Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе УМК "Школа России" "Сложные слова"
Урок был разработан с учетом ФГОС. При планировании урока были учтены возрастные, личностные и физиологические возможности учащихся. представлены различные виды деятельности (групповая, парная, фронтальная).
Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
Цель: создать условия для усвоения понятия «сложные слова», научиться выделять в них корень.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:
— знакомить со способом образования сложных слов;
— расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные.
Метапредметные:
личностные УУД:
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
— оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
— определять общие для всех правила поведения;
— определять правила работы в группах;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— формулировать учебные задачи;
— учить планировать свою деятельность на уроке;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— отличать верно, выполненное задание от неверного;
— осуществлять самоконтроль;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— строить речевое высказывание в устной форме;
— выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
— моделировать информацию;
— уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии:
-исследовательская,
-здоровьесберегающие,
-обучение в сотрудничестве,
-развивающая,
-информационно-коммуникативные
Программное обеcпечение: Microsoft Power Point.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.
Оборудование:
— презентация;
— раздаточный материал;
Ход урока.
1. Орг. момент
- Доброе утро ребята! Посмотрите в окно, на улице светит солнышко, значит и настроение у нас хорошее. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им наше хорошее настроение своими улыбками. Молодцы! А сейчас повернитесь ко мне и подарите мне свои улыбки, а я вам подарю свою. Присаживайтесь! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Покажите друг другу ладошку, коснитесь кончиками мизинцев и скажите: «желаю»; соедините безымянные пальчики и скажите: «тебе»; соедините средние пальчики и скажите: «успеха». Теперь указательные пальчики, говорим: «всегда»; и большие пальцы: «во всем!».
2. Актуализация знаний.
Хоть сегодня и светит солнышко, но ночью было холодно. Посмотрите, на доске написаны слова, определите лишнее слово. (изморозь, морозилка, морозный, заморозил. холод). Почему оно? (разные корни)
Слайд №1
Как можно одним словом назвать оставшиеся слова? (однокоренные)
Что вы знаете об однокоренных словах? ( это слова с одинаковым корнем и похожим лексическим значением)
Что называют корнем слова? (корень слова – это главная, значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов)
Как найти корень в слове? (чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково). Молодцы!
Сообщение темы урока
- Отгадайте загадки.
Во дворе на нём катался,
На одной ноге держался.
Мчался я, закрыв глаза.
Только…где же тормоза?
…Я б ещё кататься рад,
Но…сломался… самокат)!
С высоты красив полёт,
Вниз летит он и ревёт,
Водной пыли турист рад…
Кто красавец?...(Водопад).
Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
Только смотрит строго
На носу два рога,
На ногах копыта-
От врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский…(носорог).
Слайд №2
- Найдите корень в словах- отгадках.
- С какой трудностью вы столкнулись?
- Как образованы эти слова?
- Оказывается, некоторые слова состоят из двух корней.
- В этих словах два корня и соединительная гласная о.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сложными словами, в которых два корня.
Кто может сформулировать тему и цель нашего урока?
Какова цель нашего урока? (научиться находить корни в сложных словах)
Кто сформулирует тему урока? (сложные слова)
Слайд №3
Взгляните внимательно на наши сложные слова. С помощью чего соединены корни? Как можно назвать эти гласные? (соединительные)
3. Первичное восприятие и осознание нового материала
Откройте тетради, запишите число. Сегодня 29 ноября. На следующей строчке Классная работа.
Слайд №4
Водолаз, змеелов, сталевар, пешеход, рыболов, пылесос, скалолаз.
-Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.
-Как они были образованы?
-Как вы думаете почему эти слова называют сложными?
-В сложных словах есть соединительные гласные, чаще всего о или е. Гласная о пишется после твёрдых согласных, е-после мягких согласных: водопад, камнепад.
После ш и ж пишется е: пешеход. Гласные о и е в сложных словах-это орфограммы.
Слайд №5
Хочу обратить ваше внимание на экран. Перед вами алгоритм написания соединительной гласной в сложных словах.
АЛГОРИТМ:
ДУМАЮ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА.
ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА К ПЕРВОЙ ЧАСТИ СЛОВА.
ВЫДЕЛЯЮ КОРЕНЬ.
ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА КО ВТОРОЙ ЧАСТИ СЛОВА.
ВЫДЕЛЯЮ КОРЕНЬ.
ПОДЧЕРКИВАЮ СОЕДИНИТЕЛЬНУЮ ГЛАСНУЮ
4. Постановка учебной задачи.
- Послушайте предложения. Замените их сложными словами. Сложные слова запишите, выделите корни.
Аппарат, который сам летает по воздуху.
Поток воды, который падает с большой высоты.
Человек, который пашет землю.
Разновидность мышей, которые роют землю.
Военный корабль с ракетами на борту.
Одежда, которая греет тело.
Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня.
Кастрюля, которая быстро варит.
Дети выходят к доске цепочкой и записывают слова, выделяя соединительные гласные и объясняя написание.
Выполнение упражнения 141(с.78)
- Откройте учебник на с.78. Упр.141
Работу будем выполнять в группах. Командиры получают листы. За 5 минут нужно записать слова в порядке указанных значений, выделить корень.
Слайд №6
1.Море
2.Морской
3.Мореплаватель
4.Мореход
5.Моряк
6.Заморский
7.Приморский
- Какие из этих слов сложные?
Составьте и запишите предложение с любым словом.
Когда команда готова, командир выходит к доске и прикрепляет лист с заданием на магнит.
Проверка задания и рефлексия .
Физминутка.
Пора немного отдохнуть. Предлагаю собрать урожай сложных слов. Мальчики собирают слова с соединительной Е. девочки с соединительной О. Вы умницы, присаживайтесь!
5. Закрепление и осмысление знаний.
Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 78, упр. 140.
Обратите внимание на значок, который изображен рядом с упражнением. Как нужно работать? (в паре). Прочитайте задание.
Какое слово лишнее, почему?
Слайд №7
Водитель-простое слово
Лесовод-в остальных корень ход
Вихрь – в остальных корень ветер.
Спишите однокоренные слова, выделите в них корень.
Обменяйтесь своими тетрадями и оцените работу своего друга.
Слайд №8
(Рефлексия с помощью светофора)
Физминутка для глаз.
Вы много писали и ваши глазки устали. Снимите очки и выполним зарядку для глаз.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Учебник. Стр. Упр.
7. Итог урока
-С чем вы ознакомились на уроке?
-Что такое сложные слова?
-Как они образованы?
Самооценка. Проверьте себя (на экране правильные ответы) и оцените.
всю свою работу на уроке. В тетради нарисуйте кружок нужного цвета и поднимите карточку этого же цвета. Я согласна с вашими оценками.( Оцениваю ребят за работу на уроке у доски и в тетради).
Молодцы!
6.Итог. Рефлексия.
Возьмите волшебные шляпы и ответьте на вопросы. Тот, кто получил «белую шляпу», расскажет нам, какое открытие он сделал для себя на уроке. Тот, кто получил «желтую шляпу», скажет, что интересного и полезного он узнал на уроке. Тот, кто получил «черную шляпу», поделится с нами своими трудностями, расскажет, что было непонятно. Тот, у кого «красная шляпа» расскажет о своих эмоциях на уроке, менялось ли настроение. Тот, у кого «зелёная шляпа» попробует предположить, где могут пригодиться новые знания. А обладатель «синей шляпы» должен внимательно выслушать всех и сделать вывод по сегодняшнему уроку.
Домашнее задание
Софья, Милена, Фёдор – подготовят проект «рассказ о сложном слове»
Александр, Есения, Лиза– подготовят синквейн на тему сложные слова.
А остальные ребята выполнят задание в учебнике на стр. Упр.
Спасибо за урок!