СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Значение физического воспитания для детей с нарушениями речи ФГОС»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом  выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО

Просмотр содержимого документа
««Значение физического воспитания для детей с нарушениями речи ФГОС»»

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка,  развития у него физических навыков и умений  является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области  «Физическое развитие»  на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и гармоничное физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.

Одним из важнейших направлений развития дошкольников является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии (в данном случае – нарушения речи). Ее значение определяется тем, что у детей с нарушениями речи зачастую с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и физическом развитии.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Однако статистические данные показывают, что в последнее время в нашей стране увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии.

Наиболее распространенными вариантами отклоняющегося развития у детей является общее недоразвитие речи.

Физическое воспитание обеспечивает целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физкультурном самосовершенствовании.

А своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяют предупредить появление вторичных отклонений у детей с общим недоразвитием речи.

Среди основных концептуальных положений в специальной литературе, касающихся данной проблемы, следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н.А.Бернштейн, Дж.Брунер, М.М.Кольцова и др.), о взаимосвязи физического и психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензетивных периодов, а также о деятельностном подходе в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия).

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей с общим недоразвитием речи. С этой целью на занятиях физической культурой широко используются различные физические упражнения, однако вопросы методики их применения не получили пока еще должного освещения в литературе.

Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – его влечении к движениям. Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущем значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма человека,  в том числе внутренних органов, является моторная активность.

Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции   моторика влияет на психику.         

Здоровье человека поддерживается регулированием органов на основе афферентации, осуществляемой в мышечно-суставном аппарате проприоцепцией, а в системе внутренних органов – интероцепцией. Благодаря наличию этих связей каждой системе органов свойственна саморегуляция. В моторном аппарате она координирует движения и тонус мышц.

Но помимо саморегуляции на основе проприоцепции и интероцепции возникает более сложная и широкая межсистемная регуляция физиологических функций с положительной и отрицательной обратной связью. Положительная связь выражается в том, что усиление одной из взаимосвязанных функций вызывает нарастание другой (например, мышечная деятельность усиливает дыхание и кровообращение). Отрицательная обратная связь заключается в усилении одного процесса и ослаблении другого (интенсивная физическая нагрузка угнетает деятельность пищеварительного аппарата, а активная деятельность последнего снижает мышечный тонус). Один и тот же нерв регулирует положительную связь в отношении одного внутреннего органа и отрицательную в отношении другого.

В патологических состояниях  и в условиях дефекта у аномальных детей тип обратной связи может меняться, что не исключает возникновения резкой дисгармонии физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в таких случаях является восстановление примата моторики, подчиняющей себе все функции организма.

Недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляет любое заболевание и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на функциях анализаторов аномальных детей.

Необходимо учитывать, что проприоцепция способна не только усиливать возбудительный процесс в моторных и вегетативных центрах, но и в определенных условиях ограничивать его. Фактически, исходя из этого, физическая культура-это терапия регуляторных механизмов. Она использует наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных недостатков. Поэтому в  практике физического воспитания аномальных детей требуется детальное обоснование избирательного педагогического воздействия физических упражнений на различные анализаторы и функциональные системы их организма.                                                     

Теория физического воспитания детей, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания во всех его возрастных периодах. Познает общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Важнейшей задачей является – основы всестороннего развития, формирование здорового, крепкого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей каждого ребенка: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности. В соответствии с этим теория физического воспитания детей направляет содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальных педагогических условий его реализации.

Физическое воспитание комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Главной оздоровительной задачей физического воспитания является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Хорошее здоровье определяется нормальной  работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: правильное и своевременное окостенение, формирование изгибов позвоночника, свода стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, правильное соотношение частей тела, регулирование роста и веса костей; развитие всех групп мышц; способствовать углублению дыхания; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, совершенствование двигательных анализаторов, органов чувств.

Образовательной задачей физического воспитания: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы.

Двигательные навыки сформированные до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования.

В процессе физического воспитания не мене важно решать и воспитательные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям, развивать умения самостоятельно заниматься. Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользоваться знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» – эти словосочетания все чаще входят в повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность человека – здоровье, но оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

Для малыша дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. первое, что начинает делать новорожденный – двигаться. Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение. На сегодня серьезным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя  и редко   играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает их психическую активность.  У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Развитие здоровья – также приоритет развивающего образования (новый взгляд на систему преемственности ступеней образования), – отмечает в своей статье В.Т.Кудрявцев, автор брошюры «Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы». В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей к физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект «Развивающая педагогика оздоровления» широко опробируется и внедряется на образовательном пространстве России. Главной идеей этого проекта является идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической Культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека. Слово «Культура», замечает автор, написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают по традиционным программам, а развитая культура   отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям.

В данной образовательно-оздоровительной программе определены два направления  педагогического процесса: 1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях и 2) развивающие (личностно-развивающие) формы оздоровительной работы. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубриках программы:

1. упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц рук и лица, мимики, упражнения для разных групп мышц, на принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры – аттракционы для праздников, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;

2. закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия и других отклонений в развитии, психогимнастика.

Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе, носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы инструктора по физвоспитанию: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.

При  этом авторы программы рационально и критически переосмыслили опыт нетрадиционных практик. Речь идет о развитии движений и оздоровления, которые оформились в истории человеческой культуры (в частности, восточных психотехник и народной педагогики). Дело в том, что авторы исходили из представлений о ребенке как целостном духовно-телесном организме – средоточии, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается авторами программы в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности. А это предполагает выработку у него отношения к собственной духовно-телесной организации как к зеркалу, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанное со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на нее в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле этого слова). Подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному уровню заболеваемости и т.д.

Приведенные программно-методические материалы могут в полной мере использоваться инструкторами по физвоспитанию и в работе с детьми с общим недоразвитием речи.