«Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…»
п. 2 ст. 54 Семейного Кодекса Российской Федерации
В последние года наметилась положительная динамика отдыха воспитанников нашего детского дома в семьях улуса. Только в прошлом году 30 наших ребят в летнее время находились в патронатных семьях. Но с 1 января 2014г. перестала существовать такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как - патронатная семья. Теперь большее внимание будет уделено гостевому режиму пребывания детей в замещающих семьях.
Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) — форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки детского дома, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ребенком и наставником возникает переписка, телефонные контакты, таким образом, у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы
как поступать в тех или иных ситуациях. Особенностями гостевого режима является:
Как правило, более простое оформление.
Возможность взять ребенка/детей, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обреченных жить в детском доме: изъятых из многодетных семей или осужденных родителей.
Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, который позволяет понять, верно ли принятое решение.
При переходе на постоянные формы устройства ребенку будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у него уже есть.
Директор детского дома не обязан разрешить вам брать ребенка.
Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они еще не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».
Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово. Но на время пребывания ребенка/детей в гостевой семье выдаются продукты согласно положенных норм.