СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение картины как дидактического средства образования дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение картины как дидактического средства образования дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Значение картины как дидактического средства образования дошкольников»

Управление образования и воспитания

Администрации г.Стаханова















Значение картины как дидактического средства образования дошкольников







Подготовила методист ГБ ДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 «Золотой ключик»



Богачук Е.В.



г.Стаханов

2017 г.



Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин –

это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий


2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.


3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.



4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.



5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».









ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:

1.Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

2.Картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

3.Картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного



Общие требования к организации работы с картиной

1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.



Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель

Родной язык играет уникальную роль становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.



В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.


Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).


Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:


Картины по характеру изображения :

  • Реальные

  • Фантастические

  • Символические

  • Юмористические

  • Проблемно-загадочные


Картины по способу функционального использования

  • Атрибут игры

  • Предмет обсуждения

  • Дидактический материал

  • Источник для вдохновения собственного творчества

Картины по тематике

  • О мире природы

  • О мире предметов

  • О мире искусства

  • О мире отношений


Картины по формату

  • Демонстрационные

  • Раздаточные


Картины по содержанию :

  • Дидактические

  • Художественные

  • Предметные

  • Сюжетные

При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:

1.О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);

2.Их действиях (гуляют, играют, едят);

3.О месте действия (Где? В лесу, дома);

4.О времени действия (Когда?).


Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.