СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана на основе программы  Б. Неменского. В  основное  содержание  программы  «Изобразительное искусство 5-9 классы», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского   внесены  изменения.  Ввиду  того,  что  изучение  предмета  «Изобразительное искусство»  по  ФГОС  будет  осуществляться  в  5-8  классах,  материал  программы  5 класса  сжат  и  введены  темы  6 класса,  знакомящие                       обучающихся  с видами изобразительного  искусства и основами  изобразительного  языка,  предусмотренные  программой  для  изучения  в  начале  6  класса.  Изменения  обусловлены  тем,  что  в материале  программы  6  класса  не  отведены  часы  для  изучения  всех  жанров  изобразительного  искусства.  В  частности  в  программе  отсутствуют  темы,  посвящённые  изучению  бытового,  исторического,  батального, библейского,  сказочно-былинного  жанров.   Созданные  в  этих  жанрах  произведения  являются  шедеврами  русского  и  мирового  изобразительного  искусства.  Без  знакомства  и  изучения  творчества  художников,  создававших  свои  произведения  в  этих  жанрах,  невозможно  полноценное  изучения  предмета «Изобразительное искусство».  Внесённые  в  программу  5  класса  изменения позволяют  за  счёт  переноса  тем  ввести в 6 классе изучение всех жанров изобразительного  искусства.  

Просмотр содержимого документа
«Программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 8 города Евпатории Республики Крым»



РАССМОТРЕННО

МО учителей ХЭЦ

Протокол № 5

от «___» ____________ 2016 г.

Руководитель МО

___________ Э. Р. Абхаиров

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ А. В. Алиева

«___» ____________ 2016 г.


УТВЕРЖЕНО

Директор МБОУ

«Гимназия № 8»

___________ Л. Л. Лыкова

«___» ____________ 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству



Базовый уровень образования


5 класс


34 часов в год, 1 час в неделю


Сотавил: Абхаиров Эльвир Ризаевич





Программа разработана на основе программы

«Изобразительное искусство 5 – 9 класс»

авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского

(М.: Просвещение, 2011г.)












г. Евпатория

2016г.


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству, утвержден Приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 28, 47, 48, 77).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03. 2004г. № 1312 ( в редакциях от 20.08.2008, № 241. от 30.08. 2010, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 № 2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных школ РФ, реализующих программы общего образования.

5. Учебный план МБОУ « Гимназия № 8 города Евпатории Республики Крым» на 2016-2017 уч. г.

Рабочая программа  по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2011 год ), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Программа реализуется за счёт часов инвариантной части в течение четырёх лет.


Место и роль учебного курса изобразительного искусства в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

      Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсе­дневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень рабочей программы для 5-8 классов. Программа строится так, чтобы дать школьникам представле­ния о значении искусства в их личностном становлении. Преду­сматривается широкое привлечение их жизненного опыта, приме­ров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

     На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 140 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в 5-8 классах, при 1 часе в неделю в соответствии с учебными неделями.

Основные принципы программы:

1.Системообразующая основа программы предполагает триединство художественной деятельности:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность;

2.Принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, наблюдение и переживание окружающей реальности и формирует у ребенка способность самостоятельного видения мира.

3.Принцип целостности освоения материала каждой темы обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

4.Принцип единства восприятия и созидания формирует образное художественное мышление.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта развивает чувства ребенка, помогает освоить художественный опыт поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

6.Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу, т. е. строится на наблюдательности и выполнении художественного образа на основе фантазии ребенка.

Цели программы:

    развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно


Задачи обучения:

    1.Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

2. Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

   3. Формирование художественных знаний, умений, навыков

4.Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;    

5. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры народов России и Крыма. 


Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, конструктивных ( архитектуре и дизайне ); приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Основное содержание

5 класс

Общая тема программы – Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Основы изобразительного искусства.

35 часов.

5 класс, первый год основной школы, посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. В основное содержание программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского внесены изменения. Ввиду того, что изучение предмета «Изобразительное искусство» по ФГОС будет осуществляться в 5-8 классах, материал программы 5 класса сжат и введены темы 6 класса, знакомящие обучающихся с видами изобразительного искусства и основами изобразительного языка, предусмотренные программой для изучения в начале 6 класса. Изменения обусловлены тем, что в материале программы 6 класса не отведены часы для изучения всех жанров изобразительного искусства. В частности в программе отсутствуют темы, посвящённые изучению бытового, исторического, батального, библейского, сказочно-былинного жанров. Созданные в этих жанрах произведения являются шедеврами русского и мирового изобразительного искусства. Без знакомства и изучения творчества художников, создававших свои произведения в этих жанрах, невозможно полноценное изучения предмета «Изобразительное искусство». Внесённые в программу 5 класса изменения позволяют за счёт переноса тем ввести в 6 классе изучение всех жанров изобразительного искусства.

Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Обучение строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта, культуры труда, культуры человеческих отношений. Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства, успешно развивают чувство гармонии. В связи с внесёнными изменениями в программу 5 класса обучающиеся знакомятся с пространственными видами искусства, с местом изобразительного искусства в семье пространственных искусств, с его видами и возможностями графических, живописных материалов и материалов скульптуры, изучают основы изобразительного языка.

     Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, акварелью, пластилином, бумагой, тканью. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Древние корни народного искусства. ( 7часов)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

1. Древние образы в народном искусстве.

2. Декор русской избы.

3. Внутренний мир русской избы.

4. Конструкция, декор предметов народного быта.

5. Образы и мотивы в орнаменте русской народной вышивки.

6. Народный праздничный костюм.

7. Народные праздничные обряды (обобщение темы).

Связь времен в народном искусстве (9 часов)

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка. Традиции и особенности крымскотатарского и украинского декоративно-прикладного искусства.

1. Древние образы в современных народных игрушках.

2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

4. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

5. Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

6. Промыслы нашего края. Крымско-татарская вышивка, керамика, ювелирное искусство

7. Украинское народное искусство. Петриковская роспись, керамика, вышивка.

8. Резервный урок.

9. Роль народных промыслов в современной жизни.

Декор, человек, общество, время ( 5 часов )

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы, эмблемы и монограмма в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

1. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2. Одежда «говорит» о человеке.

3. Инициал и монограмма.

4. О чём рассказывают гербы и эмблемы.

5. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Декоративное искусство в современном мире ( 5 часов )

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

1. Современное выставочное искусство. Лоскутная аппликация или коллаж.

2. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Мозаика.

3. Искусство витража.

4. Нарядные декоративные вазы.

5. Истоки декоративного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка ( 9 часов )

Графика, живопись и скульптура – основные виды изобразительного искусства. Рисунок – основа мастерства художника. Разнообразные графические и живописные техники. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Цветовые отношения, свойства цвета – основные и составные цвета, теплые и холодные, цветовой контраст, насыщенность, светлота цвета. Выразительные возможности объемного изображения. Выражение в изобразительном искусстве эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

1.Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

2. Рисунок – основа изобразительного творчества.

3. Линия и её выразительные возможности

4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

5. Цвет. Основы цветоведения.

6. Цвет в произведениях живописи.

7. Объемные изображения в скульптуре.

8. Резервный урок.

9. Основы языка изображения.


Основная форма организации учебного процесса классно-урочная:

  1. Урок-сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.

2. Комбинированные уроки:

а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.

Учащимся предлагается работа по определенному образцу.

б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.

Учащимся предлагается работа творческого характера.

3. Обобщающие уроки:

а) уроки-викторины.

б) урок-игра.

в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем.


Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

традиционное обучение;

интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах, сотрудничество);

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

cловесные, наглядные, практические.

репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;

 индуктивные и дедуктивные;

Виды контроля

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

    Промежуточный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Итоговый контроль. Методы контроля - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Формы контроля уровня:

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

4. Тестирование


Критерии и система оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Оценка «5»

обучающийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, знает термины и может объяснить их значение, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, знает термины, но совсем точно объясняет их значение, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «3»

обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, слабо знает термины, не может объяснить их значение, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2»

обучающийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не знает термины, не может объяснить их значение, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «1»

обучающийся не приступил к выполнению задания; не сдал работу.


Критерии и система оценки творческих работ.

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Аккуратность работы.

3.Владение техникой: как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Оценка «5»

- обучающийся самостоятельно и аккуратно выполняет рисунок с соблюдением законов композиции, гармонично согласовывая между собой все компоненты изображения;

- полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, с детальной проработкой элементов композиции;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4»

- обучающийся начинает выполняет рисунок с помощью учителя, допускает незначительные нарушения законов композиции и единства между элементами изображения, не очень аккуратно ведёт работу;

- не полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, но детально прорабатывает элементы композиции;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3»

- обучающийся небрежно выполняет работу, весь рисунок выполняет с помощью учителя, допускает грубые нарушения законов композиции и единства между элементами изображения;

- частично закрывает плоскость листа цветом или тоном, нет детальной проработки элементов композиции;

- умеет подметить, но не может передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «2»

- не может собрать компоненты изображения в единую композицию;

- не выполняет цветового или тонального решения рисунка;

Оценка «1»

- обучающийся не приступил к выполнению задания; не сдал работу.



Критерии и система оценки кроссворда:

  1. Оригинальность вопроса.

  2. Умение чётко сформулировать вопрос.

  3. Грамотность.

4. Аккуратность и эстетичность.

5. Самостоятельность.

Оценка «5»

- обучающийся чётко и оригинально без грамматических ошибок сформулировал 10 вопросов кроссворда;

- кроссворд эстетически оформлен, аккуратно выполнен, самостоятельно составлен.

Оценка «4»

- обучающийся без грамматических ошибок, используя интересные формулировки, но допуская незначительные неточности, составляет кроссворд менее чем из 9 вопросов;

- кроссворд эстетически оформлен, аккуратно выполнен, но частично составлен с помощью учителя.

Оценка «3»

- обучающийся допускает грамматические ошибки в словах кроссворда, ошибки при формулировке вопросов, составляет кроссворд менее чем из 6 слов;

- кроссворд выполнен не аккуратно, отсутствует эстетическое оформление, большая часть вопросов составлена с помощью учителя.

Оценка «2»

- не может сформулировать вопросы к кроссворду;

- не может составить расположение слов.

Оценка «1»

- обучающийся не приступил к выполнению задания; не сдал работу.


Требования к уровню подготовки обучающихся (требования к планируемым результатам изучения программы)

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

 знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для восприятия и оценки произведений искусства;

- для развития индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.

- для развития потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоения практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирования активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи); владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).


Учебно-методическое обеспечение:

Учебник:

 «Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2014;

Дополнительная литература:

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004г.

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., 1979.

Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

www.artvek.ru/dekor07.html

http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=690551

www.museum.ru/N31505

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Информационно-коммуникационные средства.

- Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СД)..

- Собственные компьютерные презентации.

Наглядные пособия

- Демонстрационные материалы.

- Дидактический раздаточный материал.

Технические средства обучения.

- Компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Интерактивная доска.

Учебно-практическое оборудование

- Аудиторная доска.

- Ученические столы двухместные или одноместные с комплектом стульев.

- Стол учительский с тумбой.

- Шкафы для хранения оборудования, пособий.

- Предметы для постановок натюрмортов, муляжи.

- Емкости для воды.

12


© 2016 775 11