с терминами. Против каждого термина - условный знак (например, номер). Далее учитель по вариантам в строго намеченном порядке зачитывает утверждения, относящиеся к какому-либо термину. Учащиеся должны определить, к какому из написанных терминов они относятся и в строку записать их шифр.


Термин

Шифр

Автотрофы

1

Гетеротрофы

2

Миксотрофы

3

Позвоночные

4

Беспозвоночные

5

Холоднокровные (пойкилотермные)

6

Теплокровные (гомойотермные)

7

Плотоядные (хищники)

8

Растительноядные

9

Членистоногие

10

Фотосинтез

11

Хлоропласты

12

Клеточная стенка

13

Дыхание

14

Паразиты

15

Фауна

16

Глотка

17

Моллюски

18

Пресмыкающиеся

19

Кишечнополостные

20


Вопросы для терминологического диктанта.

Вариант 1

1. Организмы, неспособные образовывать органические вещества из неорганических и питающиеся готовыми органическими веществами.

2. Животные, имеющие костный или хрящевой внутренний скелет.

3. Для этих организмов характерна постоянная температура тела, не зависящая от температуры окружающей среды.

4. Эти животные – волки, лисицы, львы – едят только животную пищу.

5. Группа животных, имеющих твердый хитиновый покров, который выполняет функцию внешнего скелета.

6. Процесс образования в клетках растений (некоторых бактерий и протистов) на свету органических веществ из углекислого газа и воды.

7. Эта часть оболочки отсутствует в животной клетке, но обязательно есть в растительной клетке.

8. Организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма (хозяина) и питающиеся за его счет.

9. Мускулистый орган, с помощью которого животные заглатывают пищу.

10. Беспозвоночные животные с мягким телом, заключенным в раковину.

Вариант 2

1. Это животные, имеющие мягкое тело с кишечной полостью внутри и щупальцами вокруг рта.

2. Весь животный мир данной территории.

3. Холоднокровные животные, имеющие на теле роговые чешуи, которые размножаются на суше яйцами в скорлупе.

4. Сложный процесс расщепления органических веществ с высвобождением энергии.

5. Пластиды, содержащие хлорофилл и принимающие участие в фотосинтезе.

6. Животные, которые питаются только растениями. К ним относятся овцы, коровы, лоси, зайцы.

7. Животные, не имеющие постоянной температуры тела. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

8. Животные, которые не имеют внутреннего скелета (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие).

9. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических (растения, большинство протистов и некоторые бактерии).

10. Организмы, которые могут питаться двумя способами: синтезировать органические вещества из неорганических веществ или поглощать органические вещества в готовом виде.


Ответы для взаимопроверки на следующем слайде.

Учащиеся обмениваются тетрадями, сверяют ответы с доской и выставляют отметки в тетрадь.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

2

4

7

8

10

11

13

15

17

18

Вариант 2

20

16

19

14

12

9

6

5

1

3


Б. Работа с заданиями в программе SMART Notebook 10.

1. Таблица – описание «Беспозвоночные животные». Учитель предлагает индивидуальное задание у интерактивной доски для проведения классификации групп беспозвоночных животных (Приложение 1). Один учащийся на доске составляет таблицу «перетягиванием» соотнося название группы беспозвоночных животных с предложенным описанием.

2. Вихри - текст «Позвоночные и беспозвоночные животные». Учащийся методом «перетягивания» распределяет представителей животного мира на две группы: позвоночные и беспозвоночные. Затем делает вывод о причинах разделения животных на две этих группы. (Приложение 2)

3. Таблица – сортировка текста «Птицы и млекопитающие». Учащийся у интерактивной доски «перетягиванием» распределяет признаки птиц и млекопитающих в соответствующие колонки таблицы, а также находит общие для двух групп животных признаки (Приложение 3)

III. Изучение нового материала.

Учитель после краткого рассказа о роли животных в природе и жизни человека предлагает учащимся разделиться на две группы. По команде учителя учащиеся сдвигают парты, распределяются на две группы и занимают свои места вокруг столов. Группам выдается задание начертить в тетрадях таблицу «Роль животных», одинаковую для двух групп (таблица демонстрируется на доске)


Роль животных в природе и жизни человека

Роль животных в природе

Роль животных для человека

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Первая группа работает с текстом учебника на странице 71 и находит 6 пунктов, отражающих значение животных в природе.

Вторая группа работает с текстом учебника на странице 73 и находит 6 пунктов, отражающих роль животных для человека.

Время работы – 5 минут. Учащиеся одной группы работают совместно, обсуждают материал, находят нужные примеры и заполняют только свою часть таблицы. Учитель направляет ход работы, оказывает помощь и следит за временем. Через 5 минут группы обмениваются представителями. Используется методический прием «равный учит равного». Заслушивается результат работы первой группы, вносятся недостающие записи в таблицу. Затем - результат работы второй группы, вносятся недостающие записи в таблицу. В итоге, таблица заполнена в тетрадях всех учащихся.


Роль животных в природе и жизни человека

Роль животных в природе

Роль животных для человека

  1. Ограничивают численность других животных и растений

  2. Уничтожают насекомых и грызунов – вредителей леса

  3. хищники – санитары природы

  4. опыляют растения

  5. распространяют семена

  6. участвуют в образовании почвы

  1. источник продуктов питания

  2. сырье для промышленности (шерсть, кожа, мех, шелк, пух, раковины)

  3. получение лекарств

  4. друзья человека (охраняют жилье и помогают отдохнуть)

  5. повреждают плоды, поедают листья, разрушают древесину

  6. вызывают болезни и переносят возбудителей заболеваний


IV Закрепление знаний.

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовое задание «Многообразие живых организмов. Животные» из учебного издания Н. Н. Крутых, Е. В. Борщевской «Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 6-7 классы (Минск: «Аверсев»,2013). Страница 33

V Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы рефлексии:

1. Сегодня на уроке я …. .

2. Мне было интересно …. .

3. Для меня было сложно …. .

4. Я похвалил бы себя за …. .

VI Домашнее задание.

  1. §17, задания № 4, 5, 6 (устно)

  2. Подготовить сообщения по темам:

  • Самые-самые в мире животных

  • Птицы, не умеющие летать

  • Млекопитающие, откладывающие яйца

  • Летающие звери

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беспозвоночные животные

Группа беспозвоночных

Описание группы

Паукообразные

Устрица, кальмар, осьминог, слизень, виноградная улитка, беззубка

Кишечнополостные

Имеют прочный панцирь и 5 пар ходильных ног

Членистоногие

Аскарида, трубочник, пиявка, нереис, палоло, острица

Черви

Омар, клещ, лангуст, майский жук, креветка, пчела, божья коровка

Насекомые

Актиния, медуза, коралловый полип, гидра

Ракообразные

Имеют 3 пары ходильных ног, усики. Почти все с крыльями

Моллюски

Нет усиков, есть 4 пары ходильных ног


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Распределите животных из приведенного перечня на две группы: Позвоночные и Беспозвоночные.

Коралловый полип, майский жук, ушастая медуза, щука, дождевой червь, лягушка-голиаф, беззубка, саламандра, виноградная улитка, болотная черепаха, кукушка, пингвин, омар, синий кит, лангуст, ондатра.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Птицы

Общее

Млекопитающие







  • Их нет в Антарктиде

  • Тело покрыто перьями

  • Могут летать

  • Позвоночные

  • Тело покрыто шерстью

  • У всех есть крылья

  • Вскармливают детенышей молоком

  • Распространены повсеместно

  • Теплокровные

  • Все откладывают яйца


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!