УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ РАЙОН Рязанской области.
Районное методическое объединение учителей начальных классов.
Значение навыков морфемного
анализа слов для изучения
предметов гуманитарного цикла.
Учитель начальных классов
Козловского филиала МОУ МСОШ №1
Бондаренко Ольга Эдуардовна.
2012
Все науки настолько связаны между
собой, что легче изучать их все сразу,
нежели какую-либо одну из них в от-
дельности от всех прочих.
Рене Декарт
Уже десять лет я разрабатываю тему «Состав слова. Морфемика» (Новые приёмы в изучении темы «Состав слова. Его морфемный анализ» «Развитие орфографического навыка на основе изучения морфемного состава слова») и нахожу, что она, как никакая другая тема в курсе начальной школы отражает понятие « метапредметность».
В чём же заключается значение работы над морфемным составом слова.
Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.
Даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника для пополнения нашего языка новыми словами, которые создаются из уже существующих в языке морфем по моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования.
Осуществление словообразовательного анализа создаёт хорошую базу для совершенствования аналитико-синтетической деятельности учащихся (чтобы проследить «биографию» слова, ученику необходимо проанализировать его, найти исходное слово и, используя операцию сопоставления, определить смысловое и структурное различие слов. И, наоборот, чтобы образовать слово, школьник прибегает к синтезу, соединяя исходное слово с каким-либо словообразовательным форматом.
Осознание роли морфем в слове. А также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя – способствовать не только пониманию детьми лексического значения, но и развитию у них осознанного употребления слов с определёнными приставками и суффиксами.
Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографического навыка. Вызвано это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфемный и формирование навыков правописания корня, приставок, суффиксов, окончаний, развивает орфографическую зоркость и самоконтроль.
Высказанное позволяет заключить: морфемика проходит практически через все предметы начальной школы, носит метапредметный характер и создаёт условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному о образованию, обеспечение успешного освоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Цели моей работы:
Пополнение лексического запаса и повышение грамотности учащихся через изменение курса русского языка и углублённое изучение морфемного состава слова;
Развитие универсальных умений и навыков, влияющих на результаты обучения по другим школьным предметам.
В практике речевого общения широко известен такой факт: взрослые смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известными однокоренными словами. «Тенденция самостоятельно раскрывать значение неизвестных слов путём расчленения их на морфемы является очень мощной и постоянно действующей. С её помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе», - пишет А.Н.Гвоздев. Так почему бы и детей не вовлечь в эту увлекательную игру? Например, узнать, что общего между словами «ведьма», «медведь», «невежда»? Оказывается, все эти слова произошли от одного глагола «ведать», то есть «знать». «Ведьма» - знающая, знахарка. Она знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, слово изменило свой смысл. «Медведь» - зверь, знающий мёд. А невежда – мало знающий человек. В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот, например, как он размышляет над словом «родник»: «Родник родит реку, а река льётся – течёт через …всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник прав: слова «родина», «родник», «родня» имеют общий корень –род-. А какой корень в слове «народ»? Школьный словообразовательный словарь отвечает: -народ-.
Но по происхождению это слово связано со словом род: родите народите народ. Конечно, работа по раскрытию лексического значения слова очень трудна. Она требует от ребёнка умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Поэтому уже в первом классе я ввожу упражнения для наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Подобные задания необходимо органично включать в содержание урока. Потребность проведения этих наблюдений часто определяется необходимостью раскрыть смысл слова. Например, ищем ответ на вопрос: «Почему предмет так называется? В русском языке многие слова представляют собой мотивированные названия предметов. От выяснения вопроса, почему предмет так называется, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости одного слова с другим. Например, почему помещение, в котором находятся коровы называется коровником? Почему один листок назван берёзовым, а другой – дубовым? При выяснении мотива названия или признака предмета учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и составу. Ответ на вопрос: «Почему так называется?» по своей сути тесно связан с ответами на вопросы: «Почему слова являются родственными?», «Как от одного слова образовалось другое?» Эта форма подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов является наиболее доступной и интересной для малышей.
Приведу примеры нескольких упражнений, которые способствуют развитию умения наблюдать явления языка, сравнивать их, делать выводы, а главное учат распознавать близкие по значению слова.
Расскажите, что вы положите или нальёте в следующую посуду: супница, салатница, хлебница, сахарница, солонка, чайник, молочник, маслёнка.
Куда бы мы положили продукты, если бы они назывались так:
диван –(диванница), шкаф – (шкафница), телефон – (телефонница).
Найди не соответствующую другим пару:
Коза-козёл, лиса-лис, слониха-слон, ослица-осёл, гусеница-гусь, волчица-волк.
Закончи предложения.
Садовник ухаживает за….(садом).
Охотой занимается…(охотник).
Ты кто?
Я гусь, это моя жена гусыня. А это наши дети гусята. А ты кто?
А я ваша тётка – гусеница!
Согласны ли вы с этим?
Помогите иностранцу.
Мы заказали несколько рисунков художнику-иностранцу. Оказалось, что он не очень хорошо владеет русским языком. Посмотрите, что у него получилось, объясните его ошибки.
Для полного раскрытия лексического значения слова необходимо познакомиться с работой приставок и суффиксов. Ведь именно в результате того, что каждая морфема вносит в слово свою часть смысла, и получаются интересные и выразительные слова. Например, суффиксы могут показать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Попробуйте угадать, о каких людях идёт речь, больших или маленьких, если у них следующие фамилии: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мордочка. Даже не зная, что это малыши из книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», вряд ли кто-то ошибётся. Ведь если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, тараканищин, Мордища. А вот имена лилипутов и великанов, с которыми встречался Гулливер (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера): Рейдресель, Глюмдальклич, Дренло, Болголам. Здесь мы бессильны: ведь в данных словах нет русских суффиксов, которые открыли бы этот секрет.
А теперь сыграем в игру. В ней будут участвовать два весёлых человечка и морфемы. Во-первых, корень –ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс –л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание –и. А в-четвёртых, разные приставки. Опишите действия весёлых человечков, добавляя к слову шли приставки.
Человечки вышли из дома и пошли по дорожке. Они перешли по мостику через речку и подошли к огромной луже. Человечки лужу обошли и быстро дошли до дома своего друга, а затем вошли в дом.
Как видите, приставки помогли из одного слова шли сделать целый дорожный рассказ.
В русском языке для глагола самые большие возможности предоставляет образование слов с помощью приставок. Именно они создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.
Вот примеры упражнений, которые раскрывают словообразовательную роль приставок и суффиксов и показывают их влияние на лексический смысл слова.
Допишите пары приставок так, чтобы значение слова стало противоположным по смыслу:
…ходить, …цвести, …лить, …бежать, …бить, …гадать, …ехать.
Образуйте от выделенных существительных новые слова с помощью суффиксов -тель, -ник.
Дома строит –
Книги пишет –
Учится в школе –
Машину водит –
Книги читает –
Детей учит –
Под водой работает –
Готовит чертежи –
Допишите суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.
Танц…, аптек…, пев…, мор…., лес…, трактор…, лёт…, библиотек…, учи…, комбайн…, груз…, плот…, трен….
Напишите существительные с суффиксом –ость, обозначающие различные черты характера.
Положительные:
Отрицательные:
Определите различие в значении слов. От какой морфемы зависят их значения.
Дымчатый – дымный – дымовой.
Бархатный – бархатистый.
Голубой – голубоватый.
Итак, приведённые выше доводы свидетельствуют о важности изучения темы «Морфемика» не только в курсе русского языка, но и для развития универсальных умений и навыков.
Как говорил Генри Томас Бокл (английский историк): «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, а в использовании фактов».
Заглянем на уроки в начальной школе.
Литературное чтение.
А.А.Плещеев «Старик».
Знал он, где какая птичка гнёзда вьёт.
Просеки 1, тропинки знал наперечёт.
Выделите корень в слове просеки, вспомните однокоренные слова, что они обозначают.
Что можно сечь в лесу? С какой целью? Что же такое просека?
Проверьте свои догадки по словарю.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
С дружиной своей, в цареградской броне1,
Князь по полю едет на верном коне.
Броня, оборона – это однокоренные слова. Проанализируйте их, привлеките знания из истории и скажите, каким синонимом можно заменить слово броня, как выглядел этот предмет. (Образец рассуждения ученика. Слова родственные. Значит броня нужна, чтобы оборонять (защищать). Князь в броне едет на коне, следовательно, броня защищает его тело. В Древней Руси для защиты использовали кольчуги. Итак, броня – это кольчуга: рубаха из металлических пластин или колец.)
Окружающий мир.
Тема «Леса России».
На иллюстрации, показывающей деревья тайги, есть лиственница. Возникает вопрос: почему хвойное дерево получило такое название?
Выделяем корень и начинаем рассуждать: хвоя – видоизменённые листья, но вряд ли это является причиной. Дерево получило название очень давно, значит сходство должно быть очевидным. Что мы наблюдаем в жизни листьев? Весной они появляются, осенью опадают. Может быть дело в этом? Свою догадку проверяем в энциклопедии.
В этой же теме есть термин «смешанные леса».
Выделяем корень, подбираем однокоренные слова, выясняем лексическое значение корня.
Какое значение имеет приставка с-? Что можно смешать в лесу? Что же такое смешанный лес?
Тема «Печатный станок Ивана Фёдорова».
…Он хорошо разбирался в разных ремёслах: был и столяром, и маляром, и литейщиком, и резчиком, и переплётчиком…
Ребят удивило слово маляр. Его современное лексическое значение они никак не могли связать с книгопечатанием. Тогда я привела такой пример: когда маленький ребёнок пытается что-либо нарисовать, то о результате говорят – намалевал. Но ведь ребёнок не хотел закрасить поверхность, он хотел именно нарисовать. Так может корень –мал- в древние времена означал «рисовать». К тому же Гоголевский кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством» «знатно малевал картины». Обращаемся к словарю В.Даля. Маляр – малевать: расписывать красками, писать кистью. «Саночки, малеваночки, расписные, городские». Вот такое толкование слова действительно можно соотнести с книгопечатанием.
Книгопечатник, первопечатник, летопись, первооткрыватель. Землепроходец, иконопись, камнетёс – эти и подобные слова встречаются на страницах «Истории». И если ученики знакомы со способом образования сложных слов, то им не составит труда понять смысл терминов.
Конечно, может возникнуть вопрос: зачем усложнять, почему нельзя просто объяснить или предложить заглянуть в словарь? Можно… Но человеку свойственно больше ценить то, что он добыл трудом. Да и Л.Н.Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Итак, словообразовательная работа имеет большое значение для обогащения лексического запаса школьника и выработки у него прочных лингвистических навыков и языкового чутья.
Не менее важным аспектом моей работы является развитие орфографического навыка на основе знания морфемного состава слова. «Воспитанный человек не может быть безграмотным». В.Г.Белинский.
Каким же образом изучение морфемного состава слова связано с развитием орфографической зоркости? Вспомним некоторые орфограммы русского языка правила правописания корня, правописание приставок, суффиксов. Окончаний. Значит, прежде чем применить правило, ученик должен точно определить, в какой именно морфеме спряталась орфограмма. Представьте, насколько это трудно ученику. Если даже в учебнике русского языка допущены ошибки в определении орфограмм.
Заглянем в словарь: народ – непроверяемая безударная гласная а, расстояние – удвоенная согласная. Но если мы обратимся к словообразованию, то увидим, что на- и рас - - это приставки, и их правописание подчиняется совсем другому правилу. Так же в словарь помещены такие слова как самолёт, тепловоз. Если следовать этому принципу, то нужно заставить детей выучить все сложные слова. А может быть лучше познакомить их с правилом образования таких слов? Ведь дети любознательны, они с удовольствием «выкапывают» корни сложных слов, раскрывая их этимологию. А уж сочинить сказку о «добрых» буквах о и е, соединяющие корни, даже начинающему учителю не составит труда.
Однажды я столкнулась с заданием, в котором ученики должны были от существительных образовать однокоренные прилагательные. Получались слова металлический, пассажирский, весенний, групповой, осенний. Они трактовались как слова с удвоенными согласными. Но мы знаем, что удвоенная согласная может быть только в корне. Получается, автор задания «проглядел» соединение последней буквы корня и суффикса.
Таким образом, изучение морфемного состава слова помогает детям усвоить правописание отдельных морфем и слов в целом. Путём упражнений в анализе, который сопровождается подбором родственных слов, учащиеся усваивают написание корней, приставок, окончаний. Такие упражнения воспитывают в ребятах сознательное отношение к слову, его правописанию, устанавливая связь между орфографией и этимологией. На конечном этапе у ребёнка вырабатывается установка: прежде, чем написать, нужно выяснить, можно ли в данном случае положиться на слух и произношение. Если нет, то сначала нужно определить, в какой морфеме находится данная орфограмма и только потом произвести обычные операции.
Научив детей ориентироваться в морфемном составе слова, можно приступать к отработке орфографического навыка.
Попробуем раскрыть секреты правописания приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они делятся на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые всегда пишутся одинаково, независимо от их произношения. Например, в словах оттепель, отточка, отдача пишем приставку от-, хотя во втором слове ясно слышим [ат-], а в третьем [ад-]. Первая группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с. Разбавить, но расправить, рассорить, но раззадорить. Правописание этих приставок требует повышенного внимания.
К третьей группе относятся только две приставки пре- и при-. Эта группа самая маленькая, но самая трудная.
Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного письма несложен, их надо выучить и просто узнавать в словах.
По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы «подлаживаются» к соседним буквам. Вопреки главному правилу приставки на з, с в слабой позиции пишутся так, как слышатся. Запомнить это правило поможет стихотворение:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Отрабатывая навык правописания приставок, заканчивающихся на з или с, нелишним будет напомнить детям о неизменяемом написании приставки с-.
От каждого из «отрезков слов» образуйте по два слова: одно с приставкой с, другое с приставкой раз-:
….жечь, …бегаться, …двоенный, ….борный, …говорчивый, …гибаться. ….двинуть, …бавить.
В написании слов с приставками второй группы школьников подстерегает ещё одна ошибка в том случае, если корень начинается с буквы с. При записи таких слов ученики теряют одно с. Для отработки данного момента можно воспользоваться следующими упражнениями.
Найдите приставки и корни в словах.
Раскат, рассказ, рассвет, расцвет, бессмертник, бесконечный, исследовательский, воспоминание, восстание.
Словарный диктант.
Бессвязный, бесхозяйственный, рассердиться, рассылать, расколоть, безрассудный.
Для самопроверки нужно выделить приставку, корень; подчеркнуть первую букву корня.
Приставки третьей группы самые трудные, потому что основание для их правописания – смысл, написание этих приставок подчиняется шести правилам, а самая большая трудность заключается в том, что многие слова не попадают ни под одно из этих правил и их приходится запоминать. Поэтому для ученика начальных классов вполне достаточно, если он «слышит» эту приставку в слове и спрашивает у учителя, какую гласную писать.
Подытоживая сказанное, создадим алгоритм, раскрывающий секреты правописания приставок.
Выделяю приставку
Определяю, к какой группе относится приставка
1 группа 2 группа 3 группа
Пишу всегда Определяю, перед Спрашиваю у учителя
одинаково (можно каким согласным приставка какую гласную писать
проверить
по списку) перед глухим перед звонким
пишу с пишу з
В заключение хочу добавить, что от умения увидеть в слове приставку зависит безошибочное написание разделительных ь и ъ, а понимание смысловой роли приставок поможет избежать ошибок при письме слов с приставками и предлогами.
Орфограммам корня в программе по русскому языку в начальных классах уделено достаточно внимания. Поэтому я остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Когда мы изучаем тему «Однокоренные слова», то обязательно называем два признака родственных слов: 1)одинаковый корень; 2)похожи по смыслу. Именно смысловое значение слова порой допускают дети, когда подбирают проверочные слова. За годы работы мне неоднократно приходилось встречать в работах учеников слова далина (проверочное слово даль), слепаться (проверочное слово лепка), весит (на дереве) (проверочное слово вес). Для устранения подобных ошибок я часто прибегаю к таким упражнениям.
Найдите слова, сходные по звучанию. Подберите к ним проверочные слова.
1.Вокруг деревни раскинулись леса. Лиса живёт в норе. 2.Волосы у отца уже начали седеть. Хорошо вечером сидеть у костра. 3.Птичка вила гнездо. Дорожка вела к озеру. 4.Кот слизал сметану. Мальчик слезал с дерева.
Вставьте пропущенные буквы.
Пол…скать щенка, пол…скать бельё, зак…литься на солнце, раск…лоть дрова, отв…рить картофель, отв…рить дверь, пос…деть на скамейке, пос…деть к старости, зап…вать лекарство.
Выберите проверочное слово.
Уд…вительный (диво, дева), м..нять (замена, мина), л..пить (лепка, липко), подч…щать (чисто, честь), л..нивый (лень, линька), м…стерить (мастер, мост).
Для отработки навыка подбора проверочных слов можно использовать игру «Словесный мяч». Правила очень просты: учитель «бросает» слово, ученик отвечает проверочным. Если проверочное слово названо неправильно, «мяч» возвращается назад. Ученики и учитель могут поменяться местами: дети «бросают» проверяемое слово, а учитель – проверочное. Конечно, в этом случае большинство ответов должны быть ошибочными. Чтобы сконцентрировать внимание детей.
И ещё один аспект при отработке навыка правописания безударных гласных. В русском языке есть корни, которые не подчиняются правилам проверки: -бир-, -бер-; -раст-, -рос- и др. Конечно, в начальной школе мы не изучаем их правописание, но познакомить учеников с существованием таких корней необходимо. Иначе они будут пытаться подобрать к ним проверочные слова и допускать ошибки.
Для отработки навыка правописания непроизносимых согласных я использую игру «Выкопай корень». Учитель называет слово с непроизносимой согласной, ученик быстро называет только корень. После устной работы слово с непроизносимой согласной можно записать в тетрадь.
Необходимо обратить внимание ребят на слова радостный, поверхностный, скоростной и т.п. В этих словах непроизносимый согласный находится в суффиксе и ученики могут пропустить орфограмму. Я объясняю им, что в данном случае суффикс можно проверить также, как и корень. А для автоматизации навыка стараюсь чаще употреблять их в диктантах и других видах работ.
Наблюдение за написанием окончаний начинаем сразу после знакомства с данной морфемой. Для этого выполняем следующие упражнения.
На доске написаны упражнения.
Деревн…. стоит на берегу реки. За деревне… выросла дубрава. От деревн… к деревн… ведут узкие тропинки. О русской деревн… поют в песнях.
Какая морфема закрыта?
Можете ли вы сказать, какие гласные нужно написать в этих окончаниях? (Нет, они безударные).
Как вы думаете, можно ли гласную в окончании проверить также, как и в корне? (Нет, потому что корень неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая).
Что вы сделаете, если вам встретится слово с безударной гласной в окончании? (Спросим у учителя).
Определите, в каких словах вы не можете самостоятельно дописать окончания?
Играли на улиц…, поднял с земл…, пошёл за трав..й, около лужайк…, ездили на кон….
Запись на доске: голубая, голубое, голубого, голубым, (о) голубом.
Задайте к каждому прилагательному вопрос и сравните окончания. Что вы заметили? (Окончания вопроса и слова совпадают). Какой можно сделать вывод? (Чтобы правильно написать окончания прилагательных, нужно задать вопрос). После оговаривания некоторых деталей, это правило неплохо работает.
Итак, в результате изучения темы «Морфемика» у учащихся развиваются следующие универсальные умения и навыки:
Орфографический навык;
Раскрытие лексического значения слова;
Постановка и формулирование проблемы;
Работа по алгоритму деятельности;
Анализ и синтез;
Символическое моделирование;
Классификация;
Постановка логической цепи рассуждения;
Доказательство.
Литература:
В. Волина. Весёлая грамматика.
И. Матюгин. Как развить хорошую память.
А. Чаус. Олимпиадные задания.
Л. Бурмистрова. Сказка про страну словографию.
4