1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | - Один, два, один, два – все внимание на меня Приглашаю вас играть, числа быстро называть. Игра «Назови на один меньше?» «Назови на один больше?» Воспитатель показывает числовую карточку, | Дети называют число на один меньше. Объясняют почему, например: шесть меньше семи на один | 1,5 мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Игра «Кого больше?». — Я рада видеть девочек и мальчиков. Интересно, а кого у нас больше: девочек или мальчиков? Как узнать? (посчитать, построиться парами). Постройтесь парами: мальчик с девочкой. — Кого больше? — Как вы узнали? (посчитали тех, кто остался без пары: Милане не хватило пары). — На сколько больше девочек, чем мальчиков? — На сколько меньше мальчиков, чем девочек? Мальчики, проводите девочек на свои места. | Дети встают парами. | 1,5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Воспитатель (выставляет на фланелеграфе несколько фигурок). - Пожалуйста, посмотрите внимательно и запомните, сколько здесь фигурок Закройте глаза. (Убирает две фигурки) Что я сделала? Что изменилось? Смысл задания не в том, чтобы дети сосчитали, сколько осталось фигур, а в том, чтобы они определили, какое действие выполнил педагог. - Как вы догадались, что я убрала фигурки, а не добавила и не переместила их? Упражнение можно повторить 2-3 раза, не забывая при этом фиксировать первоначальное количество. Фигурки либо добавляются, либо убираются. Действие обязательно озвучивается: “Добавили фигурки - стало больше “Убрали - и стало меньше”. Дети подбирают к начальному и конечному количеству соответствующее число: 5,3,5,6 и т.д. - Пожалуйста, закройте глаза. Что изменилось на фланелеграфе? Правильно, ничего. Было 5 фигурок, и осталось 5 - Значит, ничего не убрали и не добавили. Изменений нет. - Еще раз закройте глаза (С фланелеграфа снимаются все фигурки.) Что изменилось на фланелеграфе? Правильно, убраны все фигурки. Есть изменения. Как обозначить на фланелеграфе, что не осталось ни одной фигурки? Правильно, если не осталось ни одной фигурки, мы используем цифру 0. Цифра 0 обозначает число 0. Как вы думаете, можно ли воспользоваться числом 0 при счете предметов, например кубиков, которых нет? Правильно, нельзя. Счет начинают с числа 1, когда требуется что-то сосчитать. Число 0 обозначает, что нам нечего считать, так как нет ни одного предмета. | Ответы детей: - Стало меньше: было 5, осталось 3, значит, убрали. (Ответы) | 15 мин |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | - Подумаем, где можно: поставить число 0 в числовом ряду. Раз это число - у него должно быть место среди других чисел. На фланелеграфе расставляется ряд чисел. Сколько палочек надо взять для числа 0? Правильно, нисколько. Тогда какое место мы определим для числа 0? Конечно, перед числом 1, потому что число 0 означает количество меньшее, чем 1. Мы не взяли ни одной палочки; ни одной - это меньше, чем 1. Вот так и запишем: 0 1 2 3 4... Если кто-то из детей скажет, что число 0 используют в записи чисел 10, 100 и т/), педагог отмечает: “Верно: значит, у этого числа есть еще одна важная роль в математике, но об этом мы будем говорить на других занятиях”. | То же самое выполняют дети, раскладывая на столе карточки. Под каждой карточкой выкладывается соответствующее количество палочек: | 5-7 мин |
5. | Динамическая пауза | Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения. | 1 мин |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Итак, мы познакомились с новым интересным числом. Как называется это число? Можем ли мы его использовать при счете? Можем ли обойтись без него? | Ответы детей, высказывают своё мнение о занятии. | 2 мин |
7. | Рефлексия | А за то, что вы выполнили все задания правильно, я вам приготовили сладости. - Те ребята, кому на занятии было интересно, и кто легко справился с заданиями, возьмите красную конфету. - А может, кому-то было не интересно, скучно или трудно выполнять задания – возьмите синюю конфету. Я очень рада, что вам понравилось. На этом наше занятие закончилось. | Дети прощаются | 0,5 мин |