СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с одеждой народов Крайнего Севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с одеждой народов Крайнего Севера»

 «Знакомство с одеждой народов крайнего севера» Автор: Широкова Екатерина Юрьевна Ученица 3 «Б» класса МОУ НШДС №42 Руководитель: Сидоренкова Наталья Александровна

«Знакомство с одеждой народов крайнего севера»

Автор: Широкова Екатерина Юрьевна

Ученица 3 «Б» класса

МОУ НШДС №42

Руководитель: Сидоренкова Наталья Александровна

          Актуальность темы:   В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов крайнего севера.   Проблема:   Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы.

Актуальность темы: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов крайнего севера. Проблема: Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы.

      Цель:   Познакомить детей  с разновидностями одежды народа крайнего севера.

Цель: Познакомить детей с разновидностями одежды народа крайнего севера.

            Задачи:    - развивать у детей чувство уважения, понимание смысла поведения и культурных особенностей народов крайнего севера;  - учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;  - формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на поведение и поступки людей, развивать экологическую культуру детей;  - познакомить детей с историей, стилями и видами одежды народов крайнего севера.

Задачи: - развивать у детей чувство уважения, понимание смысла поведения и культурных особенностей народов крайнего севера; - учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта; - формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на поведение и поступки людей, развивать экологическую культуру детей; - познакомить детей с историей, стилями и видами одежды народов крайнего севера.

История края

История края

Земля, на которой мы живём, является исторической родиной обско-угорских народностей – ханты, манси, ненцев, селькупов. Историческое название края - Югра. Первое письменное сообщение о народе, обитающем
  • Земля, на которой мы живём, является исторической родиной обско-угорских народностей – ханты, манси, ненцев, селькупов.
  • Историческое название края - Югра. Первое письменное сообщение о народе, обитающем "на полунощных странах", было записано в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе югра - (остяки (ханты), вогулы (манси)
Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными.

  • Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда коренных народов крайнего севера.

Одежда коренных народов крайнего севера.

Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.
  • Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.
Для изготовления того или иного изделия нужно уметь не только подбирать материал, но и работать с цветом. Белый цвет у народов Севера обозначает добро, удачу, чистоту и благополучие. Черный ассоциируется с болезнями, смертью, подземным миром. Красный цвет – цвет огня и тепла.
  • Для изготовления того или иного изделия нужно уметь не только подбирать материал, но и работать с цветом.
  • Белый цвет у народов Севера обозначает добро, удачу, чистоту и благополучие. Черный ассоциируется с болезнями, смертью, подземным миром. Красный цвет – цвет огня и тепла.
Мужская и женская одежда народов крайнего севера. .

Мужская и женская одежда народов крайнего севера.

.

Мужская одежда  обязательно включала малицу и совик . Это самая совершенная для условий Севера одежда, закрывавшая человека с головой. Ее носили зимой и летом, на улице и в жилище. Женская одежда  была более сложной. Это распашная шуба –  паны. Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Украшали одежду орнаментом.

Мужская одежда обязательно включала малицу и совик . Это самая совершенная для условий Севера одежда, закрывавшая человека с головой. Ее носили зимой и летом, на улице и в жилище.

Женская одежда была более сложной. Это распашная шуба – паны. Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Украшали одежду орнаментом.

Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.
  • Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.
Верхняя часть шубы в женской одежде делается из шкур с верхней части оленьих ног – камусов черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из собачьего или песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Русские раньше называли этот тип женской одежды на хантыйский манер – яга или ягушка. Поверх паны надевают чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинным поясом из ткани Богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики (изображение, составленное из кусочков различного материала или из одного материала разных цветов). Летнюю одежду ненцы, селькупы и ханты шьют из сукна и х/б ткани, украшали аппликацией
  • Верхняя часть шубы в женской одежде делается из шкур с верхней части оленьих ног – камусов черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из собачьего или песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Русские раньше называли этот тип женской одежды на хантыйский манер – яга или ягушка. Поверх паны надевают чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинным поясом из ткани Богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики (изображение, составленное из кусочков различного материала или из одного материала разных цветов). Летнюю одежду ненцы, селькупы и ханты шьют из сукна и х/б ткани, украшали аппликацией
 Оформление одежды.     Во многообразных узорах, выполненных руками женщины Севера, вся тундра и ее жители видятся как на ладони. Основным видом оформления одежды и предметов домашнего обихода является орнамент. Орнамент – украшение – это узор из одинаковых повторяющихся элементов. Орнаменты различают в зависимости от составляющих их узоров. Орнамент из линий и геометрических фигур называют геометрическим (существовал у всех народов). Орнамент из растительных узоров называется растительным. В этих узорах человек стремился запечатлеть увиденную красоту окружающей природы. Рассмотрев внимательно различные орнаменты на одежде или утвари ненцев, селькупов, ханты и манси – у всех можно увидеть общие мотивы.

Оформление одежды.

  • Во многообразных узорах, выполненных руками женщины Севера, вся тундра и ее жители видятся как на ладони. Основным видом оформления одежды и предметов домашнего обихода является орнамент. Орнамент – украшение – это узор из одинаковых повторяющихся элементов. Орнаменты различают в зависимости от составляющих их узоров. Орнамент из линий и геометрических фигур называют геометрическим (существовал у всех народов). Орнамент из растительных узоров называется растительным. В этих узорах человек стремился запечатлеть увиденную красоту окружающей природы. Рассмотрев внимательно различные орнаменты на одежде или утвари ненцев, селькупов, ханты и манси – у всех можно увидеть общие мотивы.
Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно. Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.
  • Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно. Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.
В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь. В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.
  • В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь. В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.
Оформление одежды народов крайнего севера (применение орнамента).

Оформление одежды народов крайнего севера (применение орнамента).

Игры народов крайнего севера.

Игры народов крайнего севера.

Традиционное жилье  хантов и манси.

Традиционное жилье хантов и манси.

Бисероплетение,  мозаика из меха.

Бисероплетение, мозаика из меха.

«Могущество России будет прирастать Сибирью»,

«Могущество России

будет прирастать Сибирью»,

Кто не бывал в тайге Югры,  Я приглашаю вас сюда.  Сейчас она не снежная пустыня –  Полюбите наш край наверняка.  Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,  Коль встретит вас неласковая вьюга,  В любой зайдёте чум – вас ждут всегда  Гостеприимство и забота друга.  Суров мой Север лишь на первый взгляд:  Пусть ветры завывают за стеною,  Здесь каждый будет вас увидеть рад  И обогреть душевной теплотою!
  • Кто не бывал в тайге Югры, Я приглашаю вас сюда. Сейчас она не снежная пустыня – Полюбите наш край наверняка. Мы ждём, друзья! И вовсе не беда, Коль встретит вас неласковая вьюга, В любой зайдёте чум – вас ждут всегда Гостеприимство и забота друга. Суров мой Север лишь на первый взгляд: Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!
Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн, 1996.
  • Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн, 1996.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя