Тема урока: «Знакомство с работами гжельских мастеров.
Узор для гжельской тарелки.»
Цели:
- познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжельская роспись, учить составлять узор по мотивам росписи, освоить простые элементы росписи (прямые линии, точки, гжельская роза); закреплять навыки рисования;
- развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику, творческую активность, ориентировку в малом пространстве (на столе);
- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, интерес к народным промыслам.
Оборудование: гуашь, белая, синяя, воздушные шары, шаблоны круга R-16см, образец, кисти, поролон, гжельская посуда, пластиковые тарелки, презентация.
Ход урока:
I. Организация класса.
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы теперь садитесь
II. Введение в тему урока.
«Ходит сказка у ворот,
С нами водит хоровод.
Подарила для игры, разноцветные шары.
Шар волшебный дай ответ,
Ты раскрой нам свой секрет…»
Педагог в руках держит три шара (голубой, синий, белый).
- Какого цвета эти шары?
- Как вы думаете, почему сказка нам подарила сегодня на урок шары именно такого цвета?
- Я думаю, что на этот вопрос вы мне сможете ответить в конце нашего урока.
- А сейчас послушайте сказку …..
1. Беседа.
«В некотором царстве в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит город Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Нашли они в своем краю глину чудесную белую-белую, и решили из неё лепить посуду разную. Да, такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, другой квасник, третий мастер слепил сахарницу, в виде рыбки сказочной, а украсил по-своему – лепными фигурками. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами стали. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия. А славится Гжель своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами Гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее – синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. А рисовали на посуде различные сеточки, полосочки, цветы. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получается роспись. Не забывали мастера и про золото, так посуда ярче играла. Но кроме посуды изготавливали гжельские мастера различные игрушки и скульптуры. И по сей день живут в городе Гжель мастера и радуют нас своими изделиями.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами тоже поработаем мастерами, попробуем расписать тарелочку по мотивам гжельской росписи.
IV. Основная часть.
1. Вводная беседа
- Посмотрите внимание на посуду, которую я вам принесла. Она расписана в технике гжель. Обратите внимание на рисунки, которые на ней изображены.
- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
2. Рассматривание образца.
Дети рассматривают изделия.
- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшена посуда, что на ней нарисовано?
- Где расположен цветок?(в центре)
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Что нарисовано по краю тарелки? (Кайма)
- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
Обратите внимание на кайму по краям посуды.
- А что вы можете сказать о гжельской росписи?
Дети читают стихи:
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её название Гжель.
V. Педагогический рисунок.
- Итак, ребята, я вам обещала, что вы тоже сегодня побудете мастерами и попробуете расписать тарелочку в технике гжель. Но сначала посмотрите внимательно, как это буду делать я.
1. Сначала возьмем шаблон тарелочки и приложим к нему шаблон с изображением цветка.
2. Теперь возьмем синюю краску и с помощью поролона нанесем краску на вырезанный рисунок. Убираем шаблон.
3. В середине цветка нарисуем сеточку наклонными линиями так, чтобы они пересекались (рисуем по 4 линии).
4. В местах, где полоски пересеклись, нарисуем маленькие вертикальные линии.
Пока наша краска подсыхает, подготовим голубую краску.
- Кто из вас знает, как можно ее получить?
- Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немножко синей.
5. Теперь с помощью голубой краски раскрасим промежутки между лепестками.
- Чего у нас не хватает на тарелке? (каймы)
6. Правильно. Рисуем кайму. Вы наверное помните, что кайма может быть разной. Её можно нарисовать с помощью волнистых линий, с помощью полосок, сеточки и т.д.
Я решила нарисовать вот такую. Пересекающиеся линии, которые изображены полукругом. Вы можете нарисовать любую другую на свое усмотрение.
7. По желанию рисунок на тарелке каждый может добавить тоже самостоятельно. Я нарисую вот такие листочки.
8. В завершении работы, чтобы наша тарелочка была похожа на настоящую, вставим наш рисунок в пластиковую тарелку.
Физкультминутка «Цветы» Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
VI. Практическая работа.
1. Технологическая карта.
Прежде, чем приступим к работе, повторим порядок изображения рисунка.
Приложить шаблон с изображение цветка к тарелке.
С помощью поролона нанести синюю краску на цветок.
В центре цветка рисуем наклонными линиями сеточку.
Голубым цветом прокрасим промежутки между лепестками.
Нарисуем кайму по краю тарелки.
Вставим готовый рисунок в пластиковую тарелку.
2. Самостоятельная работа.
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
- Помните, что раскрашивать нужно очень аккуратно.
Оказание индивидуальной помощи.
Во время самостоятельной работы учитель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
Индивидуальная помощь, осуществляется на каждом этапе работы.
Во время работы звучит тихая музыка.
- А теперь заканчивайте свои работы.
VI. Итог урока выставка работ.
- Ребята, сегодня мы с вами побывали заочно в городе Гжель и познакомились с работами гжельских мастеров и сами попробовали себя в роли мастера по росписи тарелок.
- Вам понравилось? (да)
- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!
- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- В начале урока я вам задала интересный вопрос по поводу воздушных шаров. Кто помнит какой?
- Почему сказка нам подарила сегодня на урок шары именно такого цвета (голубой, синий и белый)?
- Правильно – это цвета гжельской росписи.
VII. Рефлексия:
- Вам понравилось быть мастерами?
- Что для вас было самым сложным на уроке?
Выставка детских работ.
«Вот закончилась игра,
Молодцы мастера,
Сказка чаще приходи,
С нами дружбу заводи.»
- На этом наш урок мастерства окончен. Всем спасибо за работу. До новых встреч.