СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Знакомство с графической техникой “Силуэт”

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях по композиции ребята овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Знакомство с графической техникой “Силуэт”»

10


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «ПРИТЯЖЕНИЕ»











Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства, предметная область: художественное творчество







Знакомство с графической техникой

“Силуэт”






Автор-составитель:

Архипова Мария Юрьевна,

педагог дополнительного образования





















Иваново, 2024

Оглавление

1. Знакомство с графической техникой “Силуэт”...............................................3

2. Цель методической разработки.........................................................................5

3.Основные части работы......................................................................................6

4.Особенности силуэтной техники...............................................................7

5.Новые термины...................................................................................................7

6. Литература.........................................................................................................8

7.Приложение.........................................................................................................9

Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)

Кроссворд № 2 (закрепление в памяти учащихся названий новой одежды, которую носили во времена Пушкина)











































Знакомство с графической техникой “Силуэт”

На занятиях по изобразительной деятельности обучающиеся овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.

Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.

В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является просмотр готовых работ.

Принимая во внимание, что работа по композиции занимает длительный период времени, на занятиях создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).

Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т. д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).

Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:

  • посещение выставок;

  • посещение театра;

  • поездки на пленэр;

  • просмотр кино и видеофильмов по изучаемой теме.

Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, в дополнительном образовании.

Силуэт – силуэт (фр. silhouette) — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов. Термин используется в двух основных значениях: «Форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно на более тёмном или светлом фоне», а также «разновидность графической техники».

Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.

Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе.

Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.

Сообщение педагога: в XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф. Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).

Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г. И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В. Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).

Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.

Цель методической разработки

  1. Образовательная.

Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).

  1. Развивающая.

Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф. Толстой, Е. Круглякова, Г. Нарбут, Н. Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

  1. Воспитательная.

Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А. С. Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусства.

Основные части работы

Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:

1. Вводное занятие, включающее в себя беседу педагогас учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме.

2. Работа над эскизами.

  • Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.

  • Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.

  • Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.

  • Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией (подготовка рабочего листа для работы кистью и тушью). Размер работ 1/8, 1/4 ватмана.

3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)

  • заливка тушью больших силуэтных пятен (беличья кисть № 5,6,7), тушь черная;

  • детальная проработка “мелочевки” (беличья кисть № 1,2), тушь черная;

  • обобщение работы, устранение грязных пятен (белила гуашевые, кисть);

- изготовление паспорта для силуэта (оформление работы)

4. Обсуждение работ учащихся.

Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему:

  • ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А. С. Пушкина и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации (“Сказка о царе Салтане”, “Песнь о вещем Олеге”, биография Пушкина...)

  • Просмотр фильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.



Особенности силуэтной техники

  • важная роль контуров предметов, изображаемых на рисунке (т.е. надо тщательно продумать все детали костюмов героев, пейзажа, архитектуры);

  • внутреннее пространство предметов закрашивается;

  • изображение может строиться по одной линии, например силуэт Н. Ильина “Зимний вечер”, или многопланово, как в работе Е. Кругликовой “Репин на выставке”.

  • работу можно выполнять в виде аппликации (бумага); тушью и кистью, шариковой ручкой.

Новые термины

Альмавина – мужской плащ – накидка

Блонды – кружева на платьях светских дам

Цилиндр – мужской головной убор

Сарафан – женская крестьянская одежда

Кокошник – женский крестьянский головной убор




















Литература

1.А.С.Пушкин.Сказки/Рис. : Ленинград. Дет.лит.,1984,-77с..Илл.

2 http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post135643689/.

3. http://journal-shkolniku.ru/pushkin-o-nyane.html





























Приложение

Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)

 

 

 

 

 

 

 

7. Г

 

 

 

 

 

 

5. И

 

 

 

 

1.Ф

Р

А

Н

Ц

И

Я

2. И

Л

Л

Ю

С

Т

Р

А

Ц

И

Я

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

И

 

К

 

 

3. С

И

Л

У

Э

8. Т

 

 

Н

 

Р

 

 

 

К

 

 

 

У

 

 

 

4. Б

У

М

А

Г

А

 

 

 

Ш

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

Ь

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. Название страны, в которой в начале XIX века стало модным вырезать фигурки людей из бумаги.

  2. В какой области изобразительного искусства использовалась и используется новая техника.

  3. Фамилия генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ, который изобрел новое хобби.

  4. Название материала, из которого стало модным резать профили.

По вертикали:

  1. Фамилия художника, автора картины “Зимний вечер”.

  2. Фамилия художницы, автора многих работ в технике “силуэт”.

  3. Вид искусства, к которому можно отнести “силуэт”.

  4. Название материала, который используется в работе над силуэтной композицией.

Кроссворд № 2 (закрепление в памяти учащихся названий новой одежды, которую носили во времена Пушкина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. А

Л

Ь

М

А

В

И

В

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

5. Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

2. К

О

К

О

Ш

Н

И

К

 

 

 

 

3. С

А

Р

А

Ф

А

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

 

 

 


По горизонтали:

  1. Название плаща без рукавов, в котором А.С. Пушкин часто прогуливался по набережной Невы.

  2. Название женского головного убора в виде короны (одевали крестьянки).

  3. Женская крестьянская одежда (платье без рукавов).

По вертикали:

  1. Название мужского головного убора, в котором часто хаживал А.С. Пушкин.

  2. Название кружев, которые использовали светские дамы времен Н.Н. Гончаровой для украшения платьев и головных уборов.