«Знакомство с бытом, культурой, искусством и традициями русского и украинского народа»
Цель: Знать и называть национальности народов проживающих в Республике Казахстан. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.
Задачи: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике. Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, где живут в мире и согласии представители разных национальностей. Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой, связную речь, обогатить словарный запас новыми словами. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Материал: национальная одежда, посуда, музыкальные инструменты, атрибуты к подвижной игре, куклы одетые в национальную одежду.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов - сказки казахские, русские, украинские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.
Ход занятия:
Круг радости:
Сколько добрых лиц вокруг,
Приглашаю всех я в круг.
Давайте за руки возьмем!
Слова любви произнесем!
Дети:
Любим, любим всех вокруг,
Как хорошо, что рядом друг!
Воспитатель рассаживает детей на стульчики.
Когда здороваемся, мы говорим: «Здравствуйте» - на русском языке, «Добрый день» - это тоже здравствуйте, но только на украинском языке, Ребята, мы с вами живем в замечательном многонациональном государстве Республике Казахстан, здесь живет много разных людей. Они могут говорить на разных языках, петь и танцевать по-разному. Но все они дружат, как дружим мы с вами.
- Как вы думаете, будет хорошо, если народы будут ссориться?
Что же такое дружба?
Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе)
Воспитатель:- Правильно. Дружба - это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.
А давайте покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные.
Во все времена разные народы всегда объединял хоровод.
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом
Сели, встали, себя показали
Попрыгали, потопали,
В ладоши похлопали
Обращает внимание детей на нарядных кукол. Вы обратили внимание на то, во что они одеты?
Какие у них необычные костюмы. Это национальные, народные костюмы. По нему можно определить к какому народу принадлежит человек. Посмотрите на наряд Оксаны. Давайте попробуем его описать. (на голове веночек с разноцветными ленточками, красивая рубашечка – вышиванка, юбочка с фартуком и сапожки). Это украинский костюм.
Наряд куклы Тани немножко другой (На ней тоже красивая рубашечка, яркий сарафан и красивая красная ленты повязана по верх головы). Это костюм русский.
- Но в них есть и много общего (каждый костюм украшает головной убор, одежда украшена узором из цветов, растительности….)
Воспитатель: Есть много праздников на свете
Они приходят в свой черёд.
Ну, а кто ответит, дети
Праздник, какой нас скоро ждет?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Один праздник и все народы его празднуют в одно время.
Воспитатель: Правильно. И сегодня мы будем говорить об этом празднике. Посмотрите, как нас много в группе, какие мы все разные и, несмотря на это, мы очень дружные ребята. Сейчас об этом Владик Г. прочитает стихотворение.
Владик: Как повезло тебе и мне,
мы родились в такой стране,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Мой Казахстан! Республика моя!
Воспитатель: Ребята, а люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети: (отвечают на вопрос)
Воспитатель: А в нашей группе дети, каких национальностей?
Воспитатель спрашивает детей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, у каждого народа есть своё национальное богатство - это традиции, народные сказки и пословицы, национальная одежда и национальные блюда, национальные игры. И сегодня я предлагаю вам, отправится в гости к Олесе и Тане, чтобы посмотреть и узнать больше о традициях и быте в этих семьях.
Воспитатель: Ну что, пойдём в гости? А когда мы придем в гости, к Олесе на каком языке мы поздороваемся? А у Тани на каком языке мы будем здороваться?
Молодцы, правильно, ну тогда вперед.
Дорога будет длинная и нелегкая.
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)
В гости мы идем
И взбираемся на холм.
(Ходьба на месте с имитацией подъема в гору).
На холме мы видим дом,
(Складываем домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом.
(Делаем волнообразные движения руками).
Дом стоит на высоте,
(Поднять руки вверх).
А вокруг цветы в траве.
(Сложить вместе кулачки перед грудью и развести ладони с раскрытыми пальцами, не отрывая запястий. Повторить то же движение, отведя руки влево, затем вправо).
К дому быстро подбегаем,
(Пальцы «побежали по столу»).
Кто же в нем живет, узнаем.
(Приподнять плечи, развести руки в стороны.).
В дверь стучимся:
Тук-тук-тук.
(Постукивание кулаком по столу)
Кто-то к нам идет на стук?
(Прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся).
Воспитатель: Предлагает детям поздороваться с хозяевами дома на украинском языке.
Таисия: Известно народ наш для дружбы открыт,
Единство и дружбу он в сердце хранит.
Украинская земля,
Лучами согласия озарена!
Воспитатель: Ребята, а как называется дом у украинцев?
Дети: Хата.
Воспитатель: Посмотрите как красиво в «хате». Что мы видим здесь?
Дети: Называют.
Воспитатель: Посмотрите на Оксану, как красиво она одета. Как называется эта одежда?
(ответы детей) Воспитатель: Как называются юбка? Как называется рубашка, в которую одета Оксана? А поверх рубашки, что надела Оксана? – Скажите, как называется головной убор ,одетый наголову ? Воспитатель: Посмотрите, что приготовила мама Оксаны? Как называется национальное блюдо у украинцев?
Дети: Щи (борщ, вареники, пирожки)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, украинцы очень любят играть в веселые игры, и я вам предлагаю поиграть в украинскую национальную игру "Ручеек"
После игры воспитатель благодарит Оксану за гостеприимство и предлагает пойти в гости к Тане вместе с Оксаной. Воспитатель: Давайте поздороваемся.
Таня: Я встречать гостей готова,
Посмотрите на обновы,
Сарафан-то расписной,
Да красивый он какой.
Воспитатель: Во что одета Таня? Дети: Русский национальный костюм.
Воспитатель: Из чего состоит русский национальный костюм у Тани?
Сарафан, а на голове кокошник, а поверх кокошника платок.
Воспитатель: А как называется дом у русского народа?
Дети: Изба.
Воспитатель: Правильно. А что мы видим на столе?
Дети: Блины,самовар.
В-ль: А, что мы еще видим у Тани в избе?
Дети: Музыкальные инструменты.
Воспитатель: А как называются русские музыкальные инструменты? (Дети называют)
Воспитатель: Неужели на ложках можно играть? Мы хотим попробовать с ребятами.
Мама Тани предлагает сыграть на ложках.
Воспитатель и дети прощаются и благодарят маму Тани за гостеприимство.
Воспитатель: Молодцы, ребята Исполняется танец с использованием характерных национальных движений. Воспитатель:
Воспитатель: Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы сегодня побывали с вами в гостях у наших ребят. Вам понравилось?
Дети: Да!
1. Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети,
На нашей планете,
2 .Вся наша Земля-
Как большой детский сад,
Где каждый друг другу
Сестра или брат.
3. Пусть общими будут -
Навеки, навеки! -
И небо, и море,
И горы, и реки,
И снег и тюльпаны
И солнце и пламя.
Пусть будут все дети
Навеки друзьями!
В заключении дети исполняют песню «Солнечный круг»