Знай свои права
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Цель мероприятия:
- познакомить и обобщить учащихся с основными правами ребенка;
- познакомить учащихся с основными международными документами по правам человека и правам ребенка: Конвенция по правам ребенка (от 20 ноября 1989г.), Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948г.);
- изучить основные права ребенка и состояние их исполнения в Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993г.;
- научить учащихся уважительно относиться к другим мнениям;
- воспитывать чувства патриотизма и гуманности.
Оборудование:
- карточки – знаки по правам человека;
- выставка литературы по правовой культуре и правовому воспитанию;
- оформление классной доски – высказывания, кроссворд.
- компьютер (презентация)
Ход мероприятия
Здравствуйте дети и гости присутствующие здесь!
Я рада видеть вас на нашем интересном мероприятии .
Я бы хотела затронуть очень серьезную тему, которая касается вас, дети.
То,о чем мы будем говорить ,постарайтесь расшифровать в кроссворде.
По первым буквам вы должны отгадать название документа о правах детей.
1)То ,чем вы часто исправляете свои ошибки( Корректор)
2) То ,что учащиеся получают за хорошие и плохие ответы( отметки)
3) Часть речи в русском языке ,отвечающая на вопрос как?( наречие)
4)Очень интересная игра по разным предметам( викторина)
5) Экзамен у выпускников в конце учебного года (ЕГЭ)
6)Вредное вещество ,содержащееся в табаке ( никотин)
7) С помощью этого предмета можно нарисавать круг( циркуль)
8) В конце урока учитель подводит….. ( итог)
9) Вы все живете в коллективе ,одной семьей и последняя буква этого слова … ( я)
Итак у нас получилось слово - конвенция.
Слышали вы о таком документе?
Это документ – соглашение по специальному вопросу. А вопрос этот касается прав ребенка.
А что такое право?
Какие права вы знаете?
Право – это совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения между людьми..
Зачем же нужно знать какие-то права людям? (высказывания учащихся)
Игра: «Подари земной шар человеку»
Знаки двух цветов – разрешающие и запрещающие (почему?).
Учащиеся берут любой знак (перевернут) и прикрепляют на доску, кратко обосновывают – какое право отражено в условных знаках.
В книге про маленького человечка (автор А.Усачев) есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют.
Пусть он продолжает путешествовать, а мы вспомним основные права ребенка (беседа с учащимися)
1. Ребята, ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. А что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения). Обязанности есть у каждого – в семье, в школе, на работе.
А какие обязанности знаете вы?
Где закреплены обязанности учащихся? (в уставе школы)
Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности.
1.Качество человека, который поступает с другими по правилу: относиться к к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе (порядочность).
2.Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим (справедливость)
3.Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность)
4.Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность)
5.Человеку легко будет жить по принципу: «Твои права заканчиваются там, где начинаются …(обязанности)»
Ребята а вы любите читать сказки?
Сейчас мы посмотрим какие права нарушили наши любимые персонажи.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Какое право нарушила ведьма в этой сказке?( на жизнь, на образование, на владение имуществом)
Лиса и заяц. ( на жизнь, на неприкосновенность жилища ,на справедливый суд)
По щучьему веленью. (на брак ,на свободу, на получение образования)
Красная шапочка. ( на жизнь)
Приключения Буратино( на имущество)
Мы продолжим разговор о сказках в нашей викторине (презентация).
Беседа о конвенции о правах ребенка
Итак ,сейчас я вас познакомлю с документом.
Вы должны внимательно прослушать, так как после моего рассказа я бы хотела предложить викторину.
В мире во многих регионах планеты нарушаются права ребенка.
В целом ряде регионов затруднен доступ ребенка к качественному питанию, воде, медицинскому обслуживанию ,образованию.
Все чаще дети становятся свидетелями и объектами жестокого насилия. Около 100 млн. детей брошены своими семьями , существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства ,проституции или нищенства.
120 млн. детей от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу. Ежегодно около 3.5 млн. детей умирают от заболеваний ,которые не поддаются лечению или профилактике.
В развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности. В нашей стране проблема защиты детства всегда стояла чрезмерно остро.
Поэтому возникла необходимость создания документа ,касающегося прав ребенка.
Ребенок- человек. Значит у него тоже есть свои права. Уважение прав человека начинается с уважения прав детей. Общество должно заботиться об обеспечении их свободы и достоинства ,создавая условия ,при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности ,заложить основы для полноценной жизни. ( учитель раздает конвенции)
Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г подписана от имени СССР 20 января 1990 г принята Верховным Советом 13 июня 1990года.
На Генеральной Ассамблее ООН вырабатывались общие для мирового сообщества гарантии детей от равнодушия эксплуатации и насилия. И не случайно Конвенцию о правах ребенка называют Великой Хартией вольностей для детей. В документе гарантируются права детей до 18 лет на рвзвитие своих возможностей.
Сегодня 139 стран подписали этот документ. После распада СССР в 1991 году Российская Федерация признала статьи этого документа. Все сатьи существовали разрозненно не имели определенного статуса.
Сейчас они объединено в единый документ. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет( ст1)
Дух конвенции можно выразить так: как можно больше уважения к ребенку его правам заботы о нем любви к нему.
Конвенция рассматривает 4 основные задачи:
- выживание
- развитие
-защита
- участие детей в жизни общества
Выживание. Эта задача решает вопрос о праве на жизнь. Конвенция признает право каждого ребенка на медицинское обслуживание, право на национальность ,имя.( ст. 2,6,8,20).
Развитие. Эта задача предусматривает право ребенка на образование ,отдых и развлечения свободу выражения взглядов ,право исповедовать любую религию ,право на свободу совести. Родители должны с уважением относиться к взглядам ребенка. ( ст. 13,14,31).
Защита. Эта задача предусматривает защиту детей в различных ситуациях. Речь идет также об умственно отсталых ,физически неполноценных детях, по каким -либо причинам расставшихся с родителями. В некоторых случаях детей надо защищать от собственных родителей если они не в состоянии заботиться о детях( ст. 19,20,33,34,35,36,38)
Обеспечение активного участия в жизни общества. Эта задача утверждает право ребенка выражать свои мысли, убеждения и добиваться того ,чтобы их учитывали при принятии решений ,касающихся его жизни право на личную жизнь ,тайну корреспонденции ,незаконного посягательства на честь и репутацию( ст. 16,17).
Итак, вы прослушали информацию о конвенции. Ваши вопросы.
Вам предлагается пройти викторину.
Правила викторины. Вы являетесь представителями 3-х континентов Африки ,Евразии, Америки.
Ваша задача поднять руку ,если вы готовы ответить на вопрос.( класс делится на 3 команды)
Викторина
1 тур
1)Как называлась наша страна до 1991 года?( СССР)
2) В каком году Советский Союз подписал конвенцию? ( 1990)
3) Как называется организация принявшая конвенцию о правах ребенка? (ООН)
4) В каком году была принята конвенция?(1989)
5) Сколько стран подписало этот документ? (134)
6) С какого года конвенция действует в России? (1991)
7)О чем рассказывает конвенция?( о правах ребенка)
8)Какие задачи выполняет конвенция? ( выживание защита развитие активное участие в жизни общества)
9) К кому обращена конвенция? ( к детям)
Подводятся итоги 1 тура.
2 тур
Задание- продолжи предложения.
1.Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь
а) от самого ребенка
б) от родителей
в) от государства
2. Право на выбор занятий и объединений есть
а) у каждого
б) только у взрослых
в) у учащихся школ.
3. Ребенком является
а) тот ,кто не имеет прав
б) любой человек до 18 лет
в) тот ,кто считает себя таковым
4. Конвенция о правах это-
а) Международный документ обязательный для выполнения
б) Распоряжение Генерального секретаря ООН.
в) Документ , исполняемый государствами его подписавшими.
3 тур.Поэтический и художественный.
Вам предложены слова: ребенок, пеленка, свобода, народ.
Ваша задача- сочинить четверостишье и нарисовать соответсвующий рисунок.
Подводятся итоги 3 –го тура.
4 тур
Вам предложены ситуации ,из которых необходимо найти выход.
1) Саша поспорил с отцом сказав ,что он имеет право свободно выражать свое мнение а отец заявил :”вот когда вырастешь ,тогда и будешь иметь свое мнение, а пока я буду решать все вопросы. Что вы думаете ?кто прав? ( ст. 12)
2) Витя- малообщительный и тихий человек. Учится неважно. Одноклассники никогда не берут его в команду когда идут на спортивные или другие мероприятия. Они считают, что из -за Вити команда может проиграть( ст. 29, 31)
3) Лена переписывается с подругой, живущей в другом городе. Однажды Лена увидела ,что письмо подруги читает ее мама. Увидев, что дочь расстроена мама сказала:”’ Ну что ж в этом такого ,если я прочитала письмо ,я ж должна знать какие у тебя подруги?”( ст.16)
4) Старшеклассник Дима прочитав о том ,что может свободно выражать свое мнение ,попытался реализовать это право то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.
-Дима ты мешаешь мне работать – сказала учительница.
-А я имею право вот и в конвенции записано. ( ст.13). Осуществление права свободно вырыжать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы для уважения прав и репутаций других лиц.
Подводятся итоги 4 тура.
А сейчас ,познакомившись с документом ,я бы хотела продолжить нашу тему о правах и снова обратиться к сказкам.
Задание - дополни предложения
1) Схватив крысу Шушару за хвост Буратино нарушил право на …( личную неприкосновенность).
2) Говорящий сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на …( получение бесплатного образования)
3) Буратино хотел попасть в театр ,потому что у него было право…( наслаждаться искусством)
4) Полицейские ,ворвавшись силой в каморку папы Карло ,нарушили право на …( неприкосновенность жилища)
5) Князю Гвидону, превратившись в комарав никто не мешал воспользоваться правом ..(уехать из своей страны и вернуться на Родину)
Итоги мероприятия
Лучшие игроки награждаются медалями знатоки права.
Вот для того, чтобы вы знали, на что можете рассчитывать в жизни, мы сегодня и провели наш разговор. Хотелось послушать ваше мнение о том, чем наше мероприятие помогло вам или сможет помочь (высказывания учащихся).
А завершаем наше мероприятие такими словами:
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
хорошими людьми вырастайте !
Презентация ( прилагается)
Презентация с заданиями ( прилагается_)
Список литературы:
В. Антонов. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.
4. Семейный Кодекс РФ. - М., 1993.
5. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. - М.,
2007.
6. Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. - М., Вита-пресс,
1995.
7. Никитин А.Ф. Право. - М., Дрофа, 2009