МБОУ «ГИМНАЗИЯ «№3»
г. Королев
Урок русского языка в 1 классе
Тема: «Знакомство с разными группами слов.
Подготовила
Учитель начальных классов Католик Н.А.
Цели:
Предметные: учить детей различать предмет и слово как название предмета; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.
Личностные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма.
Метапредметные (формировать УУД):
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы.
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные умения: определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- классифицировать слова по разным основаниям;
- объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- уметь определять основание для классификации слов и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы.
Ход урока.
Организационный этап.
Прозвенел звонок, начинается урок!!!
Фонограмма музыки из мультфильма «Гуси лебеди». Слайд 1
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Мы отправляемся в русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
- Сели правильно, спинки выровняли, приготовили ушки – будем слушать, приготовили руки, чтобы писать, приготовили глазки, чтобы внимательно смотреть.
Мотивация к деятельности.
- Кто напомнит мне, что приключилось с Аленушкой и братцем ее Иванушкой? (гуси-лебеди унесли брата) (Слайд 2) .
- Побежала девочка искать его. Слайд 3Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но, прежде чем помочь девочке, её просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. Она боится не успеть. А нас много. Мы ей поможем! Какие качества понадобятся нам сегодня на уроке, чтобы помочь девочке выполнить все задания? (Взаимопомощь, дружба, активность, знания, умения и т.д.).
- Унесли гуси –лебеди брата. Идет она по тропинке и слышит Буль – Буль. Ребята, а какой буквой обозначается звук [Б]?
Минутка чистописания.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-На первой строке пишем заглавную букву Б поочерёдно с строчной буквой б.
- Подошла Аленушка к речке и стала прыгать по камушкам.
- На доске записаны пары сочетаний букв. Прочтите их. Какое соединение использовано? ба бо бу бы би, бе
- В таком чередовании допишите сочетания до конца строки.
Работа со словарным словом.
-Отгадайте загадку:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
- Знакомо вам это слово? Что такое берёза?
- Слайд 4
Значение по толковому словарю: «Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листочками».
-Послушайте стихотворение А.Прокофьева « Люблю берёзку русскую».
Александр Прокофьев.
Люблю берёзку русскую
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
- Это новое словарное слово, написание которого надо запомнить. Поставим ударение. Разделим слово на слоги. На какой слог падает ударение, на какой гласный? Как вы думаете, где сложное место в этом слове? (Безударная гласная е в первом слоге). Подчеркнём её. Запишите слово.
- Составьте предложения с этими словами (устно).
Постановка цели и задач урока.
-Бросилась бежать девочка дальше. Бежала, бежала и увидела – яблоня стоит
(Слайд 5).
- Не видала ли ты яблонька, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька ей в ответ:
- Выполни мои задания – скажу.
- Давайте, дети, поможем Машеньке, чтобы яблоня ей помогла, и выполним следующее задание.
- Назовите словами предметы, которые окружают нас в классе. (Стол, стул, парта и т.д.)
- Над какой темой мы сегодня будем работать? (Слово и предмет)
- Слово и предмет – это не одно и то же. Как их различать? (Предметы окружают нас повсюду: в школе, дома, на улице, а словами люди называют эти предметы.)
- Отгадайте загадки:
1.Кто родился с усами, но с закрытыми глазами? (Котёнок)
2.Что всегда ходит, а с места не сходит. (Часы)
- Какой вопрос поставлен к предмету, который является отгадкой к первой загадке? (Кто?)слайд 6
- Вопрос КТО? задаём к названиям людей и животных.
- Какой вопрос поставлен к предмету, который является отгадкой ко второй загадке (Что?)слайд 7
- Вопрос ЧТО? задаём к названиям всех других предметов и явлений.
Вывод: слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы КТО? ЧТО? слайд 8
- Расскажите, какой на картинке ЗАЯЦ? (Маленький, серый, ушастый и т.д.) слайд 9
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)
Вывод: слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Слайд 10
- Что делает заяц? (Прыгает, бегает и т.д.)
Вывод: слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Слайд 11
Физкультминутка.
На болоте две лягушки,
две зеленые квакушки,
утром рано умывались,
полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт привет!
Работа по теме.
-Напомните, над какой темой сегодня работаем? Будем учиться применять наши знания? Просит печка разложить ее бревна по порядку. И мы с вами будем раскладывать слова по группам, а слова печка заменила картинками.
- Прочитайте задание. Слайд 7
(Слова на доске в виде картинок.)
- Давайте распределим картинки под нужным вопросом.
(На доску прикрепляю три таблицы с вопросами: кто? что? какой? какая? что делает?)
Подбор ключей как решение задачи. Учащиеся читают слово, подбирают ключ к каждому слову, например к слову заяц можно поставить вопрос КТО?
- это название предмета, запишите слово в первый столбик. Постепенно все слова записывают в три столбика.
- Картинки подобрали, молодцы. Теперь нужно записать все слова в таблицу, которая у вас на карточках. (Учитель пишет на флипчарте)
-Сравните свои работы с образцом. Поставьте простым карандашом + на полях, если не допустили ошибок, - если есть ошибки.
-Вот и пришла Аленушка Бабе Яге. А она не хочет без выполненного задания отдавать Иванушку. Задание бабы Яги.
-Добавьте цветные слоги к тем, что на карточках.
У вас получились слова. Зачитайте их. А какое слово лишнее?
К какой группе можно отнести остальные слова? (они называют предметы.) Как вы определили?
Подведение итогов урока.
-Давайте подведём итог. Переверните лист и ответ на вопросы текста.
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов?
- Аленушке удалось справиться со всеми заданиями, и они с братцем вернулись домой. (Слайд 14)
Рефлексия.
- На столе лежат Сигнальные карточки, если вы считаете, что урок вам понравился, вы узнали новое и у вас многое получилось, то возьмите зеленый кружок.
-Если вы считаете, что урок вам не понравился, и у вас получилось не всё, как бы вы хотели, то возьмите красный кружок.