10
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «ПРИТЯЖЕНИЕ»
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства, предметная область: художественное творчество
Знакомство с графической техникой
“Силуэт”
Автор-составитель:
Архипова Мария Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Иваново, 2024
Оглавление
1. Знакомство с графической техникой “Силуэт”...............................................3
2. Цель методической разработки.........................................................................5
3.Основные части работы......................................................................................6
4.Особенности силуэтной техники...............................................................7
5.Новые термины...................................................................................................7
6. Литература.........................................................................................................8
7.Приложение.........................................................................................................9
Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)
Кроссворд № 2 (закрепление в памяти учащихся названий новой одежды, которую носили во времена Пушкина)
Знакомство с графической техникой “Силуэт”
На занятиях по изобразительной деятельности обучающиеся овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.
Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.
В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является просмотр готовых работ.
Принимая во внимание, что работа по композиции занимает длительный период времени, на занятиях создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).
Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т. д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).
Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:
Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, в дополнительном образовании.
Силуэт – силуэт (фр. silhouette) — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов. Термин используется в двух основных значениях: «Форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно на более тёмном или светлом фоне», а также «разновидность графической техники».
Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.
В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.
Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе.
Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.
Сообщение педагога: в XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф. Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).
Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г. И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В. Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).
Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.
Цель методической разработки
Образовательная.
Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).
Развивающая.
Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф. Толстой, Е. Круглякова, Г. Нарбут, Н. Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.
Воспитательная.
Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А. С. Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусства.
Основные части работы
Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:
1. Вводное занятие, включающее в себя беседу педагогас учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме.
2. Работа над эскизами.
Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.
Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.
Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.
Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией (подготовка рабочего листа для работы кистью и тушью). Размер работ 1/8, 1/4 ватмана.
3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)
заливка тушью больших силуэтных пятен (беличья кисть № 5,6,7), тушь черная;
детальная проработка “мелочевки” (беличья кисть № 1,2), тушь черная;
обобщение работы, устранение грязных пятен (белила гуашевые, кисть);
- изготовление паспорта для силуэта (оформление работы)
4. Обсуждение работ учащихся.
Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему:
ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А. С. Пушкина и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации (“Сказка о царе Салтане”, “Песнь о вещем Олеге”, биография Пушкина...)
Просмотр фильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.
Особенности силуэтной техники
важная роль контуров предметов, изображаемых на рисунке (т.е. надо тщательно продумать все детали костюмов героев, пейзажа, архитектуры);
внутреннее пространство предметов закрашивается;
изображение может строиться по одной линии, например силуэт Н. Ильина “Зимний вечер”, или многопланово, как в работе Е. Кругликовой “Репин на выставке”.
работу можно выполнять в виде аппликации (бумага); тушью и кистью, шариковой ручкой.
Новые термины
Альмавина – мужской плащ – накидка
Блонды – кружева на платьях светских дам
Цилиндр – мужской головной убор
Сарафан – женская крестьянская одежда
Кокошник – женский крестьянский головной убор
Литература
1.А.С.Пушкин.Сказки/Рис. : Ленинград. Дет.лит.,1984,-77с..Илл.
2 http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post135643689/.
3. http://journal-shkolniku.ru/pushkin-o-nyane.html
Приложение
Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)
| | | | | | | 7. Г | | | | | |
| 5. И | | | | | 1.Ф | Р | А | Н | Ц | И | Я |
2. И | Л | Л | Ю | С | Т | Р | А | Ц | И | Я | | |
| Ь | | | | | | Ф | | | | | |
| И | | 6 К | | | 3. С | И | Л | У | Э | 8. Т | |
| Н | | Р | | | | К | | | | У | |
| | 4. Б | У | М | А | Г | А | | | | Ш | |
| | | Г | | | | | | | | Ь | |
| | | Л | | | | | | | | | |
| | | И | | | | | | | | | |
| | | К | | | | | | | | | |
| | | О | | | | | | | | | |
| | | В | | | | | | | | | |
| | | А | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Название страны, в которой в начале XIX века стало модным вырезать фигурки людей из бумаги.
В какой области изобразительного искусства использовалась и используется новая техника.
Фамилия генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ, который изобрел новое хобби.
Название материала, из которого стало модным резать профили.
По вертикали:
Фамилия художника, автора картины “Зимний вечер”.
Фамилия художницы, автора многих работ в технике “силуэт”.
Вид искусства, к которому можно отнести “силуэт”.
Название материала, который используется в работе над силуэтной композицией.
Кроссворд № 2 (закрепление в памяти учащихся названий новой одежды, которую носили во времена Пушкина)
| | | | | | 4. Ц | | | | | | | | | | |
1. А | Л | Ь | М | А | В | И | В | А | | | | | | | | |
| | | | | | Л | | | | | | | | | | |
| | | | | | И | | | | 5. Б | | | | | | |
| | | | | | Н | | | | Л | | | | | | |
| | | | | | Д | | | 2. К | О | К | О | Ш | Н | И | К |
| | | | 3. С | А | Р | А | Ф | А | Н | | | | | | |
| | | | | | | | | | Д | | | | | | |
| | | | | | | | | | Ы | | | | | | |
По горизонтали:
Название плаща без рукавов, в котором А.С. Пушкин часто прогуливался по набережной Невы.
Название женского головного убора в виде короны (одевали крестьянки).
Женская крестьянская одежда (платье без рукавов).
По вертикали:
Название мужского головного убора, в котором часто хаживал А.С. Пушкин.
Название кружев, которые использовали светские дамы времен Н.Н. Гончаровой для украшения платьев и головных уборов.