СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство первоклассников с библиотекой

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Знакомство первоклассников с библиотекой" поможет познакомить учащихся с основными понятиями – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал», а также ознакомит детей с правилами поведения в библиотеке.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство первоклассников с библиотекой»

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская общеобразовательная школа»

Знакомство первоклассников с библиотекой


Подготовила: Мусиенко О.В., библиотекарь



Тема:

  • Экскурсия в библиотеку. Правила пользования библиотекой. 

Цель:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал»;

  • ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке; 

  •  создать для первоклассников атмосферу праздничного настроения;

Задачи:

  • привлечь детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

  • пробудить желание самостоятельно читать книги;

  • развивать внимание и память первоклассников.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг «Вам, юные читатели».

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Оксана Владимировна, я работаю в этом удивительном месте библиотекарем. Все вы знаете, что человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых, и верных друзей. И друзья эти - книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь. Сегодня мы с вами проводим наш библиотечный урок, посвященный знакомству с библиотекой, а также нашим любимым книгам – и это конечно же СКАЗКИ.

Ребята, а знаете ли вы, что есть на свете такой дом, в котором живут ваши добрые и верные друзья – книги. Дом этот не простой, а волшебный. Он хранит множество удивительных тайн и интересных историй...


Снаружи смотришь – 
Дом как дом, 
Но нет жильцов обычных в нём. 
Здесь книги интересные 
Стоят рядами тесными. 
На длинных полках вдоль стены 
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон, 
И добрый дед Мазай … 
Как называют этот дом? 
Попробуй, угадай. 


Правильно - «Библиотека». «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище.

Что же такое библиотека? Это книгохранилище. Видите, как много в нашей библиотеке книг? Но книги в библиотеке не только хранят, их еще выдают на дом читать. Мы сейчас с вами находимся в части комнаты, которая называется абонемент, именно здесь ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас мы завели читательский формуляр (показать формуляр), в который будут записываться все книги, взятые вами в библиотеке (показать стеллажи с книгами для уч-ся начальных классов). А сейчас пройдем в другую часть комнаты, которая называется читальный зал. 
В этой комнате книги на дом не выдаются, а читаются здесь. В основном сюда приходят ребята на переменах, чтобы полистать журналы, газеты". У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда находятся в читальном зале. 


В читальном зале тишина 
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, - 
В вестибюли, в коридоры! 
Не мешайте нам читать: - 
Фантазировать, мечтать. 
В тишине библиотечной 
Каждый слышит голоса, 
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса! 
И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна. 


Так что же такое читальный зал? (ответы учащихся) 

Книгохранилище…

Ребята! А давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? 
Дети: Да! 
Ведущий: Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете. Я буду читать вам стихи, а вы будете угадывать сказку и героя, о котором говорится в стихах.

Золушка Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял.

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?


Красная Шапочка Мама меня очень-очень любила,

Новую шапочку мне подарила.

Бабушке милой гостинцы несу,

Волка я встречу в темном лесу.


Доктор Айболит Он лечит не маленьких детей,

Он лечит птичек и зверей.

И идут к нему лечиться

И корова и волчица.


Буратино Он – необычный, странный,

Он – мальчик деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Она, девочка-кукла, с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)


БелоснежкаОна была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.


Петушок – золотой гребешок
Унесла его лиса

За далёкие леса…

Но придёт на помощь Кот,

Своего дружка спасёт!

Открывай, Лиса, мешок!

Ты свободен, Петушок!

Петя, Петя, Петушок, Золотой / Гребешок /


Лисичка-сестричка

Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? ...


7 козлят

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. 
Кем же были эти 
Маленькие дети? 

Федора

Убежали от грязнули 
Чашки, ложки и кастрюли. 
Ищет их она, зовет 
И в дороге слезы льет. 
Кто это?

Библиотекарь. Молодцы, ребята! Настоящие знатоки! А теперь я попрошу узнать имя героя, говорящего такие слова и назвать книжку, в которой он жил.

  1. Ваша мама пришла,
    Молочка принесла.
    (Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».)

  2. Не садись на пенек,
    Не ешь пирожок,
    Неси бабушке,
    Неси дедушке.
    (Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».)

Библиотекарь. Да, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы угадаете ли вы этих героев?

Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор... (Айболит)

Библиотекарь. Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш урок продолжается, и я объявляю конкурс. Ребята, вам сейчас надо как можно быстрее сложить пазл-картинку и угадать Сказку, изображенную на картинке.

Итак, мы играем дальше. Я сейчас задам вам несколько сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них ответить. Попробуем? Итак.

  1. Сказочная хитрюга - ворюга. Кто это? (Лиса.)

  2. За кого держалась Жучка в сказке «Репка»? (За внучку.)

  3. Чем ловил дед золотую рыбку? (Неводом.)

  4. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)

  5. Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)

  6. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)

  7. Сказочная замарашка. (Золушка.)

Конкурс «Продолжи сказку»

  1. Позвала бабка внучку.
    Внучка за бабку,
    Бабка…

  2. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
    – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
    – Я мышка – норушка! А ты кто?
    – А я …

«Угадай, из какой сказки предмет»

  • Мед

  • Ключ

  • Красная шапочка

  • Яйцо


«Угадай мелодию, из какой сказки или мультика музыка»


Ведущий: Молодцы! Сразу видно, что вы хорошо знаете сказки, а это значит, что вы много читаете. А знаете ли вы, что в нашей школьной библиотеке более 10 тысяч книг! Как же в таком количестве можно найти нужную книгу? Оказывается, сделать это совсем не трудно, т.к. каждая книга в библиотеке занимает своё определённое место, можно сказать, имеет свою «квартиру». Когда книга «уходит в гости» к читателю, то её место на полке остаётся свободным, и, вернувшись в библиотеку, она снова его занимает. В нашей библиотеке много самых разных книг:


Короткие и длинные,
Новые и старинные,
Обычные и странные,

И даже иностранные, 
Серьёзные, учебные,
Весёлые, волшебные,

Про море и про лес,
С картинками и без. 

Это и художественная литература, и энциклопедии, словари, справочники, и учебники, и литература для учителей.

Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! 


Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя: 

• Нельзя книги перегибать 
• Нельзя загибать книжные страницы 
• Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? 
• Нельзя писать и рисовать в книгах 
• Нельзя читать книги во время еды 

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему? 


Показать презентацию о правилах пользования библиотекой. 

После презентации еще раз повторить правила. 

Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим 
читателям. 
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие 
читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней. 
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно, 
чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят. 
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной 

библиотеке не останется ни одной книги. 
Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы 
их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика. 

Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой. Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину. 

- Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент). 


- Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы). 

- Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище). 

- Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр). 

- Как переводится на русский язык слово «библиотека»? (книгохранилище). 

- Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку). 


А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Правильно подбери ответ». Я буду задавать вопросы, а вы выбираете правильный ответ из трех предлагаемых вам ответов. 

1. Абонемент – это… 

• игровая комната 
• место для занятия спортом 
• место, где выдают книги на дом 

2. После того, как книга выбрана читателем, ее записывают… 
• в дневник 
• в учебник 
• в читательский формуляр 

3. После того, как книга прочитана …
• ее оставляют дома 
• дарят другу 
• возвращают в библиотеку 

Молодцы, ребята! Вот и состоялось ваше первое знакомство с библиотекой.


Наш урок подошёл к концу, но я думаю, прощаться мы не будем, потому что ваши встречи с умными, мудрыми книгами только начинаются. Я жду вас в школьной библиотеке на абонементе с 8.00 до 16.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Суббота и воскресенье – выходные дни. До новых встреч, мои юные читатели!





6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!