СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с орнаментом

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с основными видами орнамента и принципами его ритмического построения, с понятием "стилизация"

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с орнаментом»

Аскилашвили О.Т

Аскилашвили О.Т

Цель: сформировать понятие «орнамент». Задачи: познакомить с основными видами орнамента и принципами его ритмического построения;  дать понятия «ритм» и «стилизация»;  развивать глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, творческую активность;  воспитывать эстетический и художественный вкус.

Цель: сформировать понятие «орнамент».

Задачи:

  • познакомить с основными видами орнамента и принципами его ритмического построения;

  • дать понятия «ритм» и «стилизация»;

  • развивать глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, творческую активность;

  • воспитывать эстетический и художественный вкус.
Орнамент  – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.  Орнамент – часть нашей духовной жизни, выражающий потребность человека к красоте.  Орнамент  может очень многое рассказать о жизни, нравах, культуре народа, его создавшего.
  • Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

  • Орнамент – часть нашей духовной жизни, выражающий потребность человека к красоте.

  • Орнамент может очень многое рассказать о жизни, нравах, культуре народа, его создавшего.
Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать. Ornamentum – в переводе – «украшение».  Но далеко не всегда орнамент был просто украшением. Наши далекие предки отводили орнаменту куда более серьезную роль. Он был не просто рисунком, а символом, знаком, за которым стояло определенное восприятие окружающего мира.
  • Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать. Ornamentum – в переводе – «украшение».

  • Но далеко не всегда орнамент был просто украшением. Наши далекие предки отводили орнаменту куда более серьезную роль. Он был не просто рисунком, а символом, знаком, за которым стояло определенное восприятие окружающего мира.
Извилистая линия была символом воды. Круг представлял собой солярный (солнечный) знак. Он олицетворял силу, которая дарила жизнь всему сущему. Крест тоже олицетворял солнце или, позже, был оберегом, противодействующим темным силам зла.  Все эти знаки имели оберегающее, защитное значение при размещении их на предметах.
  • Извилистая линия была символом воды. Круг представлял собой солярный (солнечный) знак. Он олицетворял силу, которая дарила жизнь всему сущему. Крест тоже олицетворял солнце или, позже, был оберегом, противодействующим темным силам зла.

  • Все эти знаки имели оберегающее, защитное значение при размещении их на предметах.
Художник, если он настоящий подлинный художник,  должен чувствовать в природе орнамент. (М. Врубель)    Ритмами пронизана вся жизнь природы: волны, песчаные дюны и барханы, ритм сердца, суточный, годовой, лунный и солнечный ритмы – эти ритмы мы можем видеть, слышать – наблюдать.

Художник, если он настоящий подлинный художник,

должен чувствовать в природе орнамент. (М. Врубель)

  Ритмами пронизана вся жизнь природы: волны, песчаные дюны и барханы, ритм сердца, суточный, годовой, лунный и солнечный ритмы – эти ритмы мы можем видеть, слышать – наблюдать.

   Художники древности пытались чутко ловить ритмику природы и отражать ее в своих произведениях.   Внимательно вглядываясь в формы деревьев, цветов, побегов мы как бы видим застывший ритм ветвления, листорасположения, наблюдаем различные примеры симметрии.

  Художники древности пытались чутко ловить ритмику природы и отражать ее в своих произведениях.

Внимательно вглядываясь в формы деревьев, цветов, побегов мы как бы видим застывший ритм ветвления, листорасположения, наблюдаем различные примеры симметрии.

Греция Турция Египет Не случайно, наблюдая различные примеры орнаментов, созданных в различных странах и в разное время, нередко наталкиваемся на схожие геометрические построения.   Несмотря на это в различных странах мира в течении веков было накоплено огромное число разнообразных орнаментов, на которых лежит отпечаток породивших их культур.

Греция

Турция

Египет

  • Не случайно, наблюдая различные примеры орнаментов, созданных в различных странах и в разное время, нередко наталкиваемся на схожие геометрические построения.

  • Несмотря на это в различных странах мира в течении веков было накоплено огромное число разнообразных орнаментов, на которых лежит отпечаток породивших их культур.
Орнамент Мотив – первичный элемент орнамента Раппорт – минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива. Ритм – повторение или закономерное чередование мотивов.  Ритм придает динамику, ощущение движения в природе и жизни человека (день/ночь, бег/ходьба).

Орнамент

Мотив – первичный элемент орнамента

Раппорт – минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива.

  • Ритм – повторение или закономерное чередование мотивов.

  • Ритм придает динамику, ощущение движения в природе и жизни человека (день/ночь, бег/ходьба).
Простейшие принципы ритмического построения линейного орнамента Повтор Повтор с интервалами (группирование) Чередование по цвету Чередование по форме Чередование по размеру Изменение положения (разворот) Зеркальное отражение Наложение

Простейшие принципы ритмического построения линейного орнамента

Повтор

Повтор с интервалами (группирование)

Чередование по цвету

Чередование по форме

Чередование по размеру

Изменение положения (разворот)

Зеркальное отражение

Наложение

Виды орнаментов Растительный орнамент – чередование растительных мотивов. Геометрический орнамент  –  чередование геометрических форм.

Виды орнаментов

Растительный орнамент чередование растительных мотивов.

Геометрический орнамент чередование

геометрических форм.

Зооморфный орнамент – использование анималистических мотивов (животные, птицы, рыбы, насекомые, земноводные).  Каллиграфический – использование букв.

Зооморфный орнамент использование анималистических мотивов (животные, птицы, рыбы, насекомые, земноводные).

Каллиграфический использование букв.

Фантазийный – орнамент с сказочными, мифическими персонажами.  Символический – орнамент с атрибутами различных искусств.

Фантазийный – орнамент с сказочными, мифическими персонажами. 

Символический – орнамент

с атрибутами различных искусств.

 Антропоморфный – использование человеческих фигур. Пейзажный (Япония, Китай).

Антропоморфный использование человеческих фигур.

Пейзажный (Япония, Китай).

   Стилизация  – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема.  В результате стилизации объект может быть изменен, упрощен очень сильно, но узнаваем.
  •    Стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема.

  • В результате стилизации объект может быть изменен, упрощен очень сильно, но узнаваем.
Трансформация природной формы в декоративную

Трансформация природной формы в декоративную

 Стилизация в орнаменте

Стилизация в

орнаменте

Выводы: Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество, плавность… Его эмоциональная выразительность бесконечна.  Растения, цветы, плоды служат художникам великолепным материалом для вдохновения.  В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха в которую он возник.

Выводы:

  • Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество, плавность… Его эмоциональная выразительность бесконечна.
  • Растения, цветы, плоды служат художникам великолепным материалом для вдохновения.

  • В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха в которую он возник.
Используемые источники:  Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей /Н.Ф. Лоренц.- М.: Эксмо, 2009   Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник: пер.англ. / Грэхем Лесли Маккэлем.- М.: АСТ: Астрель, 2007   http://art.school548.ru/yroki/12/12.htm   http://www.fondcultura.ru/htmls/method/texts_history/ornare.htm   http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/kompozicia/ds5.htm   http://artice.ru/2009/02/18/iljustracii-ovoshhi-i-frukty.html   http:// www.rusclipart.ru /index.php?categoryID=64    http://allday.ru/index.php?newsid=59462

Используемые источники:

  • Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей /Н.Ф. Лоренц.- М.: Эксмо, 2009

  • Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник: пер.англ. / Грэхем Лесли Маккэлем.- М.: АСТ: Астрель, 2007

  • http://art.school548.ru/yroki/12/12.htm

  • http://www.fondcultura.ru/htmls/method/texts_history/ornare.htm

  • http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/kompozicia/ds5.htm
  • http://artice.ru/2009/02/18/iljustracii-ovoshhi-i-frukty.html

  • http:// www.rusclipart.ru /index.php?categoryID=64

  • http://allday.ru/index.php?newsid=59462