СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знай свои права и обязанности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знай свои права и обязанности»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республике

«Ящиковская средняя школа № 15 имени Виктора Котилевского»








Классный час

«Знай свои права и обязанности»




Подготовила:

классный руководитель

6 класса

Чумак Лариса Ивановна













2022 г.

Знай свои права и обязанности

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей;

2. показать единство прав и обязанностей;

3. Формировать уважительное отношение к правам других людей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

1. Личностные: знание положений Конституции ЛНР, Устава школы, основных прав и обязанностей гражданина, школьника, применение этих знаний в повседневной жизни.

2. Регулятивные: умение ставить цели деятельности; умение высказывать предположение (версию); анализировать свои действия и полученные знания.

3. Коммуникативные: иметь представление о том, что важно понимать друг друга; уметь работать в группе, высказывать свою точку зрения и выслушивать других.

4. Познавательные: умение сравнивать и анализировать, делать выводы.

Используемые приемы, методы: словесный, наглядный, практический


Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день ребята! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

Сегодня мы с вами работаем в группах, поэтому постарайтесь работать слажено, быть толерантными друг к другу, принимать точки зрения всех участников и бесконфликтно приходить к общему мнению.

  1. Постановка цели, определение задач

Учитель: Очень часто можно услышать от взрослых и детей: «Вы не имеете права…», «У меня есть право…», «У тебя есть обязанности…», «Ты обязан…» Но что такое право? Обязанность?

Учитель: ребята, скажите, на какую тему сегодня нам предстоит поговорить?

- Давайте, попробуем поставить задачи, которые нам нужно решить в ходе классного часа?

  • Узнать, что такое право;

  • Узнать какие есть права у несовершеннолетнего ребенка;

  • Попробовать применить полученные знания на практике


Теоретический блок

Учитель: Ребята как вы понимаете, что понимают под словом право? (Высказывание уч-ся)

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Учитель: Итак, какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

(Дети называют)

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

Учитель: Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.

Учитель: рассмотрим основные права детей, изложенные в данном документе. Попробуйте объяснить, что значит то или иное право.

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на гражданство

Право на защиту жизни, чести и достоинства

Право свободно выражать свое мнение

Право на медицинскую помощь, охрану здоровья

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия


Учитель: знакомы ли вам были эти права до этого? С какими столкнулись впервые?

Практический блок

Инсценировка «Имею право на то, что желаю»

Учитель: давайте разберем жизненные ситуации, которые возникли у детей и родителей. попробуйте определить являются ли действия родителей в данной ситуации нарушением прав ребенка?

Ситуация 1

Ребенок: Мамочка мне очень нравятся виды ночного города, я хочу гулять по ночам!

Мама: Нет, ты не можешь гулять по ночам, это очень опасно. Я тебя не отпущу!

Ребенок: Ты нарушаешь мое право на свободное перемещение.

Учитель: Ребята, давайте поможем разобраться маме и ребенку в данной ситуации? Что же это, нарушение прав ребенка или что-то другое?

Ситуация 2

Мама: Доченька, ты сегодня должна помыть посуду и сходить в магазин за продуктами!

Ребенок: Я не буду этого делать! Ты эксплуатируешь мой детский труд.

Обсуждение ситуации.

Ситуация 3

Папа: Я заберу у тебя компьютер, который мы подарили тебе на день рождения, если ты будешь получать двойки!

Ребенок: Этого не будет, это нарушение моего права иметь имущество.

Обсуждение ситуации.

Ситуация 4

Ребенок: Мама, сегодня мне что-то не хочется идти в школу, у меня болит живот.

Мама: Я тебе дам таблетку, ты снова наелся сладостей и у тебя расстройство. Но в школу ты все равно пойдешь.

Ребенок: Мама, ты нарушаешь мое право на получение медицинской помощи!

Обсуждение ситуации.


Учитель: А теперь давайте рассмотрим другую ситуацию, которая произошла с девочкой Машей.

Родители Маши плохо учились, не смогли устроиться на хорошую работу, зато поженились сразу после окончания школы, у них родилась дочка. Денег, чтобы покупать полезную пищу у них не было. Оба родителя не хотят тяжело работать за маленькие деньги, а на другую работу их не берут. Тогда Маше сказали, что она может не ходить больше в школу, а зарабатывать деньги пением у остановки. Маше представилась возможность стать великой артисткой.

Учитель: Какие права девочки нарушены? Как вы думаете, как сложится жизнь этой девочки.

-Итак, кто является ответственным за соблюдение ваших прав? Куда вы можете обратиться если ваши права нарушают? (органы опеки, учитель, администрация поселка, школьный психолог)

И самое главное, надеюсь, вы поняли границу между нарушением ваших прав и заботой родителей о вашей безопасности и благополучии.

Игра «Сто к одному»

Учитель: предлагаю сыграть в интересную викторину, которая называется «Сто к одному». По правилам игры, вы должны назвать несколько ответов на вопрос, и тот ответ, который самый близкий к правильному – приносит команде большее количество баллов!

Вопрос: в каких детских сказках нарушались права героев?

Колобок 10

Красная Шапочка 20

Золушка 30

Приключения Буратино 40

Заюшкина избушка 50

Морозко 60

Учитель: ребята, существует большое количество сказок с подобными нарушениями прав героев, как вы думаете, зачем такие сказки написали авторы?

Игра «Волшебные слова»

Учитель: Вам предлагаются фразы из мультфильмов, где нарушались какие-либо права героев, а вы должны дать ответ согласно Конвенции о правах ребенка и соответственно показать герою, как он должен был ответить.

Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!”

Колобок: «Не имеешь права посягать на мою жизнь»

Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”.

Козлята: «Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно».

Медведь: “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша: “Не имеешь права посягать на мою свободу»

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».

Волчица: «Не имеешь права лишать его жизни»

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!».

Буратино: «Не имеешь права лишать меня имущества»

Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына».

Дюймовочка: «Не имеешь права нарушать мое право на свободу»

Учитель: А на самом деле так ли отвечали герои в мультфильмах? А почему они не отвечали так? (не знают о существовании Конвенции) Скажите, чем полезно было для вас это задание?

Обсуждение проблемы:

Учитель: Какими правами вы пользуетесь?

Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

Приходилось ли вам нарушать права других людей?

Учитель: Какой вывод мы можем из этого сделать? (Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей).

Учитесь уважать личные права других также как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Не позволяйте нарушать права других людей.

Учитель: А как вы думаете, где записаны ваши права и обязанности как школьников?

Конечно же, в Уставе школы, в законе «Об образовании».


Учитель: Предлагаю всем ребятам создать первое в нашей школе правовое дерево обязанностей, на котором будут расти волшебные правовые яблоки. На доске группа художников подготовила контур дерева - ствол, крона. Вы на стикерах в форме яблочек, напишите одно право или обязанность. По очереди будем выходить к доске и приклеивать правовые яблоки – права и обязанности к правовому дереву.

(Ребята выходят к доске и клеят правовые яблоки к правовому дереву)

Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием!

Права и обязанности школьника.

Каждый школьник имеет право:

- Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

- Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей.

- Право быть выслушанным.

- Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

- Право на свободу мысли, совести и религии.

- Право на уважение человеческого достоинства.

-Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

- Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

- Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.


Каждый школьник обязан:

-·действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

-·строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

-·добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;

-·в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача;

-·относиться с уважением к работникам школы, учителям и другим ученикам;

-·предъявлять дневник по требованию учителя;

-·записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

-·приносить на занятия все необходимые принадлежности по просьбе учителя: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши, краски и т.п.;

-·выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида, приходить в школьной форме;

-·заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

-·беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

-·принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

Рефлексия

Учитель: Пожалуйста, скажите, достигли ли мы поставленной цели на нашем классном часе? Все ли задачи выполнены? Какие выводы вы могли бы сделать из сегодняшнего занятия? Какие у вас впечатления? Открыли ли вы для себя что-то новое?

При наличии свободного времени проводится «Клубок пожеланий»

Подведение итогов

1. Каждый человек на свете должен знать свои права.

2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других также как вы хотите, чтобы уважали ваши.

3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!

5. Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности! Помните об этом!

Спасибо за внимание!