СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаешь ли ты Арктику?

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с характерными природными и погодными  особенностями Арктики

познакомить с особенностями растительного и животного мира  Арктики;

помочь детям задуматься о необходимости охраны природы.

Просмотр содержимого документа
«Знаешь ли ты Арктику?»

Тема: Знаешь ли ты Арктику?

Цели:

познакомить с характерными природными и погодными особенностями Арктики

познакомить с особенностями растительного и животного мира Арктики;

помочь детям задуматься о необходимости охраны природы.

Оборудование: карта, картина “В Арктике”, предметные картинки, дидактический материал.

Сценарий урока.


-Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. Мы отправимся к северному полюсу земного шара.

- Ой, ребята так далеко  попасть очень непросто  нам поможет волшебный Цветик-семицветик из  одноименной сказки В.Катаева. Давайте все вместе вспомним заклинание, которое произносила Женя!

Повторяйте за мной.


- Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

 Вели, чтобы мы сейчас же

Оказались на Северном полюсе!


( Учитель зачитывает отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»)

– “Не успела Женя это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна– одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. “Ай, мамочка, замерзаю, - закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее”.

– Где же оказалась Женя? – Где же оказались мы, ребята? – Кругом снег, лёд, здесь очень холодно... (на Севере, на Северном полюсе)


-На нашем глобусе северный полюс находится вот здесь. (Показ Северного полюса)

- Каким цветом обозначены эти места на глобусе? Как вы думаете почему? Какая здесь погода?

 – Чтобы не замерзнуть, нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Как вы думаете, что нам понадобиться? (Теплые вещи.)


– На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан  (вывешивание карточки с названием на доску)


Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Этот район так же носит название Арктика. (вывешивание карточки с названием на доску.)

 Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров.  Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показываю на карте).

 Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

- 60◦С.

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Северное сияние)

 

Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)


Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)


Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.

-Как вы думаете, почему мех у медведя именно белого цвета?

Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.

Белый  медведь – хищник, чем он может питаться  в Арктике? Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.


Но есть и другие обитатели, отгадайте загадки.

В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (тюлень )



Среди льдин рыбёшку ищет.
А пловец – каких не сыщешь!
До чего же зверь хорош –
Гладкий сильный этот...(Морж)


Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха.  У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.


На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях расти растения? (да)


 Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются.

 На них - то и растут лишайники, похожие на серую накипь, ягель.

Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом. 

 Какой вывод можно сделать?

 В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, обитают животные и птицы, и они даже выращивают своих детенышей.


Обобщение материала.

Закончи предложения:

  • Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и …(островами). Оно… (светит), но не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до…(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но…(тепла) тоже нет. Температура лишь на…(несколько градусов) выше…(нуля).

  • На островах прямо на голых… (камнях) встречаются …(лишайники), они очень …(малы). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… полярные маки).

  • Животных Арктической зоны кормит …(море). Основная пища птиц и животных – это …(рыба). На скалистых берегах собираются…(чайки),…(кайры) и…(гагарки), здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют …(тупики). Все звери прекрасные…(пловцы). От холода их защищает …(слой жира). Это …(моржи) и… (тюлени). На тюленей охотятся …(белые медведи). У них длинная густая шерсть …(белого) цвета и …(широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).


-Нам пора возвращаться домой.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы сейчас же

Оказались в нашем классе!