Этап мотивации и актуализации знаний | - Ребята, скажите, пожалуйста, что мы имеем в виду, когда говорим «искусство»? - Искусство – это живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, кино, балет, эстрада, театр, художественная фотография и др. - Какую роль играет искусство в жизни общества? - Искусство является одним из специфических проявлений деятельности человека, практического освоения мира. Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Оно существовало с древнейших времен. Искусство помогает человеку познакомиться с разными эпохами, культурой и традициями, помогает в выборе идеалов и ценностей. | включаются в беседу. Слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свои суждения в беседе. | Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками; Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; |
Постановка учебной задачи | Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. - Как вы считаете, что вам предстоит узнать о искусстве? - Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить? | Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Пространственные виды искусств обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. Их часто называют пластические искусства – от слова – пластика, они не изменяются и не развиваются во времени и существуют в пространстве - это живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Они разговаривают с нами на своем особом «языке». Живопись – при помощи красок, цветом на плоскости Графика – линией и пятном на плоскости Скульптура – на языке объёмов и форм Архитектура – на языке конструкции и пространства Декоративно-прикладное искусство – при помощи объёма, цвета, линий, и пространства… Чтобы не запутаться, пространственные искусства поделили на три группы: конструктивные, декоративно-прикладные и изобразительные искусства. И сегодня на уроке мы должны узнать, какие искусства составляют эти группы. - А что нам для этого нужно? - Знать определения видов искусства. - Необходимо разобраться, по какому принципу пространственные виды искусства можно разделить на группы: конструктивные, декоративно-прикладные и изобразительные искусства. 1. Конструктивные искусства 2. Декоративно-прикладное искусство 3. Изобразительные виды искусства - Для закрепления полученных знаний, выполните задание №1 в вашем маршрутном листе. Составьте группы пространственных искусств. А затем мы продолжим разговор об изобразительных видах искусства. 1.сообщение ученика Живопись 2. сообщение ученика Графика 3. сообщение ученика Скульптура -Итак, мы более подробно познакомились с живописью, графикой и скульптурой и их художественными материалами. Для закрепления материала выполните задание №2. Вставьте пропущенное слово в определение. | Участвуют в беседе Сообщения учеников о пространственных видах искусства(сообщение сопровождается слайдами) Знакомятся с произведениями искусства. Анализируют и сопоставляют их, группируют по видам. Делят пространственные искусства на три группы, сравнивают их по заданным критериям. Выполняют задание №1. в маршрутных листах (составляют группы пространственных искусств) Приложение1. Слушают сообщение товарищей Знакомятся с художественными произведении (В.А. Серова «Портрет К.С. Станиславского», Я.Г. Чернихова «Архитектурный рисунок», Ван Гога «Автопортрет за мольбертом», Т.А. Мавриной «Плакун-трава», С.Д. Эрьзя «Женский портрет» и др.) и художественными материалами.
Выполняют задание №2. в маршрутных листах. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление | Художники XX в. посвятили свое творчество эксперименту. Их интересовали различные художественные техники, взаимодействие красочных фактур. Предлагаю и вам провести свой эксперимент – создать своё уникальное красочное изображение в технике монотипия. Для работы нам понадобятся краски, кисти, лист бумаги и вот такая плиточка (кусочек оргстекла). Последовательность выполнения. На поверхность плиточки нанести цветные пятна. Затем накрыть плиточку листом бумаги и плотно прижать. Аккуратно снять лист. Рассмотреть полученное изображение и довести рисунок до логического завершения, кисточкой, следуя своему замыслу. Примеры такой техники вы видите на слайде. Желаю успеха! | Творческий поиск. Экспериментируют с цветом, исследуют взаимодействие красочных фактур, упражняются в технике монотипия | Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
VI. Итоги урока - 3 мин. Выставка детского рисунка; анализ работ. Рефлексия | Художник - это профессия. В своих произведениях он стремиться создать художественный образ реального мира. Что же необходимо знать художнику, мастеру своего дела, чтобы его творческий процесс дал необходимый результат? - Создание произведений искусства – творческий процесс. И творец должен знать эстетические законы, владеть художественными материалами и техническими приемами. И наша задача научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох, чтобы учиться познавать окружающий нас мир. Давайте рассмотрим ваши рисунки и порадуемся творческим находкам. - И я прошу вас выразить свое отношение к теме нашего урока, высказываясь одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного ряда: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… | Отвечают на поставленный вопрос
Участвуют в анализе детских работ Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Рефлексия вслух по кругу: Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске Делают вывод, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |