Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кайрактынская средняя общеобразовательная школа»
Акбулакского района Оренбургской области
Открытый урок в 9классе по русскому языку.
Тема урока :
«Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»
составитель: Мартынова Е.М.
учитель русского языка и литературы
Открытый урок по русскому языку в 9 классе
Тема урока: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Цель урока:
повторение и обобщение сведений о СПП;
закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления СПП;
актуализация полученных знаний при выполнении задания 3,4,5 в формате ГИА.
задачи:
повторение и обобщение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
формирование навыков грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций;
формирование умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными;
составление схем СПП с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
составление СПП с разными придаточными;
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
поддерживать других и быть к ним благожелательными;
Развивающие:
развивать критическое мышление через чтение информационного текста и практических заданий;
развивать логическое мышление;
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Лингвистическая разминка: под диктовку учащиеся записывают словосочетания. Прогнозирование результатов матча, строить железнодорожную магистраль, различать вдали силуэт корабля, систематически подвозить цемент и бетон, не зависеть от климатических условий, планомерно использовать трудовые резервы.
Задание. Подчеркнуть словосочетания со связью: 1 ряд- согласование; 2 ряд- управление; 3 ряд- примыкание (задание проецируется на экран).
Для учащихся с ЗПР дается карточка с упрощенным заданием
Обозначить главное и зависимое слово в словосочетаниях
Повторение теоретического материала Работа у доски. Заполнение схемы (1 учащийся)
Фронтальный опрос:
1. Какие предложения называются сложными?
2.Какие предложения называются сложно - сочиненными, какие -сложноподчиненными? Их отличия.
3.Какие предложения называются бессоюзными сложными?
4.Какие знаки препинания ставятся в БСП?
5.Назовите основные виды подчинения.
(Проверка: схематический ответ проецируется на экран)
3. Практические задания
1. Практическое задание: определить вид подчинения, составить схему предложения (3 предложения проецируются на экран)
У доски 3 учащихся составляют схемы и определяют вид придаточных. Остальные работают в тетрадях.
2. Работа у доски: заполнить заготовленную таблицу «Знаки препинания в БСП» (4 ученика работают самостоятельно)
, | ; | : | _ |
1) | 1) | 1) 2) 3) | 1) 2) 3) |
(Самопроверка. Правильное заполнение таблицы проецируется на экран)
Самостоятельная работа: расставить знаки препинания в предложениях с различными видами связи, дать характеристику предложения, составить схему. (Предложения проецируются на экран) Кто первый составил схему, рисует её на доске.
1. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ССП - [ ], а [ ].
2. Перед нами расстилались поля, над которыми пел жаворонок.
СПП - [ ], (над которыми….).
3.В комнате стало душно – я вышел на улицу освежиться. БСП - [ ]- [ ].
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. БСП- [ ]: [ ].
Хорошо быть уверенным, что если нужно, то тебе помогут.
СПП – [ ], ( что (если…), то …).
Для учащихся с ЗПР дается карточка с упрощенным заданием: подчеркнуть главные члены предложения и определить сложное предложение или простое.
1. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. 2. Перед нами расстилались поля, над которыми пел жаворонок. 3. В комнате стало душно – я вышел на улицу освежиться. 4.Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 5. По сумрачному небу неслись густые тучи. 6. Хорошо быть уверенным, что тебе помогут. 7. На улице было темно.
III. Работа со схемами СПП (слайд 2).
Учащимся предлагается:
сопоставить данные на слайде предложения и схемы, расставить и объяснить знаки препинания;
подобрать к данным схемам свои предложения;
использовать другие союзы и союзные слова.
Слайд 2
IV. Работа в группах
Учащимся предлагается проанализировать рекомендованную информацию (см. рабочий лист 1) и распределить её по ячейкам таблицы.
Рабочий лист 1
1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного:
Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.
2. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него тире:
Кто весел – тот смеётся. (В. Лебедев-Кумач)
3. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), запятая ставится один раз:
а) Перед союзом, если придаточное предложение следует за главным.
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. (М. Лермонтов)
б) После всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.
По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. (М. Горький)
в) В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза.
Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа и кости. (Л. Толстой)
Внимание!
Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
4. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного.
Важно не что он сказал, а как он это сказал.
Было шумно и когда они собирались в столовой.
Внимание! Между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится.
5. Придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова, запятой не отделяются.
Он обиделся, но не сказал почему.
Таблица 1. «Пунктуация в сложноподчинённом предложении»
Одна запятая | Две запятые | Тире | Отсутствие пунктуации |
| | | |
4. Проверочная работа. Учащиеся выполняют тестовые задания, используя ПК. (Выходят на сайт http://www.fipi.ru, https://rus-oge.sdamgia.ru/
выполняют тренировочные задания в режиме ОНЛАН, осуществляют самопроверку)
VII. Рефлексия
Что было в центре нашего внимания на уроке?
Для чего вы вносили полученную информацию в таблицы?
Оцените для себя важность полученной информации.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Что вы предполагаете делать для закрепления полученных знаний?
VIII. Закрепление полученных знаний
Учащимся предлагается выполнить задание и после этого проверить свою работу с помощью составленных таблиц.
1 вариант
1. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А. Пушкин) 2. Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. (В. Короленко) 3. В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван. (Л. Толстой) 4. Верчусь колесом а куда еду не знаю. (А. Горький) 5. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. (А. Чехов)
2 вариант
1. Он ушёл и не сказал зачем. 2. Я хочу знать не как это делается а зачем это делается. 3. Он раздражителен и когда болен и когда здоров. 4. Работа выполнена как следует. 5. Я выполню первое задание и если справлюсь с ним успешно то перейду ко второму.
IX. Домашнее задание. Составить 10 сложноподчинённых предложений на изучаемый материал об известных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме.
Самоанализ урока русского языка по теме:
«Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
1.Тема, задачи, тип и форма урока.
Класс: 9
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология: критическое мышление, ИКТ.
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративные, методы мотивации.
Формы: индивидуальная; работа в группах, фронтальная.
Триединые дидактические цели:
обучающие:
• Формирование знаний о классификации сложноподчиненных предложений
• Формирование умения находить главное и придаточное предложения
• Формирование умения определять вид придаточного по значению
развивающие:
• Развивать логическое мышление и языковое чутье.
• Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
воспитательные:
• Воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать
мнение другого человека.
Должны знать:
• Чем отличается СПП от других видов СП
• Виды СПП
Должны уметь:
• Распознавать СПП и их виды
2. Место урока в системе занятий.
Данный урок является вводным уроком в теме «Сложноподчинённые предложения и их виды». Предлагаемый урок направлен на изучение нового материала и подготовку учащихся к восприятию новой темы.
3. Особенности построения урока исходят из технологии и возрастных особенностей учащихся.
Данный урок был построен в соответствии с технологией урока открытия новых знаний. Методы и стратегии, применяемые на уроке, были подобраны с учётом психологических, возрастных и учебных особенностей учащихся.
4. Характеристика урока.
4.1 Цели данного урока по аспектам:
-учебный аспект – поиск новой информации, её осмысление, интерпретация, применение приобретенных знаний;
-воспитательный аспект – воспитание взаимопомощи, умения работать в группе.
-развивающий аспект – развитие всех видов памяти, критического мышления, самостоятельности.
Урок включал 3 стадии: В начале урока постаралась мотивировать учащихся на активную работу, взаимное сотрудничество.
Стадия | Цель | Стратегии | Приёмы | Формы |
Вызов | актуализация изученных ранее знаний | Взаимопроверка | - | фронтальная |
Осмысление | поиск, анализ и осмысление полученной информации. | Интеллект-карта | Построение интеллект-карты, Найди соответствие | Групповая, |
Рефлексия | Обобщение полученной информации и её практическое применение. | Закончи фразу | Мини -эссе | Индивидуальная, фронтальная |
На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, связь с жизнью, доступности, систематичности и последовательности. Темп урока оптимальный. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене видов деятельности.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка в рамках введения ФГОС ООО:
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации. Все виды заданий имеют непосредственное отношение к ГИА. Мною выбраны такие формы работы на уроке, которые позволяют подготовиться к экзамену. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями ГИА, позволяющая понять значимость изучаемого материала, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся.
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии критического мышления.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
• прогнозирование темы урока
• целеполагание урока
• осознание качества и уровня усвоения учебного материала
В ходе урока старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживала доброжелательную атмосферу. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные условия для обучения, обстановка была доброжелательной для учебной работы. Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения хорошей оценки на уроке, а исходя, из внутренней потребности выразить свои мысли.
Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.
Считаю, что урок достиг поставленных целей. Поэтому, можно сделать вывод, о том, что выбор методов, стратегий и приёмов обучения оправдался. Работоспособность ребят на уроке удовлетворительная . Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение, полученных по теме знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.