Тема: Знакомство детей с музыкальным движением
и развитие творческой активности детей на
занятиях.
Цель: познакомить детей с музыкальным движением
и развитие у детей творческой активности на
занятиях.
Задачи: а) задачи музыкального движения;
б) знакомство детей с музыкальным движением;
в) совершенствование движений и развитие
творческой активности.
План
1. Развитие музыкальности у детей.
2. Воспитание у детей творческой активности и
воображения.
3.Умение руководителя овладеть вниманием детей.
4.Приобретение детьми первых необходимых музыкально
двигательных навыков.
5.Развитие у детей музыкально-двигательной памяти.
6.Необходимо у детей сразу пробуждать любовь и стремле-
ние к самостоятельному творческому движению.
Вывод: Движения детей на занятии хореографии
неразрывно связаны с музыкой.
1. Задачи музыкального движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать , оценивать музыку, развивать
у них любовь к музыке и потребность в ней. И готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпа-
ющих в ней вдохновение, радость ,поддержку, пробуждать в
них художников.
Занятия музыкальным движением должны развивать музы-
кальность детей.
Музыкальность характеризуется способностью переживать
содержание музыкального процесса в его целостности- чувствовать музыкальный образ.
Дети обычно приходят на первое занятие музыкальным движениям полные интереса и ожидания. Многие из них уже
не раз встречались с музыкой- все они, конечно прыгали, ска-
кали, бегали, как это свойственно детям. Но далеко не все из
них учились соединять музыку с движением , что могло бы им дать и новое ощущение музыки и новое качество движения.
2.Способность создавать музыкально-двигательный образ
развивается путем соответствующей целенаправленной организации как восприятие музыки, так и самих движений
детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь
лишь в изменениях мышечного тонуса.
Надо создавать необходимые условия для естественного
выявления этих реакций в движениях всего тела.
Все это воспитывает у детей творческую активность и
воображение.
На занятиях музыкальным движением образное содержание
и характер упражнений всецело вытекает из содержания и
формы музыки.
« У детей развивается умение слушать музыку ,как логичное и последовательное действие»- слова К.С.Станиславского
( см.Г.Кристи « Работа Станиславского в оперном театре»
М.: Искусство,1932.С.262)
В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоцио-
нальное содержание музыки.
Творческая активность проявляется по-разному и тогда ,
когда дети слушая музыку , самостоятельно выражают свое
эмоциональное восприятие движениями которым соответст-
вует музыка. И в тех случаях , когда дети исполняют упражне-
ние с заданными движениями ,но придают им выразитель-
ность , отвечающую собственному восприятию музыки.
В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой,
содержащей разнохарактерные образы- от веселых , беззабот-
ных, нежных и до энергичных , волевых. ( Преобладание
в репертуаре танцевальной , так называемой моторной , музыки с маловыразительной мелодией и неглубоким содер-
жанием может воспитать у детей умение легко отвечать
движением на ее метроритмический характер, но не даст им
ценных художественных переживаний). Сопоставление конкретных музыкальных образов ( энергичных , активных , волевых и спокойных , лиричных , созерцательных ) помогает
детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их ,
обогащает и организует эмоциональный мир детей.
Успех работы решается не количеством пройденных упраж-
нений , игр , танцев , а умением детей переживать их содержание.
Следует всегда обращать внимание на выражение лиц дви-
жущихся детей , так как на них яснее всего видно что дают
детям музыка и движение.
3. Руководитель должен сразу овладеть вниманием детей
как непроизвольным ( вызванным интересом к занятиям),
так как и произвольным ( целенаправленным)
На первом же уроке руководитель обязан добиться внима-
ния к каждому своему слову и серьезного отношения к
основным правилам работы и поведения: не шуметь ,не разго-
варивать во время звучания музыки , не отвлекаться , дви-
гаться бесшумно- « не мешать музыке» ( приходить на заня-
тия следует в легкой , свободной и опрятной одежде , в тапоч-
ках на мягкой подошве).
Если на первом уроке допустить несобранность внимания ,
нарушение правил поведения , то серьезное отношение , с ко-
торым пришли дети , пропадет и восстановить его будет труд-
но. Игры , упражнения превращаются в беспорядочную беготню , дети будут возбуждаться и занятия потеряют всякий смысл.
4. С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально-двигательные навыки.
Дети привыкают внимательно слушать музыку во время дви-
жения — вовремя или начать или оканчивать движение с на-
чалом или концом музыки , сменять одно движение другим.
Все эти « команды» дает музыка ; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.
Внимание к музыке еще более обостряется тем , что предва-
рительного прослушивания и обсуждения музыки нового упражнения ( игры, танца) не проводится.
Разъясняя детям содержание упражнения и его структуру
педагог предупреждает детей , чтобы они приготовились к
движению с началом музыки , а затем предоставляет им вы-
полнить задание так , как они его поняли , каким подскажет
музыка.
5.Одновременно педагог для развития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает:
«что мы делали в прошлый раз под эту музыку?», или предо-
ставляет им самим начинать упражнение , услышав знакомую
музыку. Так у детей воспитывается непрерывное и заинтере-
сованное внимание к музыке , с которой связаны их действия.
6. С первых уроков ( занятий) детям надо предоставлять воз-
можность самостоятельно отвечать на музыку движением.
Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоя-
тельному творческому движению, то позднее сделать это
весьма трудно.
Обычно музыка у детей вызывает яркую двигательную
реакцию. Руководитель должен всегда следить, чтобы дети
не придумывали движений , не связанных с музыкой.
Вывод: На занятии дети познакомились с музыкальным дви-
жением. Они поняли , что музыка и движение
между собой неразрывно связаны.
Тем самым на уроке было показано развитие
творческой активности на занятиях.