СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение рисования для развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение рисования для  развития детей дошкольного  возраста

Просмотр содержимого документа
«Значение рисования для развития детей дошкольного возраста»

Значение рисования для развития детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисова­ние изучено наиболее полно и разносторонне.

Интерес к детскому рисунку возник в 80-х годах XIX века, и ученые разных направлений продолжают его изучать по на­стоящее время. Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошколь­ников. Психологи, используя метод качественного и количе­ственного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, ока­зывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребе­нок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру.

Утробина К.К. в одной из своих работ указывает, что рисование является одним из важнейших средств познания мира, развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвя­занных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окру­жающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Т.С. Комарова отмечает, что «в тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета по­могает в дальнейшем при его изображении, так как данное дви­жение сохраняется в памяти».

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Большое значение рисование имеет для формирования и развития мышления дошкольников.

Лебедева Е.Н. особо подчеркивает, «что рисование тесно связано с развитием наглядно-действенно­го и наглядно-образного мышления, а также с выработкой на­выков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения »

Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравни­вать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. Создание образа невозможно без обобще­ния, без целостного восприятия предметов. На основе умствен­ных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выво­ды. Происходит обогащение их словарного запаса.

При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получа­ют удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зритель­но-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Р.Г. Казакова в своих работах отмечает: « Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулиро­вать размах, темп, силу нажима. Они учатся слушать и запоминать зада­ние, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до кон­ца. Кроме того, учатся содержать в порядке рабочее место, инструменты, материа­лы».

Таким образом, рисование имеет особое значение для развития дошкольника. Чтобы использовать рисование в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, важно изучить этапы становления рисования и его особенности в период дошкольного детства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!