СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с понятием "сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был разработан с учетом ФГОС. При планировании урока были учтены возрастные, личностные и физиологические возможности учащихся. представлены различные виды деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с понятием "сложные слова"»

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе УМК "Школа России" "Сложные слова"


Урок был разработан с учетом ФГОС. При планировании урока были учтены возрастные, личностные и физиологические возможности учащихся. представлены различные виды деятельности (групповая, парная, фронтальная).



Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».


Цель: создать условия для усвоения понятия «сложные слова», научиться выделять в них корень.


Тип урока: открытие новых знаний


Планируемые результаты:


Предметные:


— знакомить со способом образования сложных слов;


— расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные.


Метапредметные:


личностные УУД:


— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;


— оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);


— определять общие для всех правила поведения;


— определять правила работы в группах;


— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные УУД:


— определять и формулировать цель деятельности на уроке;


— формулировать учебные задачи;


— учить планировать свою деятельность на уроке;


— высказывать свое предположение на основе учебного материала;


— отличать верно, выполненное задание от неверного;


— осуществлять самоконтроль;


— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.


Познавательные УУД:


— развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;


— строить речевое высказывание в устной форме;


— выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;


— устанавливать причинно-следственные связи;


— делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;


— моделировать информацию;


— уметь определять уровень усвоения учебного материала.


Коммуникативные УУД:


— слушать и понимать речь других;


— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.


Технологии:


-исследовательская,


-здоровьесберегающие,


-обучение в сотрудничестве,


-развивающая,


-информационно-коммуникативные


Программное обеcпечение: Microsoft Power Point.


Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.


Оборудование:


— презентация;


— раздаточный материал;


Ход урока.


1. Орг. момент


- Доброе утро ребята! Посмотрите в окно, на улице светит солнышко, значит и настроение у нас хорошее. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им наше хорошее настроение своими улыбками. Молодцы! А сейчас повернитесь ко мне и подарите мне свои улыбки, а я вам подарю свою. Присаживайтесь! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Покажите друг другу ладошку, коснитесь кончиками мизинцев и скажите: «желаю»; соедините безымянные пальчики и скажите: «тебе»; соедините средние пальчики и скажите: «успеха». Теперь указательные пальчики, говорим: «всегда»; и большие пальцы: «во всем!».


2. Актуализация знаний.


Хоть сегодня и светит солнышко, но ночью было холодно. Посмотрите, на доске написаны слова, определите лишнее слово. (изморозь, морозилка, морозный, заморозил. холод). Почему оно? (разные корни)


Слайд №1


Как можно одним словом назвать оставшиеся слова? (однокоренные)


Что вы знаете об однокоренных словах? ( это слова с одинаковым корнем и похожим лексическим значением)


Что называют корнем слова? (корень слова – это главная, значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов)


Как найти корень в слове? (чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково). Молодцы!



Сообщение темы урока


- Отгадайте загадки.

Во дворе на нём катался,

На одной ноге держался.

Мчался я, закрыв глаза.

Только…где же тормоза?

…Я б ещё кататься рад,

Но…сломался… самокат)!


С высоты красив полёт,

Вниз летит он и ревёт,

Водной пыли турист рад…

Кто красавец?...(Водопад).


Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный,

Только смотрит строго

На носу два рога,

На ногах копыта-

От врагов защита.

Лишь слона не свалит с ног

Африканский…(носорог).


Слайд №2


- Найдите корень в словах- отгадках.

- С какой трудностью вы столкнулись?

- Как образованы эти слова?

- Оказывается, некоторые слова состоят из двух корней.

- В этих словах два корня и соединительная гласная о.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сложными словами, в которых два корня.


Кто может сформулировать тему и цель нашего урока?


Какова цель нашего урока? (научиться находить корни в сложных словах)


Кто сформулирует тему урока? (сложные слова)


Слайд №3


Взгляните внимательно на наши сложные слова. С помощью чего соединены корни? Как можно назвать эти гласные? (соединительные)







3. Первичное восприятие и осознание нового материала


Откройте тетради, запишите число. Сегодня 29 ноября. На следующей строчке Классная работа.


Слайд №4


  1. Водолаз, змеелов, сталевар, пешеход, рыболов, пылесос, скалолаз.

-Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.

-Как они были образованы?

-Как вы думаете почему эти слова называют сложными?

-В сложных словах есть соединительные гласные, чаще всего о или е. Гласная о пишется после твёрдых согласных, е-после мягких согласных: водопад, камнепад.

После ш и ж пишется е: пешеход. Гласные о и е в сложных словах-это орфограммы.


Слайд №5

Хочу обратить ваше внимание на экран. Перед вами алгоритм написания соединительной гласной в сложных словах.

АЛГОРИТМ:


ДУМАЮ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА.


ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА К ПЕРВОЙ ЧАСТИ СЛОВА.


ВЫДЕЛЯЮ КОРЕНЬ.


ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА КО ВТОРОЙ ЧАСТИ СЛОВА.


ВЫДЕЛЯЮ КОРЕНЬ.


ПОДЧЕРКИВАЮ СОЕДИНИТЕЛЬНУЮ ГЛАСНУЮ


4. Постановка учебной задачи.


- Послушайте предложения. Замените их сложными словами. Сложные слова запишите, выделите корни.

Аппарат, который сам летает по воздуху.

Поток воды, который падает с большой высоты.

Человек, который пашет землю.

Разновидность мышей, которые роют землю.

Военный корабль с ракетами на борту.

Одежда, которая греет тело.

Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня.

Кастрюля, которая быстро варит.


Дети выходят к доске цепочкой и записывают слова, выделяя соединительные гласные и объясняя написание.


Выполнение упражнения 141(с.78)


- Откройте учебник на с.78. Упр.141

Работу будем выполнять в группах. Командиры получают листы. За 5 минут нужно записать слова в порядке указанных значений, выделить корень.


Слайд №6


1.Море

2.Морской

3.Мореплаватель

4.Мореход

5.Моряк

6.Заморский

7.Приморский

- Какие из этих слов сложные?

Составьте и запишите предложение с любым словом.

Когда команда готова, командир выходит к доске и прикрепляет лист с заданием на магнит.

Проверка задания и рефлексия .


Физминутка.


Пора немного отдохнуть. Предлагаю собрать урожай сложных слов. Мальчики собирают слова с соединительной Е. девочки с соединительной О. Вы умницы, присаживайтесь!


5. Закрепление и осмысление знаний.


Работа с учебником.


Откройте учебники на стр. 78, упр. 140.


Обратите внимание на значок, который изображен рядом с упражнением. Как нужно работать? (в паре). Прочитайте задание.


Какое слово лишнее, почему?

Слайд №7


Водитель-простое слово

Лесовод-в остальных корень ход

Вихрь – в остальных корень ветер.


Спишите однокоренные слова, выделите в них корень.


Обменяйтесь своими тетрадями и оцените работу своего друга.

Слайд №8


(Рефлексия с помощью светофора)


Физминутка для глаз.


Вы много писали и ваши глазки устали. Снимите очки и выполним зарядку для глаз.


6. Обобщение и систематизация знаний.

Учебник. Стр. Упр.

7. Итог урока


-С чем вы ознакомились на уроке?

-Что такое сложные слова?

-Как они образованы?


Самооценка. Проверьте себя (на экране правильные ответы) и оцените.


всю свою работу на уроке. В тетради нарисуйте кружок нужного цвета и поднимите карточку этого же цвета. Я согласна с вашими оценками.( Оцениваю ребят за работу на уроке у доски и в тетради).


Молодцы!


6.Итог. Рефлексия.


Возьмите волшебные шляпы и ответьте на вопросы. Тот, кто получил «белую шляпу», расскажет нам, какое открытие он сделал для себя на уроке. Тот, кто получил «желтую шляпу», скажет, что интересного и полезного он узнал на уроке. Тот, кто получил «черную шляпу», поделится с нами своими трудностями, расскажет, что было непонятно. Тот, у кого «красная шляпа» расскажет о своих эмоциях на уроке, менялось ли настроение. Тот, у кого «зелёная шляпа» попробует предположить, где могут пригодиться новые знания. А обладатель «синей шляпы» должен внимательно выслушать всех и сделать вывод по сегодняшнему уроку.



Домашнее задание


Софья, Милена, Фёдор – подготовят проект «рассказ о сложном слове»


Александр, Есения, Лиза– подготовят синквейн на тему сложные слова.

А остальные ребята выполнят задание в учебнике на стр. Упр.


Спасибо за урок!