СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания и правила их употребления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаки препинания и правила их употребления для выполнения 21 задания ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания и правила их употребления»

Знаки препинания и правила их употребления

Тире


В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В простом предложении между подлежащим и сказуемым

  1. существительным в им. п. — существительным в им. п.;

  2. числительным — числительным;

  3. числительным — существительным в им. п.;

  4. инфинитивом — инфинитивом;

  5. существительным в им. п. — инфинитивом;

  6. перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)

Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов).
Два и два — четыре.
Два — чётное число.
Жить — Родине служить(пословица).
Наша цель — получитьзнания.
Понять — значит простить.

2.

В простом неполном предложении

  1. при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;

  2. при параллелизме частей сложного предложения;

  3. в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;

  4. в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

3.

При однородных членах

  1. после однородных членов перед обобщающим словом;

  2. при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается

На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина.

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

4.

В предложениях с приложением

  1. перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;

  2. для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;

  3. если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;

  4. для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова

На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер(Паустовский).

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы(Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

5.

В сложносочинённом предложении

если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление

Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха(Лермонтов).
Ещё напор — и враг бежит(Пушкин).

6.

В сложноподчинённом предложении

  1. для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);

  2. при параллелизме структуры частей

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Гоголь).

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

7.

В бессоюзном сложном предложении

  1. для выражения
    – быстрой смены событий;
    – резкого противопоставления;

  2. если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;

  3. если первая часть обозначает время совершения действия второй части;

  4. если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;

  5. если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой

Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов).
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил(Грибоедов).
Меньше знаешь — крепче спишь.

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат(Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

8.

При вводных предложениях и вставных конструкциях

для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора

Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём(Казакевич).
Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся(Тургенев).

9.

В репликах диалога

между репликами диалога

Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.
— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.
— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво
(Тэсс).

10.

При прямой речи

для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи

«Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер;
«Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».

11.

В предложениях между двумя словами

между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение

Планы на январь — февраль; рукопись
объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов;
скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта.

Многоточие

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В конце предложения

для обозначения незаконченности высказывания

Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)

2.

В середине предложения

при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности

Но всё-таки… всё-таки впереди огни!(Короленко)

3.

В начале предложения

указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени

А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.

4.

В цитатах

для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце

Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»

Двоеточие

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В предложениях с однородными членами

после обобщающего слова перед однородными членами

Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский).

2.

В предложениях с прямой речью

если прямая речь стоит после авторских слов

Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».

3.

В бессоюзном сложном предложении

  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);

  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;

  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);

  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;

  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин).
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов).
Печален я: со мною друга нет(Пушкин).
Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов)

Точка с запятой

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В простом предложении с однородными членами

для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые

Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).

2.

В бессоюзном сложном предложении

если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые

Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).

3.

В сложноподчинённом предложении

если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые

Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

Кавычки

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В предложениях с прямой речью

для выделения прямой речи в строке

Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»(Горький)

2.

При цитировании

цитаты заключаются в кавычки

«Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.

3.

В предложениях с приложением

названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д.

Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»

4.

В предложениях с определёнными словами

для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание

Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).

Запятая

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В предложениях с однородными членами

  1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;

  2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;

  3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли и др.;

  4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

2.

В предложениях с обособленными членами

для выделения обособленных членов предложения:

  1. при обособлении определений:
    - с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
    - два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
    - относящееся к личному местоимению;
    - стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    - оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;

  2. при обособлении приложений:
    - любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
    - распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
    - распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
    - распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
    - приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или(в значении то есть), как;
    - приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);

  3. при обособлении обстоятельств:
    - деепричастные обороты независимо от места в предложении;
    - одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились(Пришвин).
Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин).
И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов).
Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский) (причины).
Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.
Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин)
Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.
Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь)
Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении(Кочетов) (= будучи упрямцем во всём).
Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев).
Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков).
Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев).
Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась(Маяковский).
Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.
Черёмуха душистая, развесившись, стоит(Есенин).

3.

В предложениях с вводными словами и конструкциями

для выделения вводных слов и предложений

Он, выходит, совсем в этом не разбирается.
Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал
(Пушкин).

4.

В предложениях с обращениями

для выделения обращений

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов)

5.

В предложениях со сравнительными оборотами

для выделения сравнительных оборотов

  1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;

  2. сравнительные обороты с союзом как:
    - если они обозначают уподобление (как = подобно);
    - если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
    - если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
    - если оборот начинается сочетанием как и;
    - если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.

Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат.
Как чайка, парус там белеет в высоте 
(Фет).
Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным).
Я учился так же хорошо, как и брат.
В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.
Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.

6.

В сложносочинённых предложениях

для разделения простых перед сочинительными союзами

Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.

7.

В сложноподчинённых предложениях

для отделения придаточных частей от главной

Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко).

8.

В бессоюзных сложных предложениях

для разделения простых

Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин).