СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знакомство с видами изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, художественными материалами и их выразительными возможностями; формировать представление об искусстве изображения как способе художественного познания мира; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.

Просмотр содержимого документа
««Знакомство с видами изобразительного искусства»»

Тема урока: «Знакомство с видами изобразительного искусства»

Класс: 5.

Цель: познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, художественными материалами и их выразительными возможностями; формировать представление об искусстве изображения как способе художественного познания мира; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.

Задачи:

Личностные:

Формирование основ экологической культуры

Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование и развитие экологического мышления и умения применять его в социальной практике

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,

Тип урока: изучение новых знаний.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, экран

Для учеников: ручка или карандаш, тетрадь, раздаточный материал 

Наглядно-демонстрационный материал (Репродукции картин): Л.С. Попов «Живописная архитектоника» 3 (масло), Я.Г. Чернихов «Архитектурный рисунок» (цветные карандаши), А.Я. Головин «Натюрморт» (темпера), Ван Гог «Автопртрет за мольбертом» (масло), В.А. Фаворский «Натюрморт» (гравюра), С.Д. Эрьзя «Женский портрет» (скульптура), В.А. Серов «Портрет К.С. Станиславского» (уголь), Т.А. Маврина «Лимоны» (акварель),


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(УУД)

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний


- Ребята, скажите, пожалуйста, что мы имеем в виду, когда говорим «искусство»?

- Искусство – это живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, кино, балет, эстрада, театр, художественная фотография и др.

- Какую роль играет искусство в жизни общества?

- Искусство является одним из специфических проявлений деятельности человека, практического освоения мира. Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Оно существовало с древнейших времен. Искусство помогает человеку познакомиться с разными эпохами, культурой и традициями, помогает в выборе идеалов и ценностей.

включаются в беседу.

Слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свои суждения в беседе.


Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

Постановка учебной задачи


Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

- Как вы считаете, что вам предстоит узнать о искусстве?

- Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить?



Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации.






Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Пространственные виды искусств обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. Их часто называют пластические искусства – от слова – пластика, они не изменяются и не развиваются во времени и существуют в пространстве - это живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

Они разговаривают с нами на своем особом «языке».

Живопись – при помощи красок, цветом на плоскости

Графика – линией и пятном на плоскости

Скульптура – на языке объёмов и форм

Архитектура – на языке конструкции и пространства

Декоративно-прикладное искусство – при помощи объёма, цвета, линий, и пространства…

Чтобы не запутаться, пространственные искусства поделили на три группы:

конструктивные, декоративно-прикладные и изобразительные искусства.

И сегодня на уроке мы должны узнать, какие искусства составляют эти группы.

- А что нам для этого нужно?

- Знать определения видов искусства.

- Необходимо разобраться, по какому принципу пространственные виды искусства можно разделить на группы: конструктивные, декоративно-прикладные и изобразительные искусства.

1. Конструктивные искусства

2. Декоративно-прикладное искусство

3. Изобразительные виды искусства










- Для закрепления полученных знаний, выполните задание №1 в вашем маршрутном листе. Составьте группы пространственных искусств.


А затем мы продолжим разговор об изобразительных видах искусства.

1.сообщение ученика Живопись

2. сообщение ученика Графика 

3. сообщение ученика Скульптура














-Итак, мы более подробно познакомились с живописью, графикой и скульптурой и их художественными материалами.

Для закрепления материала выполните задание №2. Вставьте пропущенное слово в определение.

Участвуют в беседе







































Сообщения учеников о пространственных видах искусства(сообщение сопровождается слайдами)

Знакомятся с произведениями искусства.

Анализируют и сопоставляют их, группируют по видам.

Делят пространственные искусства на три группы, сравнивают их по заданным критериям.

Выполняют задание №1. в маршрутных листах (составляют группы пространственных искусств)

Приложение1.


Слушают сообщение товарищей

Знакомятся с художественными произведении (В.А. Серова «Портрет К.С. Станиславского», Я.Г. Чернихова «Архитектурный рисунок», Ван Гога «Автопортрет за мольбертом», Т.А. Мавриной «Плакун-трава», С.Д. Эрьзя «Женский портрет» и др.) и художественными материалами.



Выполняют задание №2. в маршрутных листах.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Динамическая пауза

«Семицветик» - гимнастика для глаз

Стоя выполняют упражнение для глаз

Личностные

Первичное закрепление


Художники XX в. посвятили свое творчество эксперименту. Их интересовали различные художественные техники, взаимодействие красочных фактур. Предлагаю и вам провести свой эксперимент – создать своё уникальное красочное изображение в технике монотипия. Для работы нам понадобятся краски, кисти, лист бумаги и вот такая плиточка (кусочек оргстекла).

Последовательность выполнения.

На поверхность плиточки нанести цветные пятна.

Затем накрыть плиточку листом бумаги и плотно прижать. Аккуратно снять лист.

Рассмотреть полученное изображение и довести рисунок до логического завершения, кисточкой, следуя своему замыслу. Примеры такой техники вы видите на слайде.

Желаю успеха!

Творческий поиск. Экспериментируют с цветом, исследуют взаимодействие красочных фактур, упражняются в технике монотипия

Коммуникативные:

сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


VI. Итоги урока - 3 мин.

Выставка детского рисунка; анализ работ.

Рефлексия


Художник - это профессия. В своих произведениях он стремиться создать художественный образ реального мира.

Что же необходимо знать художнику, мастеру своего дела, чтобы его творческий процесс дал необходимый результат?

- Создание произведений искусства – творческий процесс. И творец должен знать эстетические законы, владеть художественными материалами и техническими приемами.

И наша задача научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох, чтобы учиться познавать окружающий нас мир.

Давайте рассмотрим ваши рисунки и порадуемся творческим находкам.

- И я прошу вас выразить свое отношение к теме нашего урока, высказываясь одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного ряда:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Отвечают на поставленный вопрос















Участвуют в анализе детских работ

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Рефлексия вслух по кругу:

Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске







Делают вывод,

что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Составьте синквейн к темам: Живопись. Графика. Скульптура. Художник (на выбор)







Приложение 1.

Маршрутный лист ученика 5___класса, ФИ______________________________________________________

Тема урока: «Знакомство с видами изобразительного искусства»


Задание №1. При помощи стрелок установи соответствие:

раздели пространственные искусства на группы.


п/п

Виды

искусства

Группы

пространственных искусств

1

Живопись




Конструктивные

искусства

2

Графика

3

Скульптура

Декоративно-прикладное искусство


4

Архитектура

5

Декоративно-прикладное искусство

Изобразительные

искусства






Задание №2. Вставь пропущенное слово.


  1. ______________________- это сухие цветные палочки, создающие бархатистое изображение.

  2. ______________________- вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на твердую поверхность.

  3. К _____________________ материалам относят карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

  4. ________________________- искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

  5. ___________________пишут по специально загрунтованному холсту, и в отличие от гуаши и акварели эту краску разводят не водой, а специальными растворителями.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!